Есть в России программа поддержки молодых ученых «Умник». Она призвана поддерживать инновации – то есть «внедрения, востребованные рынком». В отличие от школьных проектов по робототехнике проекты для Умника должны быть ориентированными на коммерческий успех. Разумеется, на самом деле все снова сводится к решению лишь технической задачи. Пару лет назад я выступал ментором проекта, успешно выигравшего полумиллионный грант. Талантливый изобретатель создал удерживающее устройство, позволяющее осуществлять обработку сложных деталей с применением различных станков. Потенциальный рынок – сотни промышленных компаний по всему миру, миллионы и миллионы долларов. Я спрашиваю автора: «Разговаривали ли вы с заводами, хотя бы в своем регионе, чтобы реализовать пилотное внедрение вашей технологии?» Ответ, разумеется, «нет». Автор думает только о продукте, а о рынке, его участниках и потребностях, о построении бизнеса он не задумывается.
Алексей, как всегда, в точку!
Вечный спор технолога и продавца) Любопытно другое, почему за 20 лет так и не научили технологов менять подход при разработке решений для свободного рынка?
Обычно, я как и вы, подхожу к проектам с критической стороны (занимаюсь адвайзингом нескольких проектов также в Mesto) говоря им в первую очередь о их слабых сторонах.
По итогу статьи надо вынести только один итог: в проекте должна быть посчитана юнит-экономика и присутствовать критическое мышление. Я всегда прошу всех перед разработкой чего-либо задавать себе вопрос: "А что будет если?". А что будет, если ровер наедет на камень? А что будет, если на заводе не влезет станок в дверной проём? А что будет, если клиент откажется платить и т.д.
По содержанию есть вопросики.
1. «Какие страны и когда планируют отправлять людей на Луну и на Марс?», 2. «С кем из представителей космической отрасли вы общались, чтобы получить их пожелания относительно функциональных возможностей своего робота?»
На оба ваших вопроса можно ответить по разному. Если бы мне захотелось вступить с вами в полемику когда вы задали эти вопросы мне, я бы намеренно ответил так:
1. Пока нет технологий которые позволяли бы делать что-то осмысленное на этих планетах, нету и целей туда летать. Технари сделали новый ровер/робот/лабораторию etc – и это явилось смыслом теперь туда слетать.
2. Когда Apple делала iPhone, она никого не спрашивала, какой телефон хотели бы пользователи. Осмыслили моноблоки, придумали планшеты. И фокус групп по легенде у них не было. Не часто, но бывает, что клиент еще не знает, что ему это нужно. А в инновационном стартапе так обычно и бывает.
А потом еще и забирали то, на что спрос был. Убирали CD ромы, порты, 3,5 разъем и т.д.
Просто чтобы показать вам, что мир не так однобок каким его видите вы.
Тут надо делить эти стартапы на две группы:
1. Фаундеры с бекграундом в отрасли
2. Фаундеры без бекграунда придумывают что-то новое с нуля без CustDev, юнит-экономики и под продажу/получение инвестиций.
В первом случае фаундеры догадываются и знают, что нужно рынку.
Второй случай подпадает под вашу статью и тут ваши пожелания обоснованы.
У меня вызывает озабоченность с каждой надменной статьёй (это не к вам лично относится, а в целом), когда инвесторы или представители инвесторов почему-то считают, что мир должен крутится вокруг них и фаундеры должны делать свой бизнес подстраиваясь под их требования, забывая спрашивать о потребностях фаундеров.
В итоге фаундеры смотрят на инвесторов как на "ходячий кошелек", а инвесторы смотрят на фаундеров как на "денежную машинку" и интересы и той и другой стороны не учтены.
При этом я за: команду фаундеров (CTO+CFO), юнит-экономику, привлечение инвестиций и т.п.
С примером про вкладку согласен полностью, делаю так же.
Алсо, относительно рынка очень рекомендую посмотреть интервью Трубникова:
https://www.youtube.com/watch?v=DDlK2w1X9MY&feature=emb_logo
Абсолютно верно. Большинство заблуждаются в том, что если изобрести что-то даже супер полезное, спасающее мир, набегут инвесторы, помощники, господдержка и весь мир займется освоением и потреблением этого продукта. Нет, от слова "совсем". Даже полученный эликсир молодости будет нуждаться в правильном и скрупулёзном продвижении.