Хочешь чтобы я тебя продавал? Давай сначала придумаем СТОП-слово!
Если тебе что-то кажется, тебе не кажется. Я про тему партнерств. Почему кажется они должны работать, а на самом деле нет.
Пищу для размышлений дает нескончаемый поток команд разработчиков которым нужно чтоб я их «чего-то» продал в своих клиентов. Ребятам отдельное спасибо за настойчивость и интересный материал для рефлексии.
Кроме статей я ещё пишу книги про бизнес. Только не ждите там улыбок на обложке и советов в духе “поверь в себя”. Там всё наоборот — про ошибки, шишки и жопу, в которую бизнес залетает регулярно.
Вообще подход с партнерствами в плане пересечения аудиторий, очень разумный. Зачем привлекать дорого и долго из рекламы когда можно сходить к тем у кого уже есть нужная аудитория, отфильтрованная, промаркированная и платящая. Но вот формат как это чаще происходит, немного настораживает.
Как оно бывает у меня:
- Формат 1. Сразу-ДАЙ! Не сильно часто встречается, формат любят «молодые и динамично развивающиеся». Дайте нам доступ к вашей аудитории мы что-то им расскажем, продадим или как-то еще осчастливим. И как-то на этом все заработаем. Ну или нет. Просто вместе пожжем внимание клиентов. Потом разгребете, может быть...
- Формат 2. НА-Тебе! Этот сильно чаще. Когда «команда профессионалов с 20ти летним опытом» которая умеет делать все что угодно из чего угодно, лишь бы было ТЗ, хочет продать хоть кому-то свои компетенции.
По-честному у меня не хватает смелости чтоб продавать первых и уровня гормонального фона чтоб добиваться понятного офера от вторых. Дальше будет именно про вторых. Поразмыслив я сформировал несколько предположений почему оно так? И как можно было бы это поменять, чтоб сработало?
Офер - конструктор Lego
Офер «НА-Тебе!» всегда выглядит как набор ингредиентов (описание стека). Это если бы я пришел в пицерию, а там вместо меню с красивыми картинками список - тесто, грибы, сыр, помидоры, кетчуп, ну вы поняли. И под этим всем надпись - СОБЕРЕМ ЛЮБОЕ БЛЮДО ПО ВАШЕМУ ВКУСУ! Вот именно так, заглавными буквами. А если мне просто перекусить? Не? Обязательно ли погружаться в нюансы кулинарии? Мне вот удобнее тыкать пальцем в картинку:
- Это! Два! И пиво!
А в текущем виде это конструктор для экспертов в теме, этакий «Сделай сам, а мы поможем. Разберешься по пути». Вот ИКЕЯ - это работало, аккуратная коробочка с комодом + инструкция, как собрать, и цена в пол. А для сложных решений - подход сомнительный.
Стоп-слово
То что тебе, в той теме, что ты варишься последние 10 лет кажется все понятно, это искажение. Нет, не так - ЭТО ФАКТ, тебе и правда понятно и только тебе, плюс паре товарищей в окружении. Твой партнер не будет в этом разбираться, по крайней мере большинство. Я всегда спрашиваю про стоп-слово - Что именно клиент должен произнести (спеть, станцевать), чтобы я смог ассоциировать решение проблемы с твоим продуктом/услугой?
- Как же мы устали от тормозящей 1С!
- Логистика опять задержала поставку на 2 дня!
- На складе недостача и это 6й случай за последний час!
В этом случае получается легкий и вкусный мэтч проблемы и решения.
Профит
Мы дадим вам адскую скидку, мммм… аж 10%. Правда? У меня на свои продукты маржа 30%. И за эти 10% нужно понять боль клиента, продать ему решение партнера и еще поиграть с бумажками чтоб эти 10% получить. Да, не забываем про репутационный риск - партнер может накосячить. Не так, ЛЮБОЙ может накосячить, и должен быть запас на “жертвоприношения”, чтобы это разрулить.
Win-Win
Обожаю задавать вопрос - Я вам клиентов и продажи? А вы мне что? Увы, но варианты печальные:
- Хороший проект
- Экспертизу
- Скидки
Ни один не сказал - А мы вам своих клиентов?
Вот почему так? Жалко? Страшно? А может своих нету? Сделка формата - Ты нам то, что ценно, а мы тебе, что умеем. Вот не тянется при этом рука к телефону, чтоб всем рассказать про таких классных ребят.
Но выход же есть?
А теперь про те партнерские схемы которые работают (кажется).
Первое, что мне бросается в глаза - это вложения в бренд. Никто не задает вопросы - А почему на запрос “Антивирус”, вы нам в спецификацию Касперского написали? Продает в большей степени бренд, а не партнер. Последний выполняет роль удобного курьера. последней мили, просто доставляя продукт клиенту по отработанным каналам. Вся работа с возражениями уже проделана партнером.
Второе - когда продукт хорошо встраивается в твой собственный. В стадии ДО или ПОСЛЕ. Причем встраивается не формально, а прям необходимость есть, и без него почти никак. Как Снегурочка к Деду Морозу.
Третье - интерес! B2B - сложные и долгие сделки с кучей телодвижений, которые заказчик не оплачивает (капэшки, презентации, тестирования, вопросы разного рода). Ну по крайней мере он думает, что не оплачивает. Все это оказывается в итоговой маржинальности сделки. И это не 10%.
И четвертое - взаимодействие и погружение. Это самое сложное. Классическая схема - когда пришел продажник, торгующий апельсинами, ему рассказали на онлайн встрече длинной аж в 1 час про преимущества майонеза. Накидали материалов по почту. И ждем чуда. На всякий случай вагон с майонезом на запасные пути отогнали, в предвкушении сделки. У кого-то хоть раз сработало? Не верю! (© Станиславский К.С.) По ощущениям, тут должна возникать совместная работа и гуру майонеза должен ходить на встречи с царем апельсинов.
Аудитории
Еще важная тема - это аудитории. Продавать что-то сложное удобно в аудиторию тех, кто уже покупает что-то простое, понятное и необходимое.
Родителей удобнее искать в ЦА детских магазинов, там они тарятся чем-то необходимым, продуктами-антибиотиками. И уже впаривать им витаминки-улучшатели. Или тоже антибиотики по теме, но решающие другую проблему (иначе будет конкуренция с детским магазином, а это уже не партнерская тема).
А вот связка витаминка-витаминка по мне работает хреново. Если только это не люксовый сегмент, из того что приходит в голову первым - шильдик Porsche Design на вещах, никак не относящихся к авто. Правда это не прямые продажи от Porsche, а усиление (придание премиальности) для базового бренда.
Я не против продавать что-то «партнерское» и на этом зарабатывать, но пускай это «партнерское» будет нормально упаковано в плане боли клиента и ценности, хоть немного распиарено и с маржинальностью не в 2%.
- Не будучи преподом или разработчиком , сделал - Школу программирования #АйДаКодить и ИТ-лагерь #АйДаКемп (codims.ru/ aidacamp.ru)
- Тут исключение, я в прошлом сетевой инженер с уклоном в голос и видео - интегратор ICE Partners (icepartners.ru)
- А иногда я лезу в чужие бизнесы (разумеется по запросу) и копаюсь в ограничениях, ищу точки роста или делаю стратсесии - vlad-a.ru
А можно взаимодействовать по указанным выше тематикам или просто читать телеграмм-канал «Вроде работает, но надо тестить» про непростой путь собственника.