Можно ли оптимизировать затраты на отдел продаж и повысить его эффективность, внедрив ИИ-помощника: на примере онлайн-школы, завода и магазина техники

Когда нейросети только замаячили на горизонте, интернет всколыхнуло волной паники, мол, заменит нас всех искусственный интеллект. И только самые узконаправленные специалисты знали: им бояться нечего. Не сможет ИИ создать шедевр (и пойти на завод).

Сейчас ИИ продает курсы, айфоны и даже буровые рукава. Уже стоит бояться?

Бамблби наверняка плакал, наблюдая за своим дальним родственником. Так что, восстание машин откладывается?
Бамблби наверняка плакал, наблюдая за своим дальним родственником. Так что, восстание машин откладывается?

Привет! Я Егор, создатель AI-сервиса Solo — ассистента, который встраивается в сайт, ловит входящих пользователей и прогревает их в заявку, в среднем, за 8 сообщений. И сегодня я подведу итоги нейросетевых продаж за год работы сервиса.

Контекст: как было раньше

Нейросети — одна из самых быстроразвивающихся (обучающихся) технологий XXI века. Звучит пафосно, но я убедился в этом на собственной шкуре.

Когда мы только начинали, ИИ-помощник Solo мог только пересказать информацию с сайта. В такой версии мы встроили его в посадочную онлайн-школы по подготовке к ЕГЭ: я лично занимался этим сайтом, и в тот момент мы как раз тестировали длинные формулировки, большее количество текстовых блоков с максимальной конкретикой. Идеальная почва для обучения нейросети.

Первая LLM-модель обучалась на сайте около двух недель: мы вручную поправляли ее ответы, устраивали ей стресс-тесты, задавали каверзные вопросы. Ожидаемо, она не считывала, на какой странице сайта находится, а разговаривать могла только по тем темам, которые на нем нашла. Однако это уже был маленький персональный ассистент, который помогал детям и родителям, у которых нет времени или желания перелопачивать сайт, быстро получать информацию и оставлять заявку на продукт.

Поэтому, параллельно с обучением модели, мы перешли к созданию виджета — той самой строчки в правом нижнем углу экрана, которую вы сейчас можете увидеть на сайтах крупных компаний. Например, вот тут или тут.

В первую очередь мы работали над скоростью адаптации: среднему менеджеру продаж нужна неделя на обучение, поэтому компании со срочным запросом было проще нанять человека и платить ему за лидов. Да и качество ответов менеджера было бы выше — у них есть дополнительная информация по продукту, скрипты и умение мыслить.

К релизу и первому питчингу сервиса мы добились колоссального результата: ИИ-помощник полностью встраивался в сайт и начинал работу в полную силу уже через 5-15 минут (в зависимости от объема информации) после запуска.

Именно в таком формате мы впервые официально запустили виджет на сайте онлайн-школы: в первый же день нам удалось добиться роста лидов с сайта на 30%, по качеству 1-в-1 с теми, что приходили с форм обратной связи. Их конверсии, кстати, также выросли, несмотря на наши опасения, но всего на сотые процента.

Подробнее об этом кейс я еще расскажу в следующих статьях.

Следующим пунктом в нашем плане изменений было управление сервисом через личный кабинет (админ-панель): чтобы в один клик можно было загрузить базу, настроить интенсивность продаж и их характер, а также исправить мелочи — изменить формулировки в ответах, установить свое время для передачи лидов в CRM-систему компании, подстроить дизайн виджета под сайт.

Основные элементы панели управления помощником Solo на данный момент. Доступ к личному кабинету выдается сразу же после презентации сервиса, первичная настройка происходит на консультации с персональным менеджером, закрепленным за компанией-клиентом
Основные элементы панели управления помощником Solo на данный момент. Доступ к личному кабинету выдается сразу же после презентации сервиса, первичная настройка происходит на консультации с персональным менеджером, закрепленным за компанией-клиентом

При этом, параллельно мы работали над собственными LLM-моделями и дообучали заимствованные. Это казалось нам важным элементом: Solo должен был коммуницировать с пользователями как профессионал и лицо бренда, а не бездушный виртуальный ассистент. Нам не хотелось, чтобы единственным отличием Solo от чат-ботов была простота первичной настройки.

Подробнее про то, как проходили наши обновления, можно почитать в этой статье. Конечно же, все пошло не так.

Спустя полгода мы добились тех результатов, к которым стремились: помощник Solo стал практически не отличим от человека в коммуникациях, научился считывать юмор, оставаться в контексте, понимать, на какой странице находится пользователь и, соответственно, что он имеет в виду под абстрактным «сколько это стоит?», когда на сайте больше 10 тысяч товаров, а также мы практически добились от него самообучения.

Что может получить от Solo пользователь прямо сейчас. Подробнее узнать об этом можно вот в <a href="https://vc.ru/services/1616833-mne-vsegda-govorili-chto-volshebnyh-tabletok-ne-byvaet-menya-eto-ne-ustroilo-istoriya-solo-ii-assistenta-dlya-uvelicheniya-konversii-s-saita-za-15-minut-s-romi-3000" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">этой статье-презентации Solo</a>
Что может получить от Solo пользователь прямо сейчас. Подробнее узнать об этом можно вот в этой статье-презентации Solo

Сейчас, если на сайте клиента недостаточно информации по точечным запросам, а базы данных нет, мы обучаем Solo на тех же диалогах, что он ведет: пока что вручную поправляем его ответы и тестируем его в различных ролевках, где учим его выдавать нужную информацию, под каким бы углом ее не спросили. Пока что это все может занять даже пару месяцев, но мы работаем над автоматизацией и ускорением данного процесса.

Благо, клиентам это жизнь не усложняет: настройкой занимается персональный менеджер, закрепленный за каждым нашим клиентом.

Так вот, за год работы над собственными LLM-моделями и над адаптацией зарубежных LLM-моделей под разные сегменты российского рынка я наконец могу ответить на вопрос из заголовка статьи.

И мой ответ: нет и да.

Как увеличить эффективность отдела продаж, внедрив ИИ-помощника: что стоит ждать, а чего — нет

Скажу честно, хотя мне этот факт неприятен: виртуальный помощник Solo не заменит отдел продаж. И даже не поможет сократить его штат.

Сейчас ИИ-ассистент — это инструмент повышения конверсии сайта, как условный поп-апп или даже та же форма лидогенерации.

Несмотря на умение отрабатывать возражения, подбирать оптимальный вариант и последовательно продавать его, Solo не сможет закрывать клиентов так же эффективно, как менеджер в звонке.

Потому что он допускает ошибки.

Весь год мы работаем над минимизацией ошибок, и у нас это получается. Но Solo — это не специалист, а всего лишь помощник, который формулирует ответы исходя из имеющейся у него информации: обновили цены на сайте — он их скажет. Загрузили прайс-лист в базу без детализации спецусловий? Он в жизни не скажет ни про какие спецусловия.

Поэтому Solo испытывает проблемы с точечными вопросами. Например, есть у нас клиент с подпиской на курсы. Если Solo спросить в чате: если оплачу я подписку сейчас, у меня будет доступ до 4 января, — он ответит что-то вроде: «да, связать вас с менеджером?»

Проблема в том, что подписка у данного клиента работает иначе: если ее оплатить сейчас, то пользователь получит доступ к материалам за предыдущие 4 дня, а срок подписки выйдет 1 января. До 15 числа подписка дается на текущий календарный месяц, а после — на следующий. Чтобы Solo смог это рассказать, ему нужно было ошибиться, а нам — исправить его ошибку.

И если бы с этого ответа Solo вел сразу в продажу, пользователь остался бы недоволен: он заплатил деньги за одно, а получил другое. Репутационные риски слишком велики, если не говорить про издержки из-за возвратов. Так себе картина.

Сейчас же, переводя пользователя в звонок к менеджеру и самостоятельно оформляя заявку с его согласия, Solo минимизирует риск: менеджер получает контакты, продукт и диалог, по которому сможет простроить будущую презентацию и продажу. Как говорят в компании, с которой Solo ошибался наиболее часто, это никак не влияет на итоговую конверсию в продажу лидов от сервиса — она сохраняется на том же уровне, что и, например, с форм лидогенерации.

Современные технологии на сайте, который предлагает образовательный продукт и профессиональное развитие, привлекают внимание и повышают доверие к компании. Но что происходит в более классических нишах?
Современные технологии на сайте, который предлагает образовательный продукт и профессиональное развитие, привлекают внимание и повышают доверие к компании. Но что происходит в более классических нишах?

Поэтому Solo генерирует заявки, а не продажи.

В e-com без обработки заявок и с карточками под каждый товар, например, в магазине техники, Solo может напрямую влиять именно на продажи: он помогает пользователю подобрать нужный товар, закрывает возражения, а окончательное решение о покупке пользователь принимает сам по информации со страницы того или иного устройства. Дальше человек заказывает и получает товар.

Однако в остальных нишах и в дорогостоящей товарке, где цикл сделки включает в себя обработку заявки, обсуждение условий, подписание договоров, в общем, занимает куда больше времени, ИИ-помощник делает ставку на заявки — прямые через сервис и повышение конверсии форм лидогенерации на сайте.

И здесь, как ни странно, он может работать с любыми нишами, даже с заводом промышленного нефтегазового оборудования. Инженеры и снабженцы, умнейшие люди, не отличают нейросетевые ответы от ответов эксперта-консультанта.

Не скажу, что так было сразу: за результатом больше двух месяцев постоянного дообучения моделей. Но тем не менее.

Результат, которого мы вообще не ожидали, но который получили и которым хотим похвастаться
Результат, которого мы вообще не ожидали, но который получили и которым хотим похвастаться

Но эффективность отдела продаж ИИ-помощник повысить все-таки может. Он прогревает лидов и увеличивает количество заявок.

Таким образом, менеджеры, которые занимались операционкой и консультациями в чате, 30% диалогов в котором так или иначе являются мусором (те же одиночные сообщения, технические вопросы от текущих клиентов и так далее), будут заниматься продажами по теплым и горячим заявкам (в зависимости от скорости обработки).

Так как Solo закрывает до 95% всех вопросов клиента перед заявкой, к менеджеру приходит лид, уже готовый к покупке: количество дополнительных вопросов в среднем не превышает 2 на диалог, а значит, сделка закрывается быстрее (менеджер успевает обработать больше заявок и сделать больше продаж); клиент соглашается на более дорогие тарифы, продукты или на больший срок предоставления услуг, так как уже сформировал доверие к бренду или же узнал, как это закроет его персональный запрос, а значит, средний чек одного клиента также растет, а с ним и прибыль.

Особенно хорошо это работает в EdTech-е и агентствах, предоставляющих услуги для бизнеса. Например, рассказывал о работе с университетом и скоро предоставлю результаты долгосрочного сотрудничества с топовой онлайн-школой.

Вместо итога

Однажды нейросети нас всех заменят, во всяком случае, даже мы сами над этим работаем. Но пока что это просто инструмент, который будет эффективно работать только в руках человека.

Поэтому, кстати, к Solo всегда идет персональная премиум-поддержка — с выделением своего менеджера, оперативным решением проблем и внедрением необходимых обновлений. Да, даже если вы подключите сервис всего на месяц на минимальном трафике. А при объемах от 100 000 пользователей с вами будет работать целая команда Solo — чтобы все точно проходило хорошо.

* * *

ИИ-ассистент Solo — перформ-инструмент нового поколения, который помогает вытянуть максимум с трафика любой степени прогретости. Цифры говорят сами за себя: средний ROMI до 3000% в любой сезон, вложения от 1103 рублей в месяц.

Хотите узнать подробнее о Solo и потестить его у себя на сайте бесплатно? Напишите мне в телеграм @eperelygin — скину презентацию (:

А что вы думаете о восстании машин? Ждать или пока все-таки не стоит?

66
22
11
11
18 комментариев

Если посмотреть на комментарии под статьями, часть людей нейросети уже заменили :D

да со всеми этими нейросетями уже сама в своих комментариях сомневаюсь, я ль или нейросеть

Алгоритмы, беспощадные алгоритмы

А есть у вас гайды понятные как такую же штуку для себя настроить?

Нам вот в мессенджеры очень надо

Вообще, мы разрабатывали сервис специально под сайты, он как раз встраивается на сайт любой компании за 5 минут. А вот научить пока не учим, не доросли ещё, наверное.

В мессенджерах проще сделать через создание бота, туда встроить уже нейросетевую модель. Можете в ТГ написать, по возможности, обсудим-подскажем: @eperelygin

Восстания машин боятся те, кто с машинами не дружит
А прошаренные с ИИ в ладах

Пока что любой ИИ-шке нужен человек, который будет ее направлять, так что бережно с ними обращаемся и они бережно будут обращаться с нами)