Креативность. Как устроен мозг новаторов?

Под словом креативность можно спрятать совершенно разные качества и способности. Кто-то видит в ней способность предлагать необычные решения. Другие же присваивают креативность людям, которые вообще не имеют к ней отношения. Что же такое креативность, и как устроен мозг новаторов?

Креативность. Как устроен мозг новаторов?

На связи RISE: Ноотропы и Биохакинг. Ссылка — для желающих сразу окунуться в мир нейрогормонов и способов повышения как креативности, так и личной эффективности..

Что такое креативность?

В силу исторических обстоятельств, западные и восточные страны по разному оценивают креативность и её производные. В обоих случаях речь идет о наборе специфических качеств и личностных характеристик. Не обойтись и без странных привычек, которые свойственны гениям.

Как ученые определяют креативность

Началось все с дедушки Фрейда. Он описывал творческих людей как личностей,которые нашли социально приемлемый способ выражать свои потаенные мысли и желания. Само собой, к современному определению креативности это имеет очень слабое отношение. Возникали также теории о том, что креативность обеспечивается разгруженностью сознания. В частности, цифровой аскетизм способен активировать креативное мышление.

Одна из схем активации нейронных сетей внутри мозга, в процессе поиска креативных решений
Одна из схем активации нейронных сетей внутри мозга, в процессе поиска креативных решений

И вот уже в середине прошлого века Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта дал исчерпывающее объяснение креативности, через перечень её атрибутов:

  • Способность к обнаружению и постановке проблем. Креативный человек способен обнаружить проблему и выразить её наличие в доступной для других людей форме.
  • Беглость мысли. Креативный человек способен генерировать дееспособные идеи с определенной скоростью.
  • Оригинальность мышления. Здесь речь идет про способность находить принципиально новые способы решения задачи в конкретной ситуации.
  • Гибкость мышления. Создание новых ассоциаций и разработку новых идей.
  • Способность совершенствовать объект путем добавления деталей. И нет, приклеить два смартфона друг к другу, это не про то.
  • Способность находить решение проблемы с помощью анализа и синтеза. Речь идет о том,что человек способен провести грамотный анализ предварительной информации, и на его основе предложить новую и работоспособную идею.

На постсоветском пространстве креативность определяется схожими критериями. Автором, который приложил наибольшие усилия по определению креативности, стала Мария Холодная. Её работы больше касаются ума в целом, и затрагивают развитие интеллекта и памяти. Список атрибутов креативности выглядит куда лаконичнее:

  • Беглость мышления. Все та же классическая формула, по которой высчитывается количество уникальных идей, приходящихся на единицу времени.
  • Оригинальность. Генерируемые идеи обладают высокой долей уникальности. Они свежие, новые и необычные.
  • Восприимчивость. Раскрывается через тонкое ощущение внешней среды. Вместе с готовностью к быстрому поиску альтернативных идей.
  • Метафоричность. Умение интерпретировать то, что видишь в символических аспектах, переводить работу в необычный контекст.
Одна из схем активации нейронных сетей внутри мозга, в процессе поиска креативных решений
Одна из схем активации нейронных сетей внутри мозга, в процессе поиска креативных решений

Если смотреть со стороны, то обе концепции выглядят схожими. Суть в том, что такие категории как интеллект, творчество, абстрактное мышление — доподлинно не изучены. Даже сейчас способы взаимодействий между цифровыми технологиями и людьми интегрированы в сферу, которую изучает киберпсихология и общество. Такая неопределенность и создает предпосылки для обсуждений. Которые вы можете поддержать в комментариях.

Креативность и её барьеры

Можно ли взрастить в себе креативность? Вполне. Здесь можно пойти от обратного, разбирая барьеры и находя способы обойти их. Основные препятствия креативности выглядят так:

  • Функциональная зацикленность. Человек подбирает только те способы решения задачи, которые близки ему. При этом он не способен выйти за пределы зоны комфорта.
  • Самоцензура. Достаточно сильное препятствие, корни которого уходят в детство. Фактически, человек боится выглядеть глупым. И поэтому не предпринимает никаких попыток сделать хоть что-то.
  • Микроконтроль. Это когда человек уходит в детали задачи, которые на данный момент абсолютно незначительны. Креативность теряется в общем потоке шума, а действия не приносят ровным счетом никакого результата.
  • Рационализация. Концентрация исключительно на логических способах решения задачи.
  • Визуализация последствий. Когда человек переключается не на поиск решений, а на предполагаемый эффект, которого он хочет достичь. Соответственно, проваливается в пучину ожиданий: как положительных,так и негативных.
  • Дефицит времени и ресурсов. Достаточно банальная причина, но с абсолютно объективная. Креативность — это определенный процесс и для него нужны ресурсы. И если со временем дефицит, то креативность способен вытянуть этот топ 5 добавок улучшающих концентрацию.
  • Сбитый режим дня — нехватка сна, нездоровое питание и усталость тормозят творческий процесс и мешают генерации идей. А такие состояния как стресс, тревожность и депрессия убивают креативность в зачатке.

Можно по-отдельности сражаться с каждым из факторов,целеустремленно преодолевая барьеры. А можно проанализировать мозг креативных людей, и перенять в жизнь их режим творчества. И вот как это сделать.

Как устроен мозг новаторов

Мы все слышали упрощенную поговорку о том, что левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление. А правое полушарие обеспечивает нас креативностью. Это простая для понимания биполярная схема, но в реальности все намного сложнее. Мозг намного сложнее, и новые исследования показывают, что креативность обеспечена тем, насколько эффективно взаимодействуют разные области мозга. Пролить свет на такие исследования помогает киберпсихология.

Исследователи использовали более сотни снимков МРТ для поиска центров креативности. Фото использовано для примера
Исследователи использовали более сотни снимков МРТ для поиска центров креативности. Фото использовано для примера

Креативность в нейронных связях

За последние пару десятилетий усовершенствования технологии функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) позволили ученым создать общее представление об активности мозга. Исследования прощупывали активность мозга в процессе творческих задач, от сочинения стихов до набросков иллюстраций.

В процессе исследований не было обнаружено «творческой» части мозга. Но ясность наступила при комплексном анализе мозговой деятельности. В частности, креативность обусловлена коммуникацией между разными частями мозга, которые обычно не работают вместе.

В опубликованном исследовании международная группа ученых обследовала 163 испытуемых с помощью фМРТ. Испытуемые проходили классический тест на дивергентное мышление. Участникам демонстрировали обычный предмет и давали 12 секунд, чтобы придумать наиболее творческое использование этого предмета. Затем ответы ранжировались по оригинальности и креативности.

Креативность обычно определяется как способность генерировать новые и полезные идеи. Обычная реакция на носок в том, что он может согреть ноги. Оригинальный и креативный же ответ в том, что через носок можно фильтровать воду.

Роджер Бити, соавтор исследования

Результаты исследования

Результаты показали, что в трех разных сетях мозга кроется ключ к творческому мышлению. Перечень сетей:

Креативность. Как устроен мозг новаторов?
  • Сеть, задействованная по умолчанию. Она активируется при мозговом штурме и мечтаниях.
  • Сеть исполнительного контроля. Её активность достигает пика, когда человеку нужно сосредоточиться. Отчасти её модерирует сила воли.
  • Сеть значимости. Фиксирует стимулы окружающей среды и переключается между исполнительной сетью и сетью по умолчанию.

Именно синхронность между этими системами важна для творчества. Люди, которые мыслят более гибко и выдвигают более креативные идеи, лучше задействуют эти сети, эффективнее включая их в работу.

Роджер Бити, соавтор исследования

Это исследование креативности, построено как классическое исследование киберпсихологии, включающее компьютерную модель. Модель призвана предсказать, насколько творческим может быть мышление человека, основываясь на силе связей между различными сетями мозга.

Результаты оказались успешными, и, используя новую выборку участников, команда могла эффективно предсказать, насколько креативной была идея, просто изучив сканы фМРТ.

…мы обнаружили, что, основываясь только на том, насколько сильны связи между этими тремя сетями, мы можем довольно точно предположить, насколько творчески человек собирается подойти к задаче.

Роджер Бити, соавтор исследования

Можно ли целенаправленно прокачивать креативность?

Это один из вопросов, который предстоит изучить исследователям. Выяснить, можно ли изменить или улучшить мозговые сети. Может ли тренировка мозга или определенные занятия привести к более тесной связи внутри мозговой сети? И если связь между этими сетями можно «нарастить», повысит ли это общие способности человека к креативному мышлению? Этими вопросами занимается часть науки, изучающая нейрогенез.

Автор этого лонгрида участник нашего канала Филипп. Больше интересных подборок и статей вы можете найти в нашем сообществе RISE: Ноотропы и биохакинг, а также в группе ВКонтакте. Подписывайтесь на канал и общайтесь в нашем уютном чате на разные темы о здоровье.

22
5 комментариев

Мы все слышали упрощенную поговорку о том, что левое полушарие мозга отвечает за логику и аналитическое мышление.
Да ведь это просто слухи, есть очень важные центры в головном мозге, а в основном за многие процессы отвечает серое и белое вещество

1
Автор

По сути да, это как старое заблуждение, что мозг работает всего на 10%)

От мозга новаторов до измерения размера черепов не далеко, ничем мозг не отличается, все зависит от воспитания, тренировки и уровня гормонов, только и всего.

Автор

Как всегда, есть разные точки зрения на этот счет)

1