Что значит делегировать: формулировка, опыт и советы от исполнительного директора

В статье принципы делегирования, источник страха и борьба с ним, а также алгоритм, с помощью которого можно уговорить CEO нанять HR.

Тимбилдинг команды Сайткрафт. 
Тимбилдинг команды Сайткрафт. 

Сегодня передам слово Валерии Толстых, исполнительному директору в маркетинговом агентстве Сайткрафт. Она занимает руководящую должность, и ей часто приходится делегировать. Для меня это не про слив задач хоть кому-то, а возможность роста.


В статье мы с Валерией поделимся опытом, как научиться делегировать, зачем это делать и для кого это выгодно.

Что значит делегировать?

Не будем углубляться в этимологию. Мы не знаем как правильно. Для нас это история в первую очередь про развитие сотрудника. Когда мы делегируем что-то новое для подчиненных ‒ мы позволяем им растить свои хард, а где-то и софт скилы.

Если мы не делегируем, то это приводит к стагнации: типичные задачи, рутина и т. д. Это касается не только сотрудников, но и самих руководителей. У них по-прежнему остается мало времени для решения, например, стратегических вопросов. А если мы говорим о модели ведения бизнеса «бирюза», то отказ от делегирования ведет напрямую в убыль.

Для рядовых сотрудников делегирование ‒ это возможность принять на себя часть управленческих задач.

Евгений, коммерческий директор Сайткрафта, в спокойной обстановке проводит обучение для Алексея, руководителя отдела аккаунтинга.
Евгений, коммерческий директор Сайткрафта, в спокойной обстановке проводит обучение для Алексея, руководителя отдела аккаунтинга.

Какие у делегирования есть ограничения?

Во-первых, нужно понимать, что делегировать нужно с умом. Это не тот процесс, который можно все «спихнуть» на одного и сидеть довольной.

— Я все тебе передам, делай ты, вплоть до личной жизни.

Мы говорим про делегирование в контексте с запросами на развитие самих сотрудников. Например, кто-то хочет прокачать навык выступления на более широкую аудиторию. Этот человек может взять на себя организацию мероприятия для сотрудников агентства.

Или другой пример: в агентстве есть бизнес-ассистент (БА). Раньше у руководителей каждого отдела или юнита были задачи, которые связаны с финансами. БА приходит, говорит что он хочет больше з/п или что он хочет научиться глубже разбираться в экономике построения агентства. В таком случае эти задачи с руководителей можно постепенно снять и передать БА. Не потому что у него слишком много свободного времени и нечем заняться, а потому что человек хочет расти в своей сфере как профессионал.

Попробуем разбить миф о делегировании, что оно подразумевает только передачу обязанностей. Оно подразумевает снятия с себя полномочий, которые будут полезны другому человеку. На наш взгляд, это самое правильное определение.

Страх делегировать: о чем он и как с ним бороться?

Опыт Валерии.

У меня был страх делегировать. Сейчас его уже нет.

Но раньше дело обстояло иначе. Было недоверие, несмотря на то, что делегировать я начала в 14 лет. Это был волонтерский центр, где на мне лежала обязанность организации различных мероприятий.

Как говорят, хочешь сделать хорошо ‒ сделай сам. Я думала так же.

Валерия подписывает документ.
Валерия подписывает документ.

Отсюда появляется гиперконтроль. А вдруг кто-то накосячит и мне придется переделывать или что-то из бизнес-процессов пойдет не по плану.

Только со временем я поняла, что не доверяя своим сотрудникам, во-первых, мы подаем им плохой пример, ведь они будущие руководители, во-вторых, сами стопорим их деятельность.

Осознать, где я совершаю ошибку мне помог один из сотрудников, от которого я получила такую обратную связь:

— Лера, я не вижу у себя точек роста. Каждый месяц мы строим с тобой план, который ты досконально проверяешь, о котором ты напоминаешь, следишь. Мой мозг знает, что работа в полной безопасности, ни одна задача не уйдет. Он расслабляется и перестает думать в более широком смысле. Мне нужен воздух.

После этого я решительно стала доверять своим сотрудникам, развивать их. Тогда жизнь стала интереснее и агентский бизнес начал расти.

Что будет происходить с агентством, если никто не будет делегировать?

Все будут стоять на месте, потому что каждый сотрудник будет забит исключительно своей операционкой. Отсюда вытекает несколько проблем. Во-первых, отсутствие времени на развитие, на масштабирование, а в бизнесе, особенно в малом, это ключевой фактор.

Во-вторых, никто из сотрудников не сможет даже подумать о том, чтобы привнести в компанию какое-то новшество.

Кроме того, делегирование должно происходить на всех уровнях. Руководитель делегирует заму, зам ‒ старшему специалисту, старший ‒ младшему. Такой подход позволяет расти абсолютно каждому сотруднику компании, а значит и бизнесу в целом тоже.

Как понять, что человек готов к задачам?

Важно проследить несколько моментов:

  • Компетенции сотрудника.

Глупо делегировать, например, PR менеджеру задачи, которые обычно выполняет SEO-специалист или HR попросить пообщаться с потенциальным клиентом.

  • Запрос сотрудника.

Когда человек уже преисполнен в своей сфере, то у него появляется желание развиваться. У нас в агентстве он может прийти к руководителям или исполнительному директору, пообщаться 1to1 и сказать, что ему хотелось бы получить новый навык или разобраться в какой-то задаче детальнее; возможно он хочет развиваться только горизонтально или только вертикально.

В таком случае вышестоящее звено может передать часть обязанностей этому сотруднику в соответствии с его запросом.

По центру ‒ Ольга, руководитель отдела SEO, обсуждает стратегию развития с коллегами, Аленой и Дарьей из отдела аккаунтинга.
По центру ‒ Ольга, руководитель отдела SEO, обсуждает стратегию развития с коллегами, Аленой и Дарьей из отдела аккаунтинга.

Важно понять, что человек может не справиться. И это нормально. Это история о доверии, про которое я говорила чуть выше.

Не каждый руководитель выстраивает отношения так, чтобы сотрудник без страха мог прийти и сказать «я обложался» или «мне нужна помощь, не получается вот это и вот это». В таком случае подчиненный совместно с руководителем сможет найти решение, а не убегать от сделанных ошибок, влияя на бизнес и его рост.

Лайфхак для руководителей: попросите сотрудника написать инструкцию о выполненной совместно задаче. Так вы поймете, насколько он погрузился в решение, насколько он понял сам процесс. Плюсом у вас будет документ, который в будущем может помочь и другим людям на смежной должности.

Советы от исполнительного директора по делегированию

Подведем небольшой итог:

  • Избавьтесь от гиперконтроля.
  • Проанализируйте страх, почему вы боитесь делегировать.
  • Выпишите все мысли, которые мешают вам передавать задачи.
  • Примите, что ошибки ‒ это нормально. Важно научиться их решать.
  • Продумайте, как именно вы можете бороться со страхом делегирования.
  • Доверьтесь своим сотрудникам.
  • Создайте для подчиненных доверительную атмосферу, в которой они смогут не бояться попросить о помощи.

Вопрос: Расскажите, как у вас в агентстве / компании / отделе обстоит дело с делегированием?

1010
12 комментариев

Коллеги, поделитесь вашими историями о делегировании.

Ответить

Не знаю, я бы все равно боялся делегировать, и вообще раньше это называлось просто передать ответственность, но не все к этому готовы.

1
1
Ответить

Этот навык нужно прокачивать

1
Ответить

Согласны, что не все к этому готовы. Но если никто никогда не будет к этому готов, то где рост?

Рядовые сотрудники не будут иметь понятия, чем заняты руководители, а руководителей будут набирать просто потому что.

Ответить

а откуда вообще страх то появился? какая-то ситуация предващала или что?

1
Ответить

Все просто. Это из-за неуверенности в себе. Тебе становится важно, чтобы все задачи были выполнены на 150% и слишком хорошо, поэтому, во-первых, к себе очень высокие требования (при том необоснованные), а соответственно и к другим. И если ты можешь контролировать свои силы, то с другими не всегда это выходило.

В общем, боишься, что люди отнесутся к задаче иным образом, потому что у них может быть более здоровая самооценка.

Ответить