2020 стал очень важным годом и определил ключевые векторы нашего развития на ближайшее будущее. В ноябре состоялось успешное первичное размещение акций Ozon на бирже Nasdaq, и конечно, перед нашими инвесторами мы несем ответственность за стабильный рост бизнеса.
Катализаторы этого роста мы видим не только в нашем основном бизнесе — росте маркетплейса, экспансии логистики и развитии ИТ-платформ — но и в развитии дополнительных продуктов и услуг для наших партнёров и покупателей, в частности финансовых сервисов.
Стоит мужик на улице и продает рубли. Просит за один рубль 98 копеек.
Очередь страшная. Подходит второй мужик и говорит:
- Че делаешь?
- Рубль за 98 копеек продаю.
- А смысл? Прибыль-то где?
- Прибыль? Прибыль... хрен ее знает, но оборот бешеный.
Ну, если он берёт 98 копеек сейчас, а вместо них даёт расписку, что рубль вернёт через полгода, то вполне себе классный бизнес.
Озон имеет положительную юнит экономику, просто вкладывает денег в развитие больше, чем зарабатывает, т.е. в долг берет на бурный рост, поэтому убыточный с бухгалтерской точки зрения.
я бы согласился, если бы у них еще была бонусная программа сбербанк, ибо реально постоянно дешево покупал все. Но в последний год там цены тупо выше в 99% случаев, чем где-то еще, а из скидок только их бонусная программа.
Но один хер у них беру несмотря на наценку, ибо супер удобно и супер лояльны к возвратам.
Всё-таки интересно, как работает рынок. Онлайн-бизнесы X5 тоже хорошо выросли — на 350%, до 22 млрд ₽ / 8 млн заказов:
https://www.forbes.ru/newsroom/biznes/421193-vladelec-pyaterochki-otchitalsya-o-godovom-roste-oborota-onlayn-biznesov
При этом весь оборот X5 на порядок больше Озона — около 2 трлн ₽.
Однако рынок оценивает весь бизнес Ozon дороже всего бизнеса X5 — видимо, потому, что онлайн-составляющая у Ozon больше в 10 раз.
То есть мультипликатор в оценке интернет-магазина и обычного, при одинаковых оборотах — 10X в пользу онлайн.
Интересное наблюдение. Думаю, дело в том, что
1) Озон бешено растет, 140% это как раз в 10 быстрее чем X5, которые по выручке за 9 месяцев 2020 выросли на 14% по сравнению с 9 месяцами 2019.
Если так и продолжится (не факт!), то за 3 года они догонят и перегонят Х5 по выручке.
2) Конкуренция в оффлайне только растет, оффлайн магазинов становится все больше, маржинальность падает. Валовая маржа оффлайн ритейла - 20-25%. Человеку в принципе все равно в какой магазин пойти, если рядом 3 штуки, куда дешевле, туда он и пойдёт. А сейчас еще и яндекс лавки начинают появляться.
3) В онлайн бизнесе наоборот, лидер рынка получает больше преимуществ, быстрая доставка - это очень сложно и окупается только на объёмах. И со временем у лидера не остается конкурентов. Покупатель Озона - лояльный покупатель, там еще у части людей даже премиум подписка есть. Озон владеет своими клиентами, продуктовый магазин - нет.
4) кроме роста выручки, у Озона за этот год валовая маржа выросла с 18 до 27.5%! Послушайте презентацию Х5 - там они с большой гордостью говорят что за счет работы с логистикой и поставщиками подняли валовую маржу на какие-то доли %.
Если ОЗОН стал прибыльным в 2020, то это сенсация и он еще подорожает. За первые три квартала 2020 у них был убыток 12 миллиардов. https://vc.ru/trade/173167-v-blizhayshey-perspektive-my-prodolzhim-nesti-ubytki-iz-za-investiciy-v-rost-glavnoe-iz-prospekta-ozon-k-ipo