Искусство управления талантами — как найти и удержать лучших сотрудников

Почему пора перестать заманивать соискателей «печеньками» и «дружным коллективом»? Читайте, как выстроить реальную систему удержания сотрудников и избежать текучки кадров.

Искусство управления талантами — как найти и удержать лучших сотрудников

Дефицит кадров в России — это долгосрочный тренд. Рост количества вакансий на рынке труда превышает рост числа резюме на 77%. Экономике не хватает 2 миллионов человек. По прогнозам, к 2030 году дефицит рабочей силы в стране вырастет в два раза.

Теперь не соискатели вступают в ожесточенную конкуренцию, а компании борются за специалистов и линейный персонал

На одну вакансию в среднем приходится около трех резюме, поэтому искать сотрудников все сложнее. В нынешних условиях приоритетная задача — удержать подчиненных, особенно если приносят пользу компании.

За уход ценного работника придется заплатить слишком высокую цену: в обучение и развитие нового специалиста нужно вкладывать деньги и время. Но как избежать текучки?

Привет, это Алла, журналистка сообщества предпринимателей Club.org. И сегодня мы поговорим о том, как выработать стратегию по удержанию сотрудников.

Почему сотрудники уходят?

В компании появляется профессионал с горящими глазами, мечтающий покорять новые вершины. Но спустя время его огонек гаснет — и вскоре вы узнаете, что ценный работник ушел к конкурентам. В чем причина?

1. Низкая зарплата

На собеседованиях HR-специалисты задают стандартный вопрос: «Чем вас привлекла наша вакансия?». Соискатели говорят о карьерном росте, новых вызовах, интересной сфере. Но правда в том, что люди работают ради заработной платы, а бесплатно – занимаются хобби или волонтерством.

Если зарплата не удовлетворяет потребности работника, он всегда будет смотреть в сторону другой компании

2. Отсутствие гибкого графика или «удаленки»

Пандемия изменила рынок труда. Миллионы работников узнали, что такое «удаленка», и не захотели возвращаться в офис. Если в 2019 году в России дистанционно работали всего 215 тысяч человек, то во II квартале 2024 года удаленно трудятся около 1,32 миллиона россиян.

Все больше людей стремится к гибкому графику и возможности чередовать работу в офисе и из дома, чтобы уделять достаточно времени семье, личной жизни, увлечениям. Так, за прошедший год интерес соискателей к вакансиям с гибким графиком вырос на 79%.

Постоянные жалобы работника на график – один из предвестников скорого увольнения

3. Нет карьерного роста и перспектив

Согласно исследованиям, отсутствие развития – одна из наиболее частых причин увольнения.

Постепенно любая работа превращается в рутину. Сотрудник набрался опыта, изучил все нюансы вашей сферы, но долгожданного повышения все нет. Все это ведет к снижению мотивации и интереса к работе.

Выгоревший и заскучавший работник будет искать перспективы в другом месте

4. Токсичный руководитель или коллектив

Не каждый выдержит крики доктора Быкова из «Интернов» или будет исполнять прихоти Миранды Пристли из «Дьявол носит Prada». Тирания на работе убивает всякое желание трудиться во благо компании.

Офис не должен превращаться в поле боя

Затяжные конфликты с руководством или коллегами снижают продуктивность труда, препятствуют командной работе и способствуют текучке кадров.

5. Большая загруженность

Случается, что специалист уходит, а его место долго не могут найти нового работника. Так, обязанности уволившегося распределяют между коллегами, которые совсем не рады работать больше за прежнюю зарплату.

Бюрократия, отсутствие четко выстроенных процессов, частые сверхурочные — все это непомерно растягивает рабочий день и отнимает свободное время сотрудника. Неудивительно, что работник будет искать вариант «попроще».

Удержание работников — это система

За ценные кадры нужно бороться — а особенно в эпоху дефицита кадров. Эти методы помогут удержать персонал в организации.

1. Быть честными с соискателями

Чаще всего люди уходят, потому что их ожидания от работы не совпали с реальностью. Компании заинтересованы в хороших специалистах, а потому иногда лукавят об условиях труда и заработной плате.

Также на практике круг обязанностей нового сотрудника может оказаться шире прописанного в трудовом договоре.

Правда все равно всплывет наружу, а обманутый работник поспешит ретироваться

Впрочем, приврать могут и соискатели, желая занять вакантную должность. Избежать подобных ситуаций помогает грамотная работа HR-специалиста.

2. Продумать адаптацию новых сотрудников

Исследования показывают: 90% сотрудников решают, останутся ли они в компании, в первые шесть месяцев работы.

Даже хороший специалист может растеряться или совершить ошибку, приступив к новым обязнностям. Задача компании — грамотно выстроить путь работника с первого дня, оказать ему поддержку и эффективно вовлечь в работу.

Процесс адаптации начинается до того, как новичок переступил порог офиса.

Хороший тон — это отправить новому сотруднику инструкции и полезные материалы, подробно рассказать об обязанностях, познакомить с коллегами, провести небольшую экскурсию по месту работы.

Все это сделает период «притирки» комфортным как для нового работника, так и для остальных членов команды

3. Создать достойные условия

Человек возвращается туда, где ему хорошо. И вряд ли это будет работа с оплатой ниже рынка или душный офис, где нельзя открыть окно в 30-градусную жару.

Компании используют инструменты материального поощрения: премии, бонусы, организуют бесплатное питание, оплачивают сотрудникам полисы ДМС, спортивные занятия или тренинги.

У каждого работодателя свои возможности: сложно представить себе спортзал в небольшой нотариальной конторе, а в офисе IT-гиганта – вполне.

Главное — думать о благополучии своей команды, проявлять человечность и готовность идти на встречу

4. Использовать индивидуальный подход

Программа удержания сотрудников должна быть подстроена под их особенности. Например, амбициозным работникам можно предложить бесплатное обучение или командировку для обмена опытом, а сотрудникам с детьми — гибридный формат работы.

Важно выявить потребности команды. Для этого развивайте культуру обратной связи

Проведите опрос или лично пообщайтесь с каждым из подчиненных. Так, вы узнаете, что они ценят и чего ожидают от своей работы.

5. Развивать ответственность, а не нагружать задачами

Без роста сотрудников не может быть роста компании. Если человек хорошо справляется со своими обязанностями, то это не значит, что на него нужно повесить чужое бремя. Вместо этого...

Позвольте работникам экспериментировать, творчески решать задачи и дайте им пространство для развития собственных проектов.

Так вы покажете, что цените усилия своих сотрудников и доверяете им.

Разбираться с текучкой кадров и другими бизнес-проблемами проще в окружении коллег и единомышленников. Club.org — это место силы предпринимателей и руководителей с практическим опытом. В клубе делятся инсайтами и помогают решать вопросы системно и эффективно.

Познакомиться поближе с основателем сообщества — Иваном Замятиным — можно в его личном блоге. А тем, кто хочет писать статьи, которые приносят результат, добро пожаловать в сообщество «Авторов с Уолл-Стрит»: здесь рассказывают о секретах попадания в топы.

Расскажите, а как вы удерживаете ценных сотрудников? Жду ваших историй в комментариях!

4343
33
11
11
11
39 комментариев

Сотрудники устраиваются в компанию, а увольняются от руководителя

4
Ответить

Иногда и от компании увольняются, а руководители, наоборот, мотивируют задержаться подольше

3
Ответить

Я — мужик и мне нравится фильм "Дьвол носит Прада". Доктор, что со мной не так? )))

3
Ответить

Ну как не восхищаться Мэрил Стрип))

1
Ответить

Ничего в этом постыдного нет!

1
Ответить

Кажется, нужно начать с того, чтобы найти грамотного HRа :)
Замкнутый круг?

3
Ответить

Да, толковый HR — это важно. Видимо, надо начинать с грамотного руководителя, который подберет и грамотного HR.

Ответить