UX дизайн: Закон Якоба, эксперимент Бен-Барака, аттракцион «Пьяный велосипед» и цена отказа от привычных UX-паттернов

Данная статья предназначена для начинающих UX/UI дизайнеров, аналитиков и исследователей. В статье показано как отказ от привычных UX-паттернов приводит к росту количества ошибок и затраченного времени.

В 2015 году, UX-эксперт при лаборатории взаимодействия и визуализации человека и компьютера Хайфского университета (Human-Computer Interaction at the University of Haifa) Шей Бен-Барак (Shay Ben-Barak) провел эксперимент в котором попросил 130 человек выполнить два простых задания:

1. Набрать номер телефона из 10 цифр используя стандартную раскладку смартфона, в которой цифры расположены по строкам, как на большинстве смартфонов (по центру, на изображении ниже);

2. Набрать этот же номер телефона на измененной раскладке смартфона, цифры расположены по столбцам, как не делает никто из производителей смартфонов (справа, на изображении ниже).

Слева: автор эксперимента Шей Бен-Барак. Справа: Эксперимент Бен-Барака. uxmag.com
Слева: автор эксперимента Шей Бен-Барак. Справа: Эксперимент Бен-Барака. uxmag.com

При этом, фиксировалось время набора между кликом по первой клавише и кликом по клавише вызов. А также фиксировалось количество нажатий на клавишу «backspace» (удалить) в случае неправильно набранных цифр. Эксперимент показал, что набор номера на нестандартной клавиатуре занимал, в среднем, на 46% больше времени, чем набор того же номера на стандартной клавиатуре (10,94 секунды против 7,47 секунды). Более того, при использовании нестандартной клавиатуры, вместе с временем возросло и количество кликов по кнопке «backspace», что говорит о возросшем числе ошибок. Но что ещё хуже, 22% (28 человек) набрали номера с ошибкой, то есть пользователи не заметили ошибку и кликали по кнопке «вызов», хотя номер отличался от заданного.

Результаты эксперимента Бен-Барака designpub.ru
Результаты эксперимента Бен-Барака designpub.ru

В результате, небольшое и логичное изменение привычных паттернов (стандартной раскладки клавиатуры) увеличили время выполнения простой задачи почти в два раза. При этом также увеличилось количество ошибок (как исправленных, так и неисправленных). Эти результаты говорят о том, что оперируя привычными элементами интерфейса, пользователи делают это быстро и эффективно, интуитивно предугадывая последующие шаги. Но если изменить привычный интерфейс, то могут возникать серьезные проблемы.

Аттракцион «Пьяный велосипед»

Другой пример возникающих проблем при изменении привычных паттернов наблюдается на уличном аттракцион «пьяный велосипед» (или испорченный велосипед), который устраивают в многолюдных местах туристических городов. Человеку дается велосипед, на котором необходимо проехать всего 3 метра. Доехавшему достается денежный приз и респект зрителей. Но есть одна деталь, руль у велосипеда работает наоборот, то есть при повороте руля в левую сторону, колесо поворачивается в правую сторону и наоборот. Эти правила объясняются перед началом поездки. Другими словами, люди мысленно понимают, что необходимо поворачивать руль в противоположную сторону. Более того, дается несколько попыток, а значит можно понять принцип действия, но это не помогает. Люди используют разные подходы, кто-то пытается просто катиться не задействуя педали, а кто-то меняет руки местами, но также безрезультатно. Я привел данный пример для того, чтобы показать как выработанные годами привычные паттерны поведения за рулем велосипеда очень сложно изменить, даже при достаточной мотивации.

Аттракцион «Пьяный велосипед» — как пример недостигнутой цели при изменении привычных паттернов

К слову, проехать на таком велосипеде вполне реально и организаторы аттракциона («зазывалы») это демонстрируют. Но для изменения привычных паттернов необходимо заново научиться ездить на велосипеде, что отнимает много времени. Большинство пользователей бросают попытки и не достигают цели.

Закон Якоба и привычные UX-паттерны на сайтах

Привычные паттерны существуют во многих продуктах, в том числе и на веб-сайтах. То есть пользователи получают совокупный опыт использования веб-сайтов на множестве посещенных ранее страниц. Схожие элементы на популярных веб-сайтах формируют у пользователей понимание о том, как должен работать веб-сайт, какие решения в области дизайна общеприняты в Интернете. Отсюда вытекает закон Якоба:

Закон Якоба: Пользователи проводят большую часть своего времени на других веб-сайтах, а не на вашем.

Якоб Нильсен (Jakob Nielsen), Сооснователь Nielsen Norman Group

Другими словами, если на вашем сайте используются привычные дизайн-решения, что и на большинстве других популярных веб-сайтов, то когда пользователи попадают на ваш сайт (даже впервые), они будут знать как им пользоваться. И вместо того, чтобы разбираться в сложных и креативных нововведениях, пользователи смогут сосредоточиться непосредственно на товарах, услугах, предложениях, сообщениях или любом другом контенте. Ведь цель большинства сайтов (особенно коммерческих) – это получение прибыли (заявок, лидов, подписок), а не попадание в музей современного искусства за нестандартный подход в дизайне сайтов.

Некоторые дизайнеры, в желании проявить себя, рисуют нестандартные и креативные интерфейсы сайтов, переделывая или перемещая привычные элементы. В результате такой дизайн нарушает стандартные UX-паттерны из-за чего пользователи, пришедшие на данный сайт, не сразу понимают как данным сайтом пользоваться, действия замедляются, а количество ошибок возрастает. Такие пользователи сбиты с толку. А когда пользователи в интернете сбиты с толку, они часто покидают сайты, считая их сложными и непонятными.

Вывод:

Помните о законе Якоба и эксперименте Бен-Барака при проектировании и дизайне страниц сайтов. По возможности, используйте привычные UX-паттерны, которые применяются на большинстве популярных сайтов. Постарайтесь избегать излишнего «креатива», так как он может негативно сказаться пользовательском опыте в целом, а также на времени отклика и количестве ошибок в частности.

В данной статье очень кратко разобран лишь один закон для улучшения пользовательского опыта. Если вы хотите узнать больше о UX дизайне на основе инженерной психологии и UX исследований, то специально для вас мы составили электронный учебник Конверсия на стероидах, в котором собрано множество подобных точек роста конверсии.

1313
17 комментариев

Сразу видно - автор знает о чем говорит.

7
Ответить

А вот и скептики подоспели. Подскажите, пожалуйста, как ваш комментарий относится к теме данной статьи? Как незначительные недочёты нашего сайта (на одной из платформ) относятся к тем экспериментам, которые описаны в этой статье? Результаты экспериментов вдруг стали хуже от этого? Или вы просто так написали, чтобы показать свою токсичность? Возможно, лучше направить энергию и время на что-то более полезное? Например дополнить статью своими размышлениями и опытом по теме. От этого всем будет лучше (автору, комментатору, читателям). Хорошего вам дня ✌🏼

1
Ответить

прикольно, я бы название статей переимонавал бы в "подтверждение очевидных идей" и цены бы не было, потому что и вправду, такие вещи кажутся очень очевидными - при изменении известного паттерна, взаимодействие с новым паттерном будет сложнее, но подкрепленное данными оно обрастает логикой а не просто "чуйкой" 

было бы интересно наверное почитать такие штуки и о не очень очевидных вещах, скажем о том, что влияет на внимание пользователя /  откуда растут существующие паттерны UX / юзабилити vs эстетика / ну и тому подобные вещи ) 

2
Ответить

Спасибо за обратную связь! Я подготовил серию статей, с постепенным усложнением, чтобы немного уравнять знания читателей, в том числе начинающих. А чтобы опытные читатели не тратили своё время, в самом первом абзаце я пишу «статья для начинающих».

Но данные статьи будут полезны и опытным дизайнерам, для которых подобные вещи кажутся очевидными. Потому что очень часто заказчик хочет внести правки на свой вкус (во вред UX) и в этом случае простой чуйки дизайнера недостаточно. Но можно отправить ссылку на подобную статью и это поможет убедить заказчика согласовать версию предложенную дизайнером. Возможно не на 100% убедит, но поможет в убеждении точно.

Ну и наконец больше статей, в том числе на сложные темы расположены в нашем электронном учебнике, ссылка в конце статьи.

Кстати, статья про «юзабилити vs эстетика» есть на VC, я публиковал её недавно здесь.

1
Ответить

Как хорошо, что люди создавшие графический интерфейс не следовали этому правилу, а то мы бы так и пользовались командной строкой, а не мышью)

Ответить