Экстремальная тренировка для мозга: что я узнал, проведя три дня в шкафу

Это перевод статьи с Medium. Она показалась мне очень интересной и полезной. Пусть она напрямую не относится к теме бизнеса и стартапов, но думаю, что каждому из нас не помешает иногда вспомнить о необходимости ментальной «перезагрузки». Приятного чтения!

Открой свой разум

Я вырвался из суеты и 72 часа просидел без еды в тёмном шкафу у друга — и мой мир навсегда изменился.

Все проблемы человечества проистекают из неспособности спокойно посидеть в одиночестве.

Блез Паскаль, Французский математик, механик, физик, литератор и философ

В мире информационной перегрузки я отправился во тьму — посмотреть, смогу ли я привести свой ум в состояние спокойствия и сосредоточенности.

Тёмный ретрит (или mun mtshams по-тибетски) — это практика медитации, уходящая корнями в тибетское учение Дзогчен. Для медитирующего это один из способов углубить опыт и сделать тренировки для собственного мозга эффективнее. И хотя я уже кое-что читал о подобных «побегах во тьму», я и представить себе не мог, насколько на самом деле изменится моё мировосприятие.

Было 26 мая 2020 года, вторник. Я вооружился переносным туалетом, двенадцатью бутылками электролитной воды и диктофоном и в 14:00 переступил порог шкафа.

Экстремальная тренировка для мозга: что я узнал, проведя три дня в шкафу

День первый: экзистенциальный ужас

Как только я вошёл в свой склеп, во мне взбурлили первобытные чувства безумия, забвения, смерти и небытия. То, что я тогда ощущал, едва ли можно описать словами.

Страхи, до того момента дремавшие в моём подсознании, породили настолько сильные и болезненные эмоции, что в первые часы эксперимента я дважды чуть не вышел из игры.

Когда ты в темноте один, ты немногим отличаешься от мозга в банке — иначе говоря, ты просто чистое сознание, которое ни к чему не может себя применить. Внешнего мира, от которого себя можно отделить, больше не существует, и твоё чувство идентичности начинает размываться.

Пещера, в которую ты боишься войти, хранит сокровища, которые ты ищешь.

Джозеф Кэмпбелл, Культуролог, автор книги «Тысячеликий герой»

К счастью, я смог включить осознанное отношение к ситуации и анализировал вызванные тягостными эмоциями ощущения до тех пор, пока они не рассеялись.

Когда в ту первую, бесконечную ночь в неизвестно каком часу ко мне наконец пришёл сон, я с радостью провалился в его объятия.

День второй: болтовня внутри меня

Первые два дня мой внутренний голос становился всё громче и громче — как будто кто-то увеличил громкость в десять раз. Никаких внешних стимулов в мозг не поступало, и в голове началась гонка мыслей. Мой разум стремился наружу.

Для многих людей самое страшное — остаться наедине с собственным сознанием. В одном шокирующем исследовании 67% мужчин и 25% женщин выбрали ударить себя током вместо того, чтобы 15 минут посидеть в одиночестве в отдельной комнате.

Мозг — он как двухлетний ребёнок, который постоянно хочет что-нибудь пожевать: если жевать кроме себя самого нечего, начинается безумие.

И вот [в процессе медитации] ты вдруг поймёшь, что вконец сошёл с ума. Твой мозг — визжащий, бормочущий что-то непонятное дурдом на колёсах, бесконтрольно летящий на всех парах вниз по склону. Но всё в порядке. Ты ни на йоту не безумнее, чем вчера. Так было всегда — ты просто этого не замечал.

Хенепола Гунаратана, Тибетский Монах

Этот внутренний разговор идёт весь день, но мы его обычно не замечаем, потому что можем себя занять или просто заглушить его, отключив сознание: на помощь придут «Нетфликс», выпивка, сон и так далее. Но когда мы никак не можем отвлечься от внутреннего хаоса, быстро становится ясно, насколько же мозг в исходном состоянии обычно невротичен.

Экстремальная тренировка для мозга: что я узнал, проведя три дня в шкафу

Ещё я осознал, что мозг безпрерывно чего-то желает: как только одна потребность удовлетворена, он мгновенно переключается на другую и почти не тратит время на оценку значимости этого удовлетворения.

До конца потребности мозга удовлетворить невозможно. Можете убедиться в этом прямо сейчас: задержите дыхание на 30-60 секунд, и он будет думать только о том, где бы достать кислород. Но как только вы вдохнёте, базовая потребность удовлетворится, и мозг сразу же бросит силы на другие нужды — например, на дочитку этой статьи

Диаграмма сверху многим напомнит дополненную версию пирамиды Маслоу, но смысл у неё такой: наш мозг постоянно стремится удовлетворить следующую важнейшую потребность, и утолить его жажду очень сложно. Как только наши базовые потребности удовлетворены, ****мы, чтобы ощутить наконец довольство, в идеале должны сойти с этой бесконечной беговой дорожки — иначе мозг снова захочет укреплять общественное положение и будет пытаться накопить побольше ресурсов.

Это всё обусловлено 600 миллионами лет эволюции нашей нервной системы, которая должна была помогать нам выживать и воспроизводиться. Но вот найти в современном мире счастье она едва ли поможет. Невозможно выразить, как я был благодарен, когда этот узел желаний наконец начал распутываться в шкафу.

И если поначалу мои мысли роились вокруг внешних ощущений, то в течение этих трёх дней, как я увидел, их круг постепенно сужался и сужался — до тех пор, пока всё не завертелось вокруг еды.

День третий: принятие

Хотите знать мой секрет? Что же, вот он: что бы ни случилось, я этому не противлюсь.

Кришнамурти, Индийский духовный учитель

Прошли 48 часов, я очень проголодался и начал представлять, каким же будет мой следующий обед. Вонь от моего тела и нечистот отгоняла голод, но из-за неё весь этот опыт пребывания в шкафу становился ещё более некомфортным. Я размышлял о бездомных, военнопленных и наших древних предках. Неужели их повседневность вот такой и была?

Кто-то мудрый однажды сказал: встречая страдания, встречаешь разум. Это очень метко описывает то, что со мной происходило. Однако, к счастью, произошла неожиданная перемена: когда я перестал сопротивляться обстоятельствам и наконец принял их, страдания улетучились. Это отражено в псевдоматематической формуле учителя медитации Синдзэна Янга:

Страдания = Сопротивление x Боль

Минимум сопротивления — минимум страданий.

Я много часов пытался утихомирить внутренний голос, пока мне внезапно не вспомнились занятия по медитации. После этого я наконец смог отслеживать свои ощущения, но не ассоциировать себя с ними. Я начал замечать, как внутренняя болтовня ненадолго сменяется спокойствием, начал ценить, насколько прекрасно чистое сознание, не скованное ни мыслями, ни физическими ощущениями.

Парадоксально, но всё изменилось именно тогда, когда я принял разум в его текущем состоянии и перестал пытаться изменить его «содержимое».

Выход

Когда мои друзья открыли дверь, меня мгновенно затянуло в окружающий мир — а затем я преисполнился глубоким чувством благодарности.

Буйство форм и цветов, современная уборная, проточная вода, еда!, и, что главное, дружеское общение — те базовые потребности, которые мы не задумываясь принимаем как должное — вдруг показались мне величайшими из даров.

Выделите себе несколько дней и довольствуйтесь самым дешёвым и скудным жильём, носите самый грубый и жёсткий наряд и постоянно спрашивайте себя: «Неужели я этого боялся?»

Сенека, Римский философ-стоик

После трёхдневного ретрита в шкафу и полного детокса от сиюминутных удовольствий мой разум и очистился, и стал очень чувствительным к внешнему миру. Когда я шёл по улице и готовился поглотить первый за 72 часа обед, все мои сенсорные системы — слух, зрение, обоняние — буквально горели.

Я собственными глазами увидел, насколько сложен и богат информацией наш мир. Обычно наше сознание отфильтровывает большую её часть, но я, ничего не видя и не ощущая три дня, в ней едва ли не тонул.

И когда я жадно уминал уже вторую пиццу целиком, часть меня всё равно стремилась вернуться обратно в шкаф.

Предположу, что за эти три дня в шкафу я получил больше эмпирического опыта, чем за несколько предыдущих месяцев или даже лет. Жить и не вникать в глубинное устройство своего мозга легко, потому что можно сосредоточиться на уйме других вещей, но если их убрать, то придётся посмотреть вглубь себя.

Когда мне потребовалось совершить великое паломничество, я три дня просидел неподвижно Хафиз
Когда мне потребовалось совершить великое паломничество, я три дня просидел неподвижно Хафиз

То, что мы там увидим, нам сначала может не понравиться, но такие путешествия вглубь — важнейшая составляющая самопознания. Когда мы приходим к согласию с собственным разумом, нам открывается возможность освободить его от привычных моделей поведения и ближе рассмотреть, что происходит в нашем подсознании — ведь именно оно определяет нашу жизнь.

Единственный шанс заполучить сокровища, которые нам предлагает самоанализ — найти время тихо посидеть в одиночестве.

Спасибо за внимание!

Если хотите больше статей про мозг, эксперименты с продуктивностью и ноотропы, то заглядывайте на мой телеграм-канал.

2424
7 комментариев

Да, это покруче чем пара часов в камере сенсорной депривации. Хотя опыт сравнимый в определённом смысле.

4
Ответить

Очень интересно. Захотелось попробовать.

4
Ответить

После трехдневного голодания набрасываться на пиццы...) 🤦‍♀️

1
Ответить

У меня "второй день" начинается через пять минут медитации: ощущение как будто стоишь в центре сферы и напротив тебя стоит машинка, из которой обычно вылетают теннисные мячики и их учатся отбивать, только это не мячики, а разные мысли и отбивать их не получается, они просто все пролетают мимо одна за другой, отскакивают от стенок и снова пролетают в поле зрения. Сидишь и думаешь: как вообще этого раньше не замечала? И это происходит все время, но обращаешь на это внимание только когда садишься медитировать. 

1
Ответить

Пошёл расчищать шкаф

Ответить

Хм.. когда после 70 лет совка внезапно стало можно все - это пробовали многие. Сейчас так забавно читать о поисках себя ))  я наэкспериментировалась со шкафом, медитацией и воздержанием от пищи.

Ответить

Какая-то тёмная попса йогического толка, выглядит очень бестолково. 

Ответить