Почему многозадачность выводит сотрудника из строя и что ей противопоставить

Расскажу, почему считаю, что многозадачность больше вредит, чем помогает. Согласен с мнением: если ты не вовремя уходишь с работы, значит, ты неэффективно работаешь. При этом я имею в виду людей со стандартным 8-часовым рабочим днем и кабинетных служащих.

Евгений Глухоедов
СЕО АО ГК «Обонато» и совладелец федеральной розничной сети «Икорный»

О том, как мы подбираем сотрудников, можно прочитать тут

Многозадачность никогда и рядом не стояла с успехом

До сих пор многозадачность относят к положительным качествам и слагаемым успеха. Считают спутницей карьерного роста. До сих пор соискатели указывают ее в резюме, ожидая, что работодатель обратит внимание, какой ценный экземпляр сотрудника перед ним.

Когда-то и я так думал, воспринимал как некую самоотдачу, проявление небывалой лояльности к компании, восхищался тем, что люди добровольно загружаются по-максимуму. Потом понял, что ошибался.

Во-первых, настроенных КАЧЕСТВЕННО выполнять несколько рабочих задач одновременно крайне мало на планете – всего-то 2%, согласно многолетним исследованиям профессиональных психологов. Гораздо больше способных быстро переключаться с одной темы на другую и так же быстро забывать про первую.

Во-вторых, регулярный режим «все включено» приводит к выработке кортизола — гормона стресса, который показывает результат лишь на короткой дистанции. При постоянной перегруженности и перенастраивании внимания снижается его концентрация, умственные способности, а значит, и производительность труда, расходуется больше времени и возникает сильная вероятность наделать ошибок и вымотаться раньше обычного.

Почему многозадачность выводит сотрудника из строя и что ей противопоставить

Мозг подавляющего большинства устроен таким образом, что полностью сосредотачивается на одной интеллектуальной задаче и не реагирует на другие. Быстрое переключение сбивает настройки. Кстати, есть две шикарные книги «Цель» и «Цель-2», их написал Ильяху Голдратт – всемирно признанный автор книг о развитии новых бизнес-концепций и систем управления бизнесом. Он ломает стереотипы и объясняет, что, если у тебя производство загружено постоянно, то оно неэффективно, потому что должно отдыхать. Машины, механизмы, люди – все должны отдыхать.

Когда у сотрудника слишком много задач, ему нужно гораздо больше часов, чтобы с ними справиться, и он начнет компенсировать их за счет отдыха.

Вероятно, он неправильно распределяет свое время, его роль в организации переоценивают либо тот функционал, который он выполняет, не соответствует его роли. И швец, и жнец, и на дуде игрец? Для меня это значит — ни тот, ни другой, ни третий, потому что так не бывает.

Надо определиться, кто ты есть. Определись и развивайся в этом направлении. Стань лучшим бухгалтером, лучшим логистом или лучшим продавцом, но не будь три в одном.

Многозадачник всегда будет и виноватым, и ответственным

Сам сотрудник может не понимать этого, но ответственность за то, что он не уложился в срок, за результат или его отсутствие ляжет именно на его плечи. Он будет отвечать за все, что с ним происходит, даже если кто-то косвенно или напрямую виноват, что это произошло — например, его руководитель, который навесил такое количество задач.

Ровно так же, как в обычной жизни. Кого-то ограбили, и человек не виноват в этом, но за последствия придется расплачиваться ему: писать заявление в полицию, лечить травмы, находить деньги, чтобы продержаться до следующей зарплаты и т.д. Ответственность за каждый шаг всегда на нас.

Назвался многозадачным – вот тебе много задач, у тебя и в резюме указано — «многозадачный». Потом бессмысленно кого-то обвинять и считать себя жертвой, если с самого начала принимал на себя, как буфер, все, что тебе накидывали. Упал, потому что перегрузили? Сам виноват.

Перегруженность – это показатель неэффективного управления своим временем, неэффективно составленного плана и в целом неэффективно построенной работы отдела, если это уровень руководителя. Возможно, и он, и исполнитель до конца не понимают, какие у последнего должностные обязанности, раз первый грузит его всем подряд, а второй с героическим рвением начинает эти цели форсировать. Я пришел к выводу: если человек постоянно работает внеурочно или сверхурочно, значит, это проблема, и с ней нужно бороться.

Почему многозадачность выводит сотрудника из строя и что ей противопоставить

Не надо бояться признать, что ты не многорукий робот

Если у подчиненного есть понимание, что его слишком перегрузили и он не справляется, ему надо честно сказать об этом боссу: давайте меня разгрузим. К сожалению, на это способно очень небольшое количество людей. Только единицы не побоятся признать, что устали. Почему-то считается, что они будут бледно выглядеть, распишутся в некомпетентности и создадут благоприятные предпосылки для собственной замены, появления дублера на роль незаменимого.

Я был бы очень благодарен, если бы человек просто пришел и сказал: «Я устал, больше не могу, мне нужен отдых, перерыв». Я всегда готов предоставить время на перезапуск. Если он умеет перезагружаться в короткие сроки, это вдвойне круто. С партнерами мы в этом плане выровнялись, потому что регулярно перекипаем от нагрузки. Между нами все просто: я устал, я улетел. Пока. Разберитесь без меня.

Но с подчиненными по-другому, обычно я сам замечаю, что люди засиживаются допоздна, хотя задача сделать больше не ставилась. Работают сверхурочно, в выходные, не прерываются на обед, не общаются с коллегами, потому что постоянно заняты. Если я понимаю, что это не моментный перегруз при работе над срочным проектом, начинаю выводить на откровенный разговор, получаю обратную связь, оцениваю ситуацию и предлагаю решение.

Многостаночники подвержены большому риску выдохнуться и не добежать до конца дистанции, надолго выйти из строя, доработаться до всем известного синдрома выгорания. И в этом отношении их нужно координировать. Когда сотрудник слишком быстро и много работает, его хватит всего на несколько месяцев вместо нескольких лет, а мне этого совсем не хочется. Это может быть нужно ему, но не мне и остальной команде. Поэтому начинаем его тормозить и разгружать.

Почему многозадачность выводит сотрудника из строя и что ей противопоставить

В идеале любой человек должен успевать выполнять все задачи в период отведенных на это часов, отдыхать в выходные, ходить в отпуск, обедать в перерыве, не отвлекаясь на звонки. Соблюдать правильный баланс между работой и отдыхом. Определять, какую нагрузку может выдержать без ущерба для здоровья и личных планов. Но мы живем в реальном мире.

Потому, чтобы не сойти с дистанции раньше времени, сделайте простые вещи:

  • не указывайте в резюме среди достоинств многозадачность. У недобросовестной компании будет дополнительная причина загрузить вас по самые помидоры;
  • внимательно читайте свою должностную инструкцию. Если на вас вешают обязанности, которые в ней не значатся, напомните, что вам за них не платят;
  • определите свои часы наибольшей умственной активности и все самые сложные и трудоемкие задачи перекладывайте на это время. Так вы повысите свою продуктивность;
  • начните медитировать, это занимает всего несколько минут в день, а эффект колоссальный (по собственному опыту)! Регулярные медитации серьезно снижают уровень тревожности и стресса, помогают развивать эмоциональный интеллект;
  • не бойтесь признаться руководству, что устали от нагрузки, и предложить выход из ситуации. Если вас не услышат — значит, не ценят и просто выжимают из вас последние соки. Решайте сами, нужна ли вам такая работа.

А вы знаете, что термин «многозадачность» переводится как свойство операционных систем обеспечивать возможность параллельной или последовательной обработки нескольких задач? Есть о чем задуматься.

Скоро расскажу, какой оптимальный баланс между работой и отдыхом я установил для себя

Познакомиться с поближе с ГК «Обонато» можно тут:

Почему многозадачность выводит сотрудника из строя и что ей противопоставить
77
11
11
11 комментариев

считаю нужен законопроект всем каждые 3 мес отпуск на 2 недели🤣

2

Редко встречала среди работодателей мнение, что многозадачность это плохо. Обычно все ждут, что ты будешь и швец, и жнец.

2

Я тоже раньше думал, что чем больше задач, тем лучше, но это совсем не так. На деле это приводит к большему количеству ошибок и снижению результата. Лучше сосредоточиться на одной важной задаче, чем браться за всё подряд.

1

Многозадачность очень портит качество, скажу это бухгалтерскому бизнесу. Бухгалтер, который ведёт 20 фирм одновременно, скорее всего в глубине своего сознания всех уже послал, и просто сидит и тыкает в какие-то кнопки. 2с сама куда-то вывезет.

1

Многозадачность (когда задач может быть параллельно более 5 штук и с горящими сроками) существенно может испортить итоговый результат. Вдобавок все зависит от сотрудника, кто-то способен легко переключаться с одного вида работ на другой, а кто-то нет)

1

Лучше сконцентрироваться на одной деятельности, чем распыляться. Хотя у всех по разному

Лучше всего помогает отпуск!