Как ошибка в названии компании или товара может уничтожить бизнес

В мире бизнеса существует одна опасная ловушка, которая может уничтожить даже самые перспективные компании. Она опасна для всех, но особенно — для тех кто работает на маркетплейсах.
Здесь даже случайная ошибка грозит не только блокировкой карточек, но и утилизацией всей партии товара. Если у вас есть или планируется свой бизнес — расскажу историю, которую вам точно стоит знать заранее.

Представьте ситуацию. Человек начал продавать товар, название для него выбрал какое понравилось. А потом выяснилось, что это название давно зарегистрировано в Роспатенте как товарный знак другой фирмой.

Как быть? Тратить сотни тысяч на полный ребрендинг? Платить миллионные компенсации? А тут еще и речь шла о продаже на маркетплейсе — а там за такое карточки блокируют, а товар утилизируют как контрафакт.

В такую ситуацию рискует попасть каждый предприниматель, поэтому давайте расскажу, как нам удалось с этим справиться.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Сначала расскажу в двух словах о том, как работают товарные знаки, а потом саму историю — что делать, если товар уже продается, а в Роспатенте зарегистрирован такой же знак и еще несколько похожих сверху.

Кто бы мог подумать: ответственность вплоть до уголовной

В России уже более 800 000 зарегистрированных товарных знаков. Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, домены и имена.

Найти свободное и классное название — настоящая головоломка. А случайно воспользоваться чужим брендом — легко. На этом многие и горят.

Многие предприниматели допускают такую ошибку: открывают компанию, дают название ей или самому товару, вкладывают деньги в брендинг, сайт и рекламу. Но сам бренд-то им не принадлежит. И когда они узнают об этом, уже поздно.

Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ);
  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
  • иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
  • ребрендинг — даже выплата компенсации не даст права использовать знак дальше

Можно ли стать правообладателем собственного бренда, даже если похожее название давно уже занято?

«Такое название уже занято, зарегистрировать его на вас мы не можем, придумывайте другое» — именно такие слова чаще всего слышат предприниматели от юристов.

Оно и немудрено: действующих знаков же сотни тысяч, такие же или очень похожие находятся почти всегда.

В отличие от доменов, где для регистрации достаточно разницы в один символ, с товарными знаками такой фокус практически не прокатывает. Ведь использованием чужого знака считается не только использование точно такого же, но и просто очень похожего названия.

По-хорошему, регистрировать свой товарный знак нужно было еще на старте бизнеса.

Когда деньги в рекламу и брендинг еще не вложены, можно посмотреть несколько вариантов названий и выбрать из них самое оригинальное и пригодное для регистрации. На этом этапе изменение названия не повлечет особых затрат.

Но можно ли что-то сделать, если бренд уже продается во всю, грозят санкции, а тратить деньги и время на ребрендинг крайне не хочется?

Как мы добились регистрации товарного знака STARDIS, несмотря на три почти таких же бренда

Место действия: Санкт-Петербург.
Бренд: STARDIS.
Бизнес: товары для дома на маркетплейсе

Проверяем по реестрам Роспатента: да, есть такое же название и несколько похожих.

Вверху наш лого, а внизу три похожих товарных знака, которые давно зарегистрированы в Роспатенте
Вверху наш лого, а внизу три похожих товарных знака, которые давно зарегистрированы в Роспатенте

Роспатент точно сошлется нам на эти три знака. Но менять название — не вариант, нужно работать с тем, что есть.

Подаем заявку в Роспатент. Сами документы сделаны идеально: первая формальная экспертиза Роспатента проходит меньше, чем за месяц.

Впереди главная часть: экспертиза самого знака.

Буквально через три месяца Роспатент присылает нам предварительный отказ. Ожидаемо ссылаются на те три знака и хотят отказать.

Как ошибка в названии компании или товара может уничтожить бизнес

На этом месте большинство юристов разводят руками. Дескать, мы свою работу сделали, заявку подали, на этом наши полномочия всё, окончены. А то, что Роспатент показал похожие знаки — так мы в этом не виноваты, это Роспатент решил, а не мы.

Но мы-то знаем, что есть в наших законах один интересный способ, как спасти регистрацию и предпринимателя вместе с ней. Непростой, но есть. Называется он «письмо-согласие».

Как работает письмо-согласие: если владельцы похожих знаков подпишут нам документ о том, что не возражают против нашей регистрации, то тогда Роспатент зарегистрирует нам знак.

Получается, для регистрации STARDIS нам нужно было получить согласия от владельцев похожих знаков. Если это получится сделать — бренд STARDIS наш. Если хотя бы с одним из них договориться не сможем, наш удел — отказ и ребрендинг.

Находим контакты правообладателя каждого бренда. Пишем, звоним, находим ответственных. С двумя из трех получается договориться, и мы получаем от них заветные письма-согласия:

Как ошибка в названии компании или товара может уничтожить бизнес

А вот с третьим брендом ситуация интересная: там договариваться не с кем, компания правообладатель обанкротилась. А товарный знак в реестре висит.

Раз знак мешает — надо его аннулировать. Обращаемся в Роспатент за аннулированием третьего мешающего знака. Заявление, дело — получаем решение:

Как ошибка в названии компании или товара может уничтожить бизнес

В итоге отправляем в Роспатент ответ на отказ и два согласия.

Спустя месяц Роспатент присылает нам свидетельство:

Как ошибка в названии компании или товара может уничтожить бизнес

Помните, с чего начиналась эта ситуация? Было целых три похожих бренда, казалось, что получить права невозможно, а в любой момент может прилететь претензия на маркетплейсе и обрушить всё.

Да, работа была непростая. Но в итоге STARDIS зарегистрировали. Нет больше рисков, что их карточки заблокируют, товары утилизируют, а с них самих взыщут компенсации.

Можно спокойно вкладываться в свой бренд и работать дальше. А если где-то объявятся конкуренты с похожим названием, то все эти санкции можно будет применить к ним.

Как ошибка в названии компании или товара может уничтожить бизнес

Выводы коротенько:

  1. Похожие бренды находятся почти всегда. Вопрос только в том, сможет ли юрист с этим справиться.
  2. Получение письма-согласия — это законный способ добиться регистрации, когда есть похожие знаки.
  3. Иногда «мешающий» бренд можно аннулировать.
  4. С предварительным отказом Роспатента можно и нужно спорить. Свои доводы нужно основывать законами, практикой судов и практикой самого Роспатента.
  5. Регистрировать свой товарный знак лучше на старте бизнеса или запуска нового продукта. Но если это вовремя не сделали, возможно, не все потеряно и есть еще шансы обойтись без ребрендинга.

Если вы еще не проверяли и не регистрировали названия своих компаний/товаров, или уже пробовали, но возникли какие-то проблемы — напишите мне.

Посмотрим, проверим по настоящим базам Роспатента, и разберемся, как лучше действовать. Можно прямо в телеграм — @bchlf

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

2020
11
11
22 комментария

Интересный какой кейс! Перешлю одному знакомому директору брендингового агентства — а то их юристы сильно боятся похожих названий. А всё, оказывается, не настолько прям страшно

2

А если дизайнер обманул и подсунул чужой лого, а я зарегистрировал его на себя, что будет?

1

Да, доводилось сталкиваться с такими историями, классика.

По сути, узнать оригинальный у тебя лого или нет, можно только по итогам проверки в Роспатенте. Там будет видно, есть что-то похожее или нет.

Если выяснилось, что дизайнер обманул и выдал чужую работу за свою — тогда регистрировать само по себе название, а за лого возвращать деньги и рисовать новое.

Если наоборот, лого твой, а конкуренты специально его на себя зарегистрировали, то такую регистрацию можно аннулировать через Палату по патентным спорам. Такое тоже бывает.

1

Чаще другое бывает: дизайнер не подсовывал, а делал варианты, решение заказчик принимал. Диз не Роспатент, при таком количестве ТМ, попасть на повтор идеи/стиля уже отрисованных лого запросто. По опыту: гугль не дает в поиске дублей, потом при регистрации ТМ выплывают "двойники". Автору спасибо за инфу про "убийство" обанкротившихся владельцев ТМ, прям надо сейчас:)))

А как самому проверять товарные знаки?

1

Можно попробовать самому посмотреть на платформе Роспатента — это на сегодняшний день единственная открытая официальная база, которой можно доверять: https://searchplatform.rospatent.gov.ru/trademarks

Но тут есть нюанс: чтобы оценить результаты выдачи, нужно по сути смотреть на них так же, как сам эксперт Роспатента. То есть учитывать все требования регламентов, закона, практики и всё такое.

В общем, обычно просто мне пишут, а там дальше мы уже смотрим по базам, у нас доступы есть к платным поисковым системам :)

1