Онбординг: как удерживать сотрудников в компании

Советы по системной адаптации новых сотрудников от HR-а, который руководил рекрутментом в «Яндексе», Mail.ru и Avito.

Онбординг: как удерживать сотрудников в компании

Онбординг — это комплекс мероприятий для адаптации новых сотрудников: вводное обучение, инструктажи, welcome-встречи и т. п. Цель — влить новых людей в компанию, в работу и в коллектив. Онбординг критически важен: как встретишь сотрудника, так и проработает. При этом в редких компаниях он существует в полноценном виде.

На вебинаре Teachbase Андрей Кравченко рассказал, как провести онбординг, чтобы крутые специалисты оставались в компании.

Андрей Кравченко
В HR c 2003 года, около 15 лет в рекрутменте для IT-сферы, 7 лет в корп-обучении. Руководил HR-подразделениями в Яндексе, Mail.ru, Avito. Сейчас занимается собственными проектами и консалтингом.

Почему онбординг — это выгодно

  • Новый сотрудник быстрее входит в работу и не просаживает надолго производительность отдела. Руководители и коллеги тратят меньше времени на подстраховку и опеку.
  • Придя в компанию, человек получает полный набор информации, который помогает почувствовать себя своим. Это позитивный опыт, формирующий лояльность лучше, чем печеньки и кофемашина.
  • Сокращается текучка на испытательном сроке. Вся нужная информация легкодоступна — никаких барьеров и стресса, все помогает круто себя проявить. В результате нет тревоги: а вдруг это не твое.
  • Сотрудник впитывает корпоративные ценности и стратегию компании сразу, а не проработав приличное время. В итоге команда движется в одном направлении, новые люди не вносят хаос.

Нет онбординга — будут проблемы

Поиск сотрудников — затратная во всех смыслах задача. И вот с трудом найденный человек адаптируется сам по себе — чаще всего это небыстро и сложно. Высока вероятность, что что-нибудь пойдет не так, и человек надолго не задержится. Затраты не успели окупиться, а пора уже вкладываться по новой. И все это время в компании нет полноценного кадра.

Немного проблемной статистики по IT-отрасли
Немного проблемной статистики по IT-отрасли

Осторожно, ложный онбординг

90% компаний думают, что у них с адаптацией новых людей все нормально. Но в большинстве случаев адаптация происходит так:

  • Учебное пособие. Новый сотрудник получает серию рассылок, брошюру или лонгрид. И они часто проблемные: много лишнего, оторванность от реальности, что-то устарело либо длинно и непонятно.
  • Welcome-встреча. Полчаса-час смущенно поговорили, а дальше сам.
  • Чат-бот. Автоматизация — здорово, но во многих случаях она внедряется слишком поспешно. Крутой инструмент (чат-бот) уже есть, а содержательная начинка недоработана.

4 аспекта эффективного системного онбординга

1. Собственно работа. Что делать, что где находится, как все нужное настроить под себя и работать.

2. Бизнес-процессы. Знакомство с компанией, ее продуктом, партнерами и врагами, клиентами и аудиторией. Оргвопросы: правила компании, ее структура, как происходит взаимодействие, а почему так, к кому по какому вопросу обращаться.

3. Стратегия. Как, куда и зачем идет компания. Как и куда в ней буду идти я.

4. Корп-культура. Что у нас принято и нет, какой стиль общения, традиции и неформальные правила, что поможет влиться в команду.

Онбординг = процессы + контент + инструменты.

Все работает только в связке.

Этапы построения онбординга

1. Провести аудит. Как сейчас в компании адаптируют сотрудников? Все 4 аспекта охвачены, что западает, в чем проблемы? Бывает, все аспекты охвачены, но в процессах бардак — и из-за этого онбординг плохо работает.

2. Построить путь сотрудника. Он еще называется EJM (Employee Journey Map). Все просто: это линия, на которой в последовательном и логичном порядке отмечается точками то, что будет происходить с сотрудником в компании. Рабочие события и процессы — welcome-встреча, конец испытательного срока и т. д. И учебные события — онлайн-курс по софт скиллам, тренинг по 1С с наставником и т. п.

3. Продумать метрики эффективности. Например, выход на полноценный рабочий уровень через Х недель, уровень владения программой %, сокращение затрат на рекрутмент в Х раз.

4. Скрестить путь сотрудника с метриками. То, что получится, называется целевая модель онбординга.

5. Подобрать форматы контента и подачи. Что оптимально: видео, лонгрид, квест? Как и где это подать: сделать базу знаний в Confluence или в чат-боте, а может — онлайн-курс на платформе для обучения? Кстати, только на 5-м этапе начинается автоматизация.

6. Сделать контент. Понять, где брать информацию, кто в компании ее носитель? Добыть информацию и упаковать в нужные форматы.

7. Спроектировать сценарий обучения. Если просто вывалить на человека гору контента, вот тебе 3 курса и 2 — не получится системного процесса и трудно будет нормально оценить качество адаптации. Сценарий — это последовательность потребления контента плюс отметки на некоторых этапах, что здесь должны быть достигнуты определенные результаты.

8. Автоматизировать обучение. Самый удобный способ это сделать — перенести все на платформу для дистанционного обучения, она же СДО или LMS.

9. Запустить обучение. Сначала запустить пилот, чтобы выявить и доработать проблемные места. А потом можно масштабную историю.

10. Организовать наставничество и профсообщества. Пока онлайн-обучение будет делать дело, параллельно можно выстраивать такие сложные человеческие вещи, которые потом помогут дополнить программу адаптации.

Больше подробностей об онбординге смотрите в записи вебинара Teachbase :)
2424
25 комментариев

Всякие онбординги, видишь ли... то ли дело раньше на Руси - холоп, челядь, лакей, холуй, прислужник, прихвостень, побегушка!

11
Ответить

А сейчас — онбординг, геймификация, матрица компетенций, микролернинг, вебинары, комьюнити, СДО…

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за идею, подумаем над отельной статьей — тема действительно волнующая.



В вебинаре мы затронули вопрос онбординга удаленных специалистов. Делимся мыслями из вебинара:
Особое внимание при онбординге удаленного сотрудника стоит уделить аспекту корпоративной культуры, так как удаленщику сложно почувствовать себя частью команды. Для этого использовать разные инструменты. Например, регулярные командные встречи, виртуальные тусовки, игры, квесты-знакомства, рэндом-кофе — все зависит от запроса сотрудников и компании. Для кого-то подойдёт игра, а кому-то лучше обсудить новую статью на Habr. Главное — не играть в игры с людьми, которым эти игры не нужны.

4
Ответить

Как и обычный, только дистанционно и без ходьбы по офису

2
Ответить

Ага ага. На новом проекте 5 тысяч VHDL файлов, которые не собираются и тебе говорят - разберись. Прям сразу проникаешься духом компании, корпоративной культурой и рэндом-кофе :)

3
Ответить

Если в команде налажены и задокументрированы все процессы, то отдельный онбординг практически не нужен. Если в процессах бардак и документации либо нет вовсе, либо она неактуальна, то и онбординг в адаптации поможет слабо. Онбординг может только помочь выявить наиболее проблемные места в проекте старожилам проекта, чтобы привести их в порядок и задокументировать. Так сказать, предоставить незамыленный взгляд со стороны на реальную ситуацию в проекте.

Поэтому если только у вас не стартап на самых ранних стадиях, а уже более-менее сложившаяся компания, то нужно обязательно тратить ресурсы на документацию и борьбу с техническим долгом. Продуктовые управленцы будут всячески этому мешать, настаивая на приоритетной работе над новыми фичами, но нужно думать о будущем и учиться отстаивать свои интересы. Иначе компания будет вынуждена тратить уже гораздо большие ресурсы на всякий HR булшит, получит сильную текучку кадров и сложности с наймом хороших специалистов.

2
Ответить