Запитчить Андрея Дороничева на покупку кошки: 5 причин, почему обучение презентациям надо вводить в школьную программу

Артур Гусев
Сооснователь Art of Viz 

У нас есть котэ. Русская голубая. Зовут София. Вся семья её обожает, но хозяйкой считается дочь. Это она три года назад убедила нас крутой презентацией. Тут детей с младшей школы учат питчить.⠀
Дело было так. Приходит 9-ти летний ребенок с ноутбуком и говорит: «Пап, у меня презентация. Можешь подключить комп к экрану?» Я немного оторопел. Откуда она вообще знает, что такое слайды? И тут дочь достает бумажку и зачитывает целую речь.⠀
Речь строилась по принципам пирамиды Минто. Информация доносится по иерархии, сверху вниз. Начинаете с главной идеи. Потом поддерживающие аргументы. Дальше — детали и примеры.

Андрей Дороничев via Instagram, Director of Product, Google

Тренды образования меняются на мировом уровне. Появляются новые подходы к обучению и внедряются новые предметы. Доклады и презентации всегда были частью школьной программы, но с появлением проектной деятельности от школьников требуется грамотное знание навыков презентации, которое не всегда могут дать учителя и родители.

Запитчить Андрея Дороничева на покупку кошки: 5 причин, почему обучение презентациям надо вводить в школьную программу

Сегодня навыки презентации важны не только для продажи стартапа или представления проекта инвесторам, но и для бытовых ситуаций. Навык грамотного питчинга идей, структурирования контента и подачи материала помогает не просто хорошо выступать перед аудиторией, но и развивать креативное и логическое мышление.

В агентстве Art of Viz мы занимаемся развитием культуры презентации в России. И у нас возник вопрос: будет ли школьнику интересен и полезен курс по подготовке презентаций?

Важно: не стоит забывать, что презентации являются частью школьной программы. Другое дело, что никто не объясняет, в чем истинная ценность данного навыка и как грамотно подойти к его изучению. Поэтому презентации становятся головной болью родителей и школьников.

5 крутых навыков, которые можно развить, работая над презентацией

Studio Warburton
Studio Warburton

В зарубежной практике предмет Presentation Skills часто вводят в школьную программу. И на наш взгляд это верное решение, добавляющее в копилку каждого ученика полезный и практический опыт, который можно получить в школе.

Не стоит думать о презентации как только о дизайне слайдов. Это комплекс из нескольких взаимосвязанных умений:

Запитчить Андрея Дороничева на покупку кошки: 5 причин, почему обучение презентациям надо вводить в школьную программу

Эти навыки понадобятся школьнику не только для защиты проектов и докладов, но и разовьют те качества, которые будут помогать ему быть успешным в любой дисциплине. Он научится структурировано отстаивать свое мнение, презентовать себя, делиться идеями и не бояться отвечать на вопросы.

При этом учащийся станет увереннее в себе и сможет раскрыться, не прячась за спины одноклассников.

Формулирование идеи и постановка задачи

Aliffajar
Aliffajar

Все начинается с идеи. Любая презентация — это мысль, правильно сформулированная и положенная на слайды.

Это первый шаг, который необходимо сделать в процессе работы над презентацией. Идея — то, чем живет любое выступление, благодаря ней ты можешь грамотно поставить цель и задачи.

Сформулировать цель помогает принцип S.M.A.R.T., подробнее о нем можно прочитать тут.

В школе все чаще говорят о том, как важно не бояться отвечать на вопросы и участвовать в дискуссии. Но редко останавливаются на самом важном:
- Каждая идея несет ценность. В процессе обсуждения идей происходит полное погружение в тему и усвоение материала
- Очень важно правильно формулировать мысли, делиться идеями и превращать их в решения, параллельно узнавая новое
Если школьник будет уверен, что его мысль будет услышана и понята, он не станет бояться участвовать в дискуссии. Учащийся будет знать, что с его мнением и позицией считаются, что станет мотивацией к лучшему изучению предмета и поможет легче усваивать материал.

Навык грамотного pitch-инга

Theoni Michael
Theoni Michael

Надо помнить, что даже самая классная идея и четко сформулированная цель — ничто без правильно выстроенного обоснования. Здесь приходит на помощь структурный подход, о котором также редко говорят в стенах школы.

Дочь Андрея Дороничева использовала в своем питче идеально подходящий инструмент — принцип пирамиды Минто. Он основан на построении «пирамиды» контента. Сначала следует кратко, но емко изложить всю суть — контекст, проблему и решение, которое ты предлагаешь. Затем рассказать про эти элементы с большей детализацией.

Еще одним классным подходом является презнтация по схеме Elevator Pitch - упаковка всех своих мыслей о проекте в структурированную, лаконичную и убеждающую минуту выступления. Здесь главное - установить контакт со слушателями и использовать эмоциональные образы и метафоры, чтобы выступление запомнилось.

Структурный подход помогает не только во время выступления, но и при решении любой задачи в рамках школьных предметов или дома. Школьник учится отставивать свои идеи не сумбурно, а с помощью заранее проработанного плана.

Работа с дизайном

Berin Holy
Berin Holy

В настоящий момент в общеобразовательных школах редко делают акцент на развитии навыков дизайна и визуализации. Предметы по типу ИЗО и информатики далеки от реальности в контексте публичных выступлений.

Подготовка презентаций помогает развить креативное и абстрактное мышление - понимание, как просто рассказать о сложных вещах, подкрепляя их яркими и запоминающимися образами.

Тренд на визуальную культуру как никогда актуален, и умение формулировать свои идеи в виде увлекательной истории и визуализировать её с помощью метафор и образов поможет выгодно выделяться в любой деятельности.

Работа в команде

HoangPts
HoangPts

Подготовка презентации состоит из комплекса задач, которые гораздо проще успешно выполнить при слаженной командной работе.

Для успешной работы в команде без ссор и противоречий нужно помнить о нескольких вещах:

  1. Ставь четкую цель и объясняй ее всем участникам команды
  2. Ставь объективные дедлайны и следи за их выполнением
  3. Четко распределяй задачи и помогай их достигать, если возникают трудности
  4. Слушай мнение каждого - это поможет взглянуть на проблему с разных сторон и найти креативное решение
  5. Ошибки - способ развития команды

Про некоторые инструменты для эффективной работы в команде рассказали в прошлой статье.

Любой ученик в будущем столкнется с необходимостью работы в команде. Такой опыт позволит чувствовать себя комфортно в коллективе и не пытаться сделать всю работу самостоятельно, а добиваться успеха сообща.

Навык выступления перед публикой

Olga Zalite
Olga Zalite

Финальной стадией подготовки презентации является проработка и репетиция своего выступления.

После разработки контента и дизайна очень важно не остановиться на достигнутом. Как бы хорошо ты ни понимал материал, необходимо создать сценарий своего выступления, подготовить речь и настроить себя на взаимодействие с аудиторией.

Развитию навыков публичного выступления можно было бы посвятить отдельную статью, так как это это умение является действительно необходимым. Для того, чтобы понять, как развивать этот навык и выявить свои слабые и сильные стороны, мы предлагаем тебе присоединиться к бесплатному тренингу от контента до выступления.

Самое главное для ученика - преодолеть барьер боязни публичных выступлений. Умение чувствовать себя комфортно перед любой аудиторией поможет делиться крутыми идеями, мотивируя и вдохновляя слушателей.

В настоящий момент некоторые школы переходят на наиболее прогрессивные подходы к образованию - внедряют проектную деятельность, в рамках которой ученики имеют возможность развивать навыки презентации.

Вот как на данный вопрос смотрит заместитель директора по организации образовательной среды Новой школы:

В этом вопросе мы работаем средой. Стараемся создать условия, при которых у ребят естественным образом возникает обязанность что-то защищать и обосновывать. Например, собственный учебный план на 10-11 класс, план недельной стажировки (по месту предполагаемой работы) с последующей защитой результатов, тему проектной годовой работы, сценарий и идея спектакля на театральном фестивале (с последующим питчингом), идею для деловой бизнес-игры (тоже с питчингом) и прочее.

Юрий Подкопаев, Заместитель директора по организации образовательной среды, учитель математики и информатики, куратор 11 класса
Считаешь ли ты, что курс по презентациям должен преподаваться в школе и даст полезные навыки ученикам?
Нужно включить в обязательную программу
Нужно обучать по желанию
Такой курс не нужен в школе

Школьная программа все стремительнее адаптируется под нужды сегодняшних реалий. Больше не стоит вопрос исключительно общего образования, ученикам дают новые знания, которые пригодятся, в первую очередь, в жизни.

Мы верим, что навык презентации поможет развить необходимые качества ученика, которые будут помогать ему справляться с повседневными и рабочими задачами.

Поделись в комментариях, обучают ли в твоей школе (в школе твоих детей) навыкам презентации и работе в проектах?

2424
7 комментариев

Естественно и необходимо. Во многих странах уже давно. Думать, осмысливать, структурировать и презентовать свои мысли и идеи, очень нужное и важно.

4
Ответить

Владимир, спасибо за комментарий! 

1
Ответить

В нормальной школе, если ученик вышел отвечать к доске или делает доклад, он уже наполовину освоил это мастерство. Почему сейчас это проблема? Потому что школы стали другие?

1
Ответить

Николай,

тот уровень знаний и навыков презентации, который получает ученик в процессе работы над докладом, недостаточен по нескольким причинам:

1. Низкие требования (к дизайну, логике и пр. - главное, чтобы на слайде был материал.)
2. Фокус на предмете, а не презентации
3. Мало подготовки (обычно ее совсем нет - приходится разбираться родителям)

1
Ответить

Обязательно нужно вводить подобные предметы в школьную программу !

1
Ответить

Я учился в обычной среднеобразовательной школе в провинциальном городе на 80к населения и, тем не менее, у нас было принято, начиная с класса 9, делать к реферату презентацию. Конечно отдельного предмета об этом не было, но все равно приходилось как-то выкручиваться самому, ибо если просто переносить текст с реферата в PowerPoint - оценку конкретно занижали и было тупо готовиться весь вечер, а потом получать тройку из-за халтурной работы (хотя время то потратил). Поэтому даже самые ленивые искали картинки, графики, пытались как-то грамотно визуализировать инфу из реферата. Со временем где-то на инстинктивном уровне пришло понимание, что надо и инфу ещё подавать структурированно и интересно, чтобы видеть не скучающие рожи одноклассников, смотрящие на тебя, а воодушевлённые и наполненные интересом лица. В дальнейшем это помогло, так как я дизайнер и нужно презентовывать проекты, но было все-равно много незакрытых моментов, которые понималась уже позднее. Поэтому считаю, что в нынешнее время это крайне необходимый предмет в школе, так как мы постоянно вынуждены презентовывать что-то. Пусть и не совсем в узком понимании этого слова: начиная от презентации реферата у доски до презентации себя работодателю или презентации своей компании инвестору. 

Ответить

Большое спасибо за Вашу историю и комментарий! Рад что статья нашла отклик!

Ответить