«Если бы Google и Facebook запустили сервисы такси»: что происходит на российском рынке агрегаторов такси после пандемии

Колонка исполнительного директора Ситимобил Виталия Бедарева для издания Intelligent Transport о том, как российский рынок агрегаторов такси пережил пандемию COVID-19.

«Если бы Google и Facebook запустили сервисы такси»: что происходит на российском рынке агрегаторов такси после пандемии

Россия занимает четвертое место в мире по доле загрузок приложений для ride on demand (ride-hailing, такси, carpool) с 11-процентной долей с начала года (по сравнению с 10-процентной долей в 2019 году), отмечали аналитики UBS. Больше только Бразилия (с долей 16%), Индия (12%) и Китай (12%). При этом, по данным UBS, российский рынок агрегаторов такси больше рынка США (8%).

В отличие от США, рынок агрегаторов такси в России еще находится на этапе бурного роста. Мы продолжаем расти на десятки процентов каждый год. И в российской отрасли есть специфические национальные особенности. Если в Uber в США водители чаще всего работают на личном автомобиле, то в России в крупных городах большинство водителей арендуют машины у автопарков, насчитывающих иногда тысячи автомобилей. Кроме того, у нас по-прежнему распространена оплата поездок наличными. Даже в Москве наличными на нашей платформе до сих пор оплачивается около 40% поездок, а в целом по стране доля наличной оплаты доходит до 50%. Это кардинальное отличие от США или Великобритании.

Россия также существенно отличается от крупнейших стран Запада по расстановке сил на рынке. Например, в США устоявшаяся дуополия Uber и Lyft, а в России есть Яндекс.Такси, который в крупных городах занимает до 70% рынка – это практически монополия. Ситимобил — быстрорастущий конкурент (рост в 4,3 раза в августе 2020 года по сравнению с августом 2019 года) с долей 20-25% в городах присутствия. Есть еще меньшие по размеру города, где подавляющее число заказов такси по-прежнему происходит по телефону, и есть агрегаторы, работающие, в основном, по этой схеме (Максим, Везет). Даже у такой крупной IT-компании как Ситимобил, которая делает ставку на мобильное приложение, в отдельных городах доля «телефонных» заказов доходит до 30%.

«Если бы Google и Facebook запустили сервисы такси»: что происходит на российском рынке агрегаторов такси после пандемии

Последние несколько лет в России шел передел рынка. В 2017-18 году Яндекс.Такси поглотил локальный бизнес Uber, что привело де-факто к образованию монополии в больших городах, конкурентам на этом фоне стало трудно бороться с компанией, обладающей несравнимо бОльшими ресурсами (финансы, трафик пользователей, технологии, включая карты). Затем появились мы, Ситимобил, с амбициями составить конкуренцию лидеру при поддержке Mail.ru Group. За последний год мы запустились во всех крупнейших (с населением более 1 млн человек) городах России, завоевав значительную долю рынка. Пандемия настигла нас в момент региональной экспансии, когда рынок активно двигался в сторону американской модели.

Испытание пандемией

Серьезные ограничения в связи с коронавирусом в России начали вводить в марте, а уже в апреле была введена полная самоизоляция, включая обязанность для москвичей и жителей ряда других регионов получать специальный цифровой пропуск, в том числе и для поездок на такси. Это естественно привело к падению спроса на такси. Строгость ограничительных мер в разных городах отличалась, пропорционально это повлияло и на динамику спроса. В Москве он упал сильнее всего, где-то, как в Санкт-Петербурге падение было незначительным. В отдельных регионах, например, в Краснодаре мы даже наблюдали рост спроса.

Худшая неделя для спроса на поездки была с 31 марта по 6 апреля – на пике спрос в Москве упал примерно на 50% по сравнению с докоронавирусным периодом. И хотя это очень существенно, но все же гораздо меньше, чем в Нью-Йорке или Китае, где были введены очень строгие карантинные правила. Восстановление спроса в Москве также происходило быстрее, чем в других странах – уже к концу июня количество заказов у нас превысило докоронавирусный уровень. В США и Китае рынок еще только продолжает восстанавливаться.

Нетипичным для остального мира была и обязанность агрегаторов в России во время пандемии контролировать водителей и таксопарки в вопросах дезинфекции автомобилей и обеспечением масками, перчатками и санитайзерами. Для нас это вылилось в существенные расходы на средства индивидуальной защиты и дезинфекцию. Нам удалось их компенсировать и даже в итоге сэкономить по сравнению с дорокоронавирусными планами за счет замедления экспансии и оптимизации переменных расходов (в первую очередь, это субсидии водителям) – из-за падения спроса на рынке образовался избыток водителей, хотя их количество тоже уменьшилось.

Жизнь после COVID-19

Во время пандемии наша доля на рынке значительно выросла. Отчасти потому, что мы просто хорошо работаем :), но на это также повлияли и структурные причины. Пандемия сильнее всего ударила по двум большим сегментам – корпоративному, так как сотрудники многих компаний перешли на удаленку, и по повышенным классам «Комфорт», «Комфорт+», «Бизнес». Работа бизнес-класса во время пандемии в Москве фактически была временно запрещена.

В этих сегментах основной конкурент имеет бОльшую долю – мы пока сконцентрированы на эконом-классе в b2c сегменте – поэтому они испытали более сильное падение. После восстановления спроса в этих сегментах наша доля рынка слегка уменьшилась, но меньше, чем мы смогли вырасти. По последним данным Департамента транспорта Москвы, в августе на Яндекс.Такси приходилось 67,7% поездок в день, на Ситимобил – 23,1%, на Gett - 5,8% в день. Наша доля рынка больше чем была до коронавируса.

«Если бы Google и Facebook запустили сервисы такси»: что происходит на российском рынке агрегаторов такси после пандемии

В то же время, сейчас перед нами новые вызовы – например, запуск китайского сервиса Didi, он уже заработал в августе в Казани. Didi – отличная компания с мощными технологиями и финансовым ресурсами, но мы готовились к их запуску несколько месяцев, и у нас есть причины не бояться нового конкурента.

Чтобы, например, американцу, лучше понять происходящее на российском рынке, нужно попытаться представить, что собственные сервисы такси запустили Google и Facebook. В России обе компании, претендующие на лидерство на рынке такси, Яндекс и Ситимобил — части крупнейших технологических экосистем. Яндекс.Такси фактически принадлежит «русскому Google» – ведущему поисковому и технологическому российскому гиганту Яндексу. Ситимобил – часть экосистем Mail.ru Group и Сбербанка. Ситимобил в 2019 году стал частью СП Mail.ru Group и Сбербанка в области транспорта и еды. Сбербанк – это крупнейший российский банк, который находится в процессе трансформации в технологическую компанию. Mail.ru Group среди других активов владеет крупнейшими в России социальными сетями (ВКонтакте с месячной активной аудиторией 73 млн и Одноклассники – 42 млн).

Доступ к экосистемам и нам, и нашим конкурентам дает огромные преимущества – как с точки зрения привлечения пользователей и финансирования, так и в плане сотрудничества с другими сервисами этих экосистем. Имея доступ к финансовой экосистеме Сбербанка, Ситимобил может позволить себе договориться о более выгодных условиях лизинга автомобилей, чтобы затем привязать их к нашей платформе. Мы начали активно развивать сервис такси вместе с крупнейшей в России социальной сетью ВКонтакте. Представьте себе Facebook Taxi, мы строим в России именно такой сервис – Такси ВКонтакте. Только за июль пользователи совершили 1,3 миллиона поездок через этот сервис, в августе число поездок уже превысило 2,5 миллиона.

Уже это делает конкуренцию для любого нового игрока на рынке непростой задачей, но есть и другой очень важный для сервиса такси нюанс – геоданные и навигационные сервисы. У Яндекса, есть лучшая, по мнению многих экспертов, в России геоплатформа: Яндекс.Карты развиваются уже более 10 лет, и у конкурентов никогда не будет к ним доступа. Мы для навигации и маршрутизации заказов используем комбинацию сервисов HERE и 2ГИС (сервис стал частью экосистемы Сбербанка и СП c Mail.ru Group в августе 2020 года), доработанные с помощью наших собственных алгоритмов. Но нам понадобилось два года, чтобы довести ее до приемлемого качества, и потребуется еще несколько лет, чтобы добиться целевого состояния. Didi выходит на рынок с картами Google, которые не всегда точно отражают даже крупные российские города за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому поначалу им будет непросто конкурировать.

Если говорить о том, куда движется рынок городской мобильности в целом, – мы верим, что будущее городского транспорта за мультимодальной моделью. Что это значит? Цель пользователя, заказывающего поездку, не такси само по себе, а удовлетворение потребности наиболее удобным, дешевым и быстрым способом переместиться из точки А в точку Б. Решить эту задачу можно несколькими способами и в любой момент пользователь выбирает оптимальный для себя в зависимости от пробок, дня и времени суток, личных предпочтений и др.

Этим летом мы впервые в дополнение к услугам такси добавили интеграцию с новым видом транспорта – электросамокатами Urent. Наши пользователи в нескольких городах смогут выбирать эту опцию, если им нужна поездка на короткие расстояния или они просто хотят покататься по парку с друзьями для развлечения. Мы также работаем над интеграцией с каршерингом YouDrive, который входит в состав СП Mail.ru Group и Сбербанка. Каршеринг в России пользуется большей популярностью, чем в большинстве стран мира, и Москва входит в тройку лидеров по использованию каршеринговых автомобилей. Мы считаем, что после COVID-19 всё больше людей будут использовать каршеринг, самокат, велосипеды в качестве альтернативы общественному транспорту – чтобы обеспечить безопасную социальную дистанцию. Мы также ведем переговоры об интеграции с системами общественного транспорта.

Яндекс.Такси недавно объединила все свои сервисы, так или иначе связанные с городской мобильностью, в одно приложение, что лишний раз подтверждает, что в мультимодальном направлении будет двигаться весь российский рынок.

1717
22 комментария

если бы Google и Facebook запустили сервисы такси

Первый бы давно закрыли, а в приложении второго никто бы не разобрался

41
Ответить

лучший комментарий)))

Ответить

У Ситимобила для меня только одна, но очень большая проблема: Я смотрю цены у разных агрегаторов. Вижу что у Ситимобила самая дешевая. Делаю заказ и ..... И ничего 5 минут, ничего 10 минут, ничего 20 минут. После этого я открываю Яндекс такси... чуть дороже, но оно приезжает через 3-5 минут. :( А Я НЕ люблю Яндекс. У меня постоянное ощущение что они все время хотят меня нае... обмануть. Но и пользоваться Ситимобилом не получается. После пары таких провалов, я просто перестал открывать их приложение. Какая разница какая там цена, если такси все равно не приедет....  
И это печально :(

13
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Я просто не представляю каким образом можно конкурировать в цене и скорости подачи с яндексом, попробуй демпинговать - сдохнешь через месяц :(

Ответить

Вы сначала решите проблему с тем, что ваши таксисты не хотят заказы брать, а потом поговорим :)
Как выше правильно заметили, если ценник в ситимобиле дешевле яндекса на 50-100р, то хрен к тебе какая тачка найдется, при этом класс не имеет значения. Надеюсь не обману, но у меня поездок так 5 из 10 происходит не ситимобилом, а яндексом, так как у сити тупо не нашлось тачки.

Ну и еще ваша навигация и карты - это дичь полнейшая. У меня тут строительство дороги происходит уже год, по этой дороге ездить нельзя и проехать из одного района в другой можно только в объезд. Яндекс строит маршрут в объезд, ваш навигатор(гугл?) строит маршрут через перекопанную дорогу. В итоге приходится писать или звонить водилам, чтобы ехали в объезд, а не ломились по своему навигатору

4
Ответить

можно конкурировать если водила получает столько же сколько и в яндексе - а разница в цене компенсируется более низкой комиссией сервиса.

Ответить