Главная боль российских ранних стартапов глазами эксперта акселератора

Сейчас для стартапов есть много возможностей заявить о себе и презентовать свою идею. Вот только индивидуальной обратной связи часто недостаточно. Алексей Моров, руководитель группы контента в сообществе Startup Kotiki, делится полезными наблюдениями из личного опыта.

Photo by Erik Mclean on Unsplash
66
реклама
разместить

Обычно, я как и вы, подхожу к проектам с критической стороны (занимаюсь адвайзингом нескольких проектов также в Mesto) говоря им в первую очередь о их слабых сторонах.
По итогу статьи надо вынести только один итог: в проекте должна быть посчитана юнит-экономика и присутствовать критическое мышление. Я всегда прошу всех перед разработкой чего-либо задавать себе вопрос: "А что будет если?". А что будет, если ровер наедет на камень? А что будет, если на заводе не влезет станок в дверной проём? А что будет, если клиент откажется платить и т.д.


По содержанию есть вопросики.
1. «Какие страны и когда планируют отправлять людей на Луну и на Марс?», 2. «С кем из представителей космической отрасли вы общались, чтобы получить их пожелания относительно функциональных возможностей своего робота?»


На оба ваших вопроса можно ответить по разному. Если бы мне захотелось вступить с вами в полемику когда вы задали эти вопросы мне, я бы намеренно ответил так:
1. Пока нет технологий которые позволяли бы делать что-то осмысленное на этих планетах, нету и целей туда летать. Технари сделали новый ровер/робот/лабораторию etc – и это явилось смыслом теперь туда слетать.
2. Когда Apple делала iPhone, она никого не спрашивала, какой телефон хотели бы пользователи. Осмыслили моноблоки, придумали планшеты. И фокус групп по легенде у них не было. Не часто, но бывает, что клиент еще не знает, что ему это нужно. А в инновационном стартапе так обычно и бывает. 
 А потом еще и забирали то, на что спрос был. Убирали CD ромы, порты, 3,5 разъем и т.д. 

Просто чтобы показать вам, что мир не так однобок каким его видите вы.

Тут надо делить эти стартапы на две группы:
1. Фаундеры с бекграундом в отрасли
2. Фаундеры без бекграунда придумывают что-то новое с нуля без CustDev, юнит-экономики и под продажу/получение инвестиций.

В первом случае фаундеры догадываются и знают, что нужно рынку.
Второй случай подпадает под вашу статью и тут ваши пожелания обоснованы.

У меня вызывает озабоченность с каждой надменной статьёй (это не к вам лично относится, а в целом), когда инвесторы или представители инвесторов почему-то считают, что мир должен крутится вокруг них и фаундеры должны делать свой бизнес подстраиваясь под их требования, забывая спрашивать о потребностях фаундеров.
В итоге фаундеры смотрят на инвесторов как на "ходячий кошелек", а инвесторы смотрят на фаундеров как на "денежную машинку" и интересы и той и другой стороны не учтены. 

При этом я за: команду фаундеров (CTO+CFO), юнит-экономику, привлечение инвестиций и т.п.

С примером про вкладку согласен полностью, делаю так же.

Алсо, относительно рынка очень рекомендую посмотреть интервью Трубникова:

https://www.youtube.com/watch?v=DDlK2w1X9MY&feature=emb_logo