Невыдуманные истории, когда владельцы бизнеса решили пренебречь информационной безопасностью
Мечта собственника — сильная команда и высокая производительность. Но риски для компании мало кто осознает. Рассказываем, как предпринимателю понять мотивы сотрудников, есть ли угроза мошеннических схем, подделок документов, утечек информации и финансов.
Малый и средний бизнес сильнее страдает после мошеннических атак, потому что у них меньше ресурсов для восстановления после инцидентов:
- потеря данных
- утечка конфиденциальной информации
- репутационные удары
- юридические проблемы
Все это приводит к финансовым потерям и даже к закрытию бизнеса. Поэтому, информационная безопасность должна стать приоритетом для всех предприятий.
Привет! На связи Маша Ларикова — журналист Club.org и WSA. В этот раз я поговорила с нашим резидентом Павлом Карасевым и он рассказал, почему бизнесу важно защищаться не только от внешних мошеннических угроз, но и от внутренних.
В утечке данных виноваты не хакеры
На собственников бизнеса работают люди, а люди — это всегда риски
Люди не приходят работать так, как видит это собственник. Ему кажется, что сотрудники преследуют те же цели, и пришли делать вклад в развитие компании, а у сотрудников, на самом деле, другое видение и планы.
В компании могут быть сотрудники, которые параллельно работают на другие компании. Вместо того, чтобы быть полезным своему работодателю, он тратит его ресурсы и в рабочее время принимает заказы, разрабатывает кому-то сайты или что-то продает.
Сотрудники имеющие доступ к коммерческой или конфиденциальной информации, могут по неосторожности отправить данные куда не нужно.. Или наоборот со злым умыслом, чтобы заработать дополнительно денег.
Чаще всего утекают персональные данные и финансовая информация, через доступные всем каналы: электронная почта, мессенджеры, облачные сервисы. Поэтому, нельзя пренебрегать двухфакторной защитой и шифрованием данных.
Истории из практики
1. Мы сотрудничаем с компанией, которая 20 лет на рынке, и однажды собственники со скандалом расстались с одним из руководителей. Он решил открыть собственную фирму, которая занимается ровно тем же самым. Криминального в этом ничего нет.
К нам обратился генеральный директор компании, откуда ушел руководитель, с подозрением, что информация попадает не в те руки. Организация участвовала в тендерах и среди участников появилась компания, которая указывает стоимость продукта ниже рыночной, а также использует схожие с заказчиком критерии товара. Возникли подозрения, что данные о тендерах передаются конкурирующей компании.
Во время тестового периода ИБ-аналитик нашел сотрудника, который сливал информацию о новых продуктах и стоимости. Он отправлял данные человеку, у которого номер телефона совпадает с ушедшим со скандалом руководителем. Оказалось, что в организации заказчика остался работать его друг, который и сливал информацию.
Самое удивительно было то, что мы в режиме онлайн увидели как злоумышленник смотрел корпоративные файлы и базу 1С
2. Однажды мы пресекли хищение в одной компании: клиент им вернул оборудование стоимостью больше 1 млн рублей, рабочие не провели его по системе, и договаривались как они его отремонтируют и продадут, а деньги разделят на троих. Мы зафиксировали переписку этих сотрудников, как они обманут охранников и вынесут товар.
Есть еще важный момент, который может показаться мелочью, но то, как сотрудники называют собственника за его спиной, может о многом говорить: отношение к компании и зачем они там работают
3. В производственной компании появилась вакансия финансового директора. Один из топ-менеджеров решил продвинуть сотрудницу бухгалтерии, но в компании она и года не проработала. ИБ-служба выступила против, потому что их связывали романтические отношения, что подтверждала переписка в WhatsApp, перехваченная DLP. В компании как раз тестировали модуль профайлинга и его расчет показал, что бухгалтер любит привлекать внимание, часто провоцирует коллег на скандал, распускает сплетни и склонна к махинациям.
Но ее кандидатуру все-таки утвердили. Через два месяца появились сложности в управлении персоналом из-за постоянных скандалов, сплетен и интриг. В итоге, несколько ценных кадров уволились.
Зачем шифровать данные
Шифрование носителей данных защищает компанию от потерь, связанных с утечкой информации.
Флешки, жесткие диски или SSD, все еще популярны для хранения и передачи данных. Если такой носитель попадет в руки злоумышленников, все данные могут быть скомпрометированы. Единственное решение — использовать шифрование.
Мы сталкивались с тем, как сотрудник забыл флешку с незашифрованными данными клиентов в кафе. Злоумышленник использовал эти данные для фишинговых атак. Если бы флешка была зашифрована, утечку удалось бы предотвратить
Если устройство окажется в чужих руках, зашифрованная информация будет недоступна без ключа или пароля. Тем более, законы о защите данных требуют шифрования информации, особенно если она связана с клиентами.
Жизненный случай.
1. Мошенник подделал профиль в тг-канале генерального директора и стал рассылать информацию контактам: «нужно срочно оплатить счет прямо здесь и сейчас». Попал на своего бухгалтера, и тот послушно отвечает и отправляет деньги неизвестно кому и куда. А потом, уже настоящий руководитель спрашивает, кому та заплатила деньги.
Вывод. В компании нет понимания насколько опасно общаться в известных нам мессенджерах и тем более передавать конфиденциальную информацию.
2. Одна из московских компаний столкнулась с тем, что сотрудник случайно отправил список зарплат всех коллег через общий корпоративный чат. Ситуация накалилась до такой степени, что HR пришлось на неделю отключить мессенджеры и устроить срочный тренинг по кибербезопасности.
Вывод. Двойная проверка перед отправкой письма — это не паранойя, а уважение к себе и к коллегам.
Зашифрованные носители устойчивы к атакам, их труднее взломать.
Как выбрать шифрование:
- Используйте встроенные решения: BitLocker для Windows или FileVault для macOS.
- Для флешек и внешних дисков выбирайте устройства с аппаратным шифрованием.
- Убедитесь, что выбранное решение соответствует стандартам безопасности, таким как AES-256.
Как решить проблему с ИБ малым предприятиям
Для малого и среднего бизнеса информационная безопасность стоит дорого. Покупка оборудования и программного продукта на 100 лицензий обходится в 4 млн рублей. А еще нужен человек в штате, который умеет с этим работать и понимает, что такое ИБ и как предотвратить инциденты. Он минимум должен отучиться две недели на курсах по работе с этим программным продуктом.
Поэтому, мы бесплатно проводим обучение для собственников, рассказываем с какими инцидентами они могут столкнуться и как обезопасить бизнес. Затем переходим к сотрудничеству и оказываем услуги ИБ на аутсорсе доступные любому предприятию.
Мы фиксируем задачи конкретной компании: где хранятся данные, кто имеет к ним доступ, какие инциденты происходили, было ли плохое расставание с сотрудником, провинность, хищение, и даже какая кличка у руководителя или директора. Нам важно знать о чем общаются сотрудники между собой.
Далее мы настраиваем сервер и подключаем программу «агент» к компьютеру каждого сотрудника. Аналитик подключается к серверу и передает информацию за предыдущий день. Раз или два в неделю в неделю мы клиенту предоставляем отчет.
Доверяй но проверяй. Сейчас много говорят про важность делегирования задач, чтобы собственнику отойти от операционки и заняться, как ему кажется, более важными делами. Но правда в том, что сотрудник, может поступать по своему и передавать руководителю ложную информацию. А тот и не в курсе, что у него в компании на самом деле происходит. Берегите свой бизнес и проверяйте с кем имеете дело.
Напоследок еще одна правдивая история из жизни.
Ведущий финансист компании увлекалась азартными играми. Она хорошо справлялась с обязанностями, но свободное время и дома и в офисе тратила на онлайн-казино. Службе безопасности стало известно об ее увлечениях. Перехваченная информация с помощью DLP показала, что ее игровой оборот — 2,5 млн рублей. В любой момент сотрудник может начать использовать деньги со счета организации, тем более она имеет к ним доступ. Финансиста уволили, подобные увлечения запрещены ее трудовым контрактом.
А вы сталкивались с мошенниками? Как относитесь к информационной безопасности?
После новогодних праздников сотрудники возвращаются к работе в расслабленном состоянии, постепенно адаптируясь к рабочему ритму. Это время становится золотым часом для киберпреступников, которые активно используют техники социальной инженерии, чтобы извлечь выгоду из снижения бдительности персонала. Фишинговые письма, звонки от «партнёров» или «слу…
Защита информационной безопасности бизнеса становится все более важной задачей. На первый взгляд может показаться, что мошенников интересуют крупные предприятия, однако это мнение ошибочно. Риски, связанные с информационной безопасностью, представляют угрозу для организаций любого размера и из различных секторов экономики.
Обращаясь в дилерские центры и автосервисы, клиенты часто оставляют там персональные данные (имя, номер телефона), но порой для заключения договоров могут потребоваться копии паспорта и информация о банковских реквизитах.
Внутренние угрозы вызывают растущую обеспокоенность у компаний, пытающихся защитить свои данные, особенно с учетом того, что удаленная работа и цифровые системы размыли традиционные границы безопасности. Значительное количество утечек данных происходит из-за сотрудников, имеющих доступ к конфиденциальной информации.
Эта история — о том, как даже опытный селлер может стать жертвой мошенников.
История из жизни. Так случилось, что я отправился в Дубай искать инвесторов, и клиентов, естественно, было много ожиданий. Что же такое Дубай? Яхты, небоскребы, ламборгини...
В мире бизнеса информация и интеллектуальная собственность стали важнейшими активами компаний. В этой связи угроза утечек данных, исходящих от инсайдеров, приобретает особое значение. За последние несколько лет количество инцидентов, связанных с внутренними угрозами, возросло на 47%. Это означает, что риски утечек данных стали для компаний серьезно…
Малый и средний бизнес в России сегодня не только подвержен киберугрозам, но и получает всё больше преимуществ от современных технологий. Но как понять, какие решения действительно принесут пользу, а какие — пустая трата времени и денег? Давайте разберёмся.
Коллеги, согласитесь, что любая компания — это как компьютерная система. Она обрабатывает потоки данных, работает с клиентами, развивается, масштабируется. Но вот проблема: чем сложнее система, тем выше риск вирусов. В мире бизнеса такими вирусами являются управленческие ошибки, которые могут обрушить даже самую успешную компанию. Давайте разберёмс…
Представьте, что ваше предприятие — это корабль. Капитан (руководитель) уверен, что всё под контролем, команда (работники) машет лопатами и гаечными ключами, как пираты, размахивающие саблями. Но в трюме — течь, компас барахлит, а на горизонте маячит ледяная глыба под названием «Производственная авария». Знакомо? Тогда пора разобраться, как не уйти…
Так и не увидел, что же делать малому бизнесу)
Срочно тратить бабло на очередную бесполезную херню от СерчИнформ конечно же, а процессы нормально не строить
Андрей, спасибо за вопрос.
1. Провести аудит документов и информации, которая есть в компании.
2. Ввести режим коммерческой тайны
3. Проверить, что есть политика по обработки персональных данных
4. Провести обучение персонала
5. После этого можно заняться технической стороной вопроса
Ну или приходите ко мне, проконсультирую подробно что нужно делать, большую часть описанного выше, мы делаем бесплатно в рамках нашей услуги по иб аутсорсу.
Ого, поведенческий профайлинг, сбор компромата, увольнения за увлечения - безопасники жгут...
О, да, но я бы перефразировал - сотрудники жгут... причём порой такую дичь...
Прочитал статью, возник вопросы.
Законно это следить за сотрудниками?
Как правильно организовать этот процесс?