Проблема CAC в том что стартапы включают туда не все расходы. Частая ошибка — включать в расчет только прямые расходы, например, стоимость привлечения пользователя через платные каналы рекламы. Тогда как к расходам на привлечение также относятся затраты на PR + оклады сотрудников маркетинга и продаж + их премии и % + накладные расходы (аренда помещения для отдела маркетинга и продаж, обучение этих сотрудников, инструменты для привлечения клиентов) + прочие бизнес-затраты и специфичные для индустрии расходы (командировки для b2b, представительские). Добавим сюда расходы на удержание клиентов, ведь именно удержание обеспечивает высокий LTV, тогда получим адекватную сумму затрат.
Комментарий недоступен
Хороший вопрос. В такой ситуации в идеале стартап должен уметь привлекать пользователей бесплатно (органически). Что касается темпов роста, то это сильно зависит от сферы и базы. Т.е. если мы делаем ещё один тик-ток, то на начальном этапе органический рост в несколько раз от месяца к месяцу даст инвестором надежду на виральность продукта и причину выписать чек.
Комментарий недоступен
Хороший вопрос. В такой ситуации в идеале стартап должен уметь привлекать пользователей бесплатно (органически). Что касается темпов роста, то это сильно зависит от сферы и базы. Т.е. если мы делаем ещё один тик-ток, то на начальном этапе органический рост в несколько раз от месяца к месяцу даст инвестором надежду на виральность продукта и причину выписать чек.
Самая типичная ошибка применения модели юнит-экономики - это применять ее там, где не следует. Во-первых, ВЭ - это не про экономику, а про управление. Это метод управленческого учета, по сути. Почему из него сделали фетиш при оценке стартапов, да еще со взятым с потолка коэффициентом 3 - загадка. Во-вторых, есть универсальная идеология упр. учета direct costing, отчасти реализованная в МСФО и напрочь чуждая РСБУ (в чем и проблема!). ЮЭ - это всего лишь проекция DC на определенный тип проектов - веб, где явные прямые издержки (на сырье и материалы) равны нулю, то есть масштабирование производства "в моменте" не требует роста издержек, маржинальность 100%. Но при этом, (в отличие от материального производства, например), огромны затраты на продвижение. Которые естественно классифицировать как условно-прямые. Именно "условно", поскольку, допустим, зависимость хостов от затрат на рекламу (спросите у Яндекса!) далеко не линейна, и данные при объеме рекламы 10 тыс/мес ну никак нельзя экстраполировать на 1 млн/мес.
Но это-то ладно. Но попытка автора загнать ВСЮ микроэкономику бизнеса в ЮЭ - это просто смешно. Постоянные издержки были, есть и будут всегда и у всех, и у вэба, и у производства. Они должны покрываться накопленной маржой. Отсюда - точка окупаемости. На САС можно отнести исключительно прямые издержки на обслуживание данного конкретного канала, а уж никак не командировочные и представительские. Например, при обзвоне холодных лидов на САС можно отнести зарплату звонящего, да. Но при Я-директе зарплату его настройщика отнести на САС нельзя, поскольку она одна и та же вне зависимости от затрат на рекламу и, тем самым, относится к постоянным издержкам. Хотя если у него премия в %% от привлеченной в канале выручки за цели - то в этой части можно...
Даже любопытно, как автор, инвестируя стартапы с такими уровнем микроэкономических знаний, еще не разорился?:))
Всему свое время... Абсолютно солидарен. Для справки пару публикаций на VC о Юнит-Экономике с использованием практики управленческого учета - "Дискуссия: юнит-экономика или маржинальный анализ?" и "Юнит-Экономика — о Системе метрик (с формулами и примерами)"
Анатолий, спасибо вам за мнение. Сразу видно что вы очень хорошо разбираетесь в бухгалтерии. Рад что моя скромная статья нашла отклик.