Как проходить собеседования в Америке? Опыт продакта по итогам 110 интервью

Анна Наумова, Senior Product Manager в Zello, сначала сама прошла 110 собеседований в Америке, а теперь сидит по другую сторону стола и помогает подбирать инженеров в команду. Попросили Анну рассказать, с какими трудностями она столкнулась и к чему готовиться во время интервью с продактами в США.

Как проходить собеседования в Америке? Опыт продакта по итогам 110 интервью

Привет! Начала карьеру я в 2006 году в Одноклассниках как маркетолог. Через шесть лет получила роль менеджера по продукту и развивала проект «Подарки», а еще несколько лет спустя запустила с нуля два мобильных приложения: конструктор подарков и приложение для мемов.

Отсутствием предложений по работе я никогда не страдала, но в России 10 лет работала и росла в одной компании. И хотя хедхантеры регулярно звонили — мотивации менять работу не было, так что на собеседования ходила только «для поддержания тонуса». Было единственное по-настоящему интересное предложение: позиция в Booking.com с релокейтом в Амстердам. Но в тот момент (2014 год) у меня было все плохо с английским — так что интервью я благополучно завалила.

Какое-то время спустя мой уже бывший муж выиграл в лотерею гринкарт (Diversity Visa Lottery), и мы переехали в штаты. А так как я человек технологий, было бы странно не попробовать изведать американский IT-рынок.

Тогда я присоединилась к Fasten — райдшеринг-сервису в Бостоне, а через год на хайпе криптовалют уехала в Долину и с компанией Bitclave провела успешное ICO. Теперь я живу в Остине, штат Техас, и развиваю Zello — приложение, которое делает из мобильного телефона — рацию.

Сначала устроиться в американские компании было относительно легко. Первые годы я работала в проектах с русскими основателями, поэтому с тем, чтобы «продать себя», проблем не возникало. Многие меня знали, и им было несложно проверить мой российский бэкграунд — опыт и образование.

Но я решила, что этого недостаточно: жаль терять возможности, ради которых я летела за океан.

Поработать в русских стартапах можно и в России, получить же американский опыт — только в американских компаниях.

Поэтому я захотела попробовать себя в чисто американских проектах. Тут и возникли сложности.

Взгляд соискателя: трудности при устройстве в Америке

Важно: они возникнут, если вы устраиваетесь на нетехническую позицию — менеджером по продажам, дизайнером, маркетологом. Инженерам таких серьезных требований к английскому или коммуникационным навыкам не предъявляют, но нужно совпадать с компанией по культурным аспектам (cultural fit) и, разумеется, успешно пройти техническое интервью.

  • Язык. Какой бы хороший английский у вас ни был, в штатах все равно придется многому учиться. Надо понимать множество акцентов, разбираться во фразеологизмах и устойчивых оборотах, разговаривать живо, а не как робот по книжке, учитывать культурные особенности: например, поддерживать small talk.
  • Предыдущий опыт. Американцам важен местный опыт — даже если в России вы работали в очень крутых проектах. Потому что, во-первых, российский бэкграунд сложно проверить: наврать можно что угодно. А во-вторых, скорее всего это значит, что вы еще не адаптировались к культурным особенностям работы в США — особенно это касается soft skills.

Другие принципы найма — буду говорить, как продакт.

  • Крайне важны коммуникационные навыки. Смотреть будут не на то, как ты дома молча сделал тестовое задание и принес готовый ответ. Интервьюерам интересно, как ты решаешь задачу «на лету» прямо на собеседовании, как ты презентуешь свой мыслительный процесс. Они дают какую-то проблему, и у тебя есть 30 минут, чтобы ее решить — вслух.
  • Много этапов собеседований. 5–6 этапов — норма и типичный путь отбора. Сделано это для того, чтобы посмотреть на кандидата с разных сторон. Зачастую интервьюирует чуть ли не вся команда, все те, кто потенциально будут работать с кандидатом. Поэтому понравиться надо всем, а не только руководителю.
  • Процесс найма — это надолго. Он занимает много времени — как для работодателя, так и для соискателя — из-за серьезной конкуренции и большого количества этапов. Так что надо запастись терпением и рассчитывать, что устройство в компанию займет 3–6 месяцев. Плюс — чем выше позиция, тем этот процесс дольше. К тому же надо быть готовым, что отказов будет больше офферов.
  • Работодателям очень важно резюме. Плохое просто не будут смотреть! Основные принципы составления хорошего резюме: умещается на одном листе, описаны только достижения — не процессы, и никаких личных данных типа возраста, хобби и фотографии.
  • Все вопросы на интервью известны — в отличие от России. У меня по этому поводу неоднозначное мнение. Хорошо, что ты знаешь, чего ожидать: можно подготовиться. Плохо, что эти вопросы знают все. Поэтому при выборе кандидата решающим является не то, насколько он умный, опытный или талантливый, а насколько хорошо презентовал свои знания.
  • Питч. Питч — это короткий рассказ о себе на 1 минуту, он должен отскакивать от зубов.
  • Работодатели не дают фидбек. Очень сложно понять, что конкретно им в тебе не понравилось, из-за этого замедляется процесс получения оффера.
Как проходить собеседования в Америке? Опыт продакта по итогам 110 интервью

Как готовилась я?

Решила применить свои скиллы продуктового менеджера, построила воронку: резюме → питч рекрутеру → собеседование 1 → собеседование 2 и так далее, а конверсию улучшала экспериментальным путем. На начальном этапе, когда я только приехала в Америку, было примерно так. Из 100 отправленных резюме, мне перезванивал один рекрутер. То есть конверсия была очень низкая, условно — 1%.

Понять, что не так в резюме, проще: редактируешь, обновляешь и смотришь, сколько приходит откликов.

С интервью сложнее. Во-первых, их в целом было меньше — а значит, меньше исходных данных для анализа. А во-вторых, как я упоминала, фидбек практически никто не дает. Поэтому непонятно, что конкретно стоит улучшить. Надо было отлавливать паттерны: какие вопросы задают, в каких ситуациях, и с чем, как мне кажется, я справляюсь не очень успешно.

Тут мне очень помогли mock-interview — это тренировочные собеседования с друзьями или такими же, как ты, менеджерами по продукту. Вы интервьюируете друг друга и даете честный отзыв, как все прошло. Это полезный опыт и когда ты отвечаешь на вопросы, и когда, наоборот, задаешь: замечаешь ошибки других, стараешься исправить их у себя. У меня было около 50 таких интервью. Кто-то берет коучей — я не брала, у меня денег не было.

На тренировочные интервью хожу до сих пор. Сама использую Stellarpeers, но есть еще Pramp и Exponent.

Сейчас я подняла конверсию из отправленных резюме в звонок рекрутера где-то до 30%. Последний мой опыт собеседований был 1,5 года назад: на 50 компаний, с которыми я перешла на этап интервью с рекрутером — 1 оффер. Есть к чему стремиться, но все не так плохо, как когда я только переехала.

Я и дальше планирую тренироваться в прохождении собеседований. Слышала, что это частая практика — постоянно собеседоваться или проходить mock-interview. Пригодится и чтобы «быть в тонусе», и чтобы понимать требования рынка.

К тому же, как я говорила, процесс найма в штатах занимает несколько месяцев. И лучше иметь офферы на руках и отклонить их, чем неожиданно потерять работу, быть морально не готовым к интервью и сидеть без денег.

Поэтому если вы захотите менять работу — как минимум я советую заранее готовиться и присматриваться, чтобы не упустить свой шанс, когда придет время.

Взгляд нанимателя: что спрашивают и что на самом деле хотят узнать

Теперь уже у меня есть опыт интервьюирования как людей из России, так и из США. Я заметила, что российские ребята плохо говорят о своих достижениях. Они обычно скромничают, даже если за спиной много хороших завершенных проектов. Думаю, это связано с культурными особенностями: нас с детства приучали не выпендриваться. В Америке обратная проблема: все умеют подать себя и расхвалить. Но если копнуть глубже, то часто не могут ответить ничего дельного.

На мой взгляд, обе крайности плохи. Но американский рынок устроен так: проверить неопытность гораздо легче, просто задав конкретные вопросы. А вот если человек не умеет уверенно говорить о своих достижениях — это не моя задача как нанимателя «раскапывать» его потенциал. Потому что продакт, например, должен уметь продавать свой продукт, и его главный продукт — он сам, как профессионал.

Стандартный американский образ интервьюера такой: надо быть максимально дружелюбным и вежливым, не показывать своей точки зрения, но в то же время задавать правильные вопросы, чтобы проверить компетенцию кандидата.

Инженеров я собеседовала только на совместимость с командой — cultural fit. Для проведения технических интервью у меня нет навыков, так что их я никогда не проводила. Если инженер его прошел, я уже верю, что кандидат технически хороший. Но чтобы достигать результатов, нужна еще и комфортная обстановка в работе.

Что обычно продуктовые менеджеры спрашивают у инженеров:

  • Почему вы хотите работать в нашей компании? Очень популярный вопрос везде и всегда. Тут надо показать свои знания о компании: ее миссию, технологический стек, инновации, юзеров, для которых делается продукт, близость культуры компании и т.д. Если разработчик идет работать в этот проект не только ради денег, скорее всего он не сбежит при первой трудности или когда придет контр-оффер.
  • Расскажите про процесс работы с продактом. Ответ на этот вопрос покажет, насколько у нас с разработчиком совпадает видение процесса, и берет ли он на себя инициативу.
  • Опишите вашего идеального продакт менеджера. Это — про ожидания кандидата и про то, насколько я соответствую этим ожиданиям.
  • Расскажите про проект, которым вы гордитесь. Таким образом мы выясняем, что важно разработчику получить в итоге.
  • Что бы вы хотели узнать обо мне или о компании? Классика всех интервью.

Что спрашивать на собеседовании

Разумеется, кандидаты — не пассивные персонажи. Совпадение по всем параметрам должно быть и со стороны соискателя, и со стороны проекта. Поэтому именно на этом этапе отбора вы можете оценить атмосферу в команде: насколько вам комфортно будет работать вместе. Я предлагаю задать менеджеру по продукту несколько вопросов.

Узнайте:

  • Как продакт ставит задачи. Есть те, кто любит давать свободу разработчикам, и задачи ставятся достаточно высокоуровнево. Это подходит сплоченным командам с сильными разработчиками, у которых глубокое знание продукта, и нужен определенный уровень свободы. Есть, наоборот, те, кто любит сильно вдаваться в детали. Это хорошо подойдет там, где разработчики не привязаны к определенной фиче и где много джунов.
  • В каком виде приходят задачи. User/job stories, PRD (product requirements), скетчи, прототипы и так далее.
  • Как он решает конфликты внутри коллектива.
  • Как продакт приоритезирует задачи. Потому что никто не хочет быть перегруженным из-за продакта, который хочет завтра сделать все и сразу.
  • Какой он видит идеальную команду, в которой хочет работать. Сравните с тем, что у вас есть сейчас.

В общем, выбирайте то место, что вам по душе!

Что будет после интервью

В идеале, кандидат должен уйти с собеседования в хорошем настроении. В Америке в крупных компаниях типа Facebook или Google высылают обратную форму, где ты можешь оценить интервьюера. Есть сервисы вроде Glassdoor, Indeed, Comparably: тут кандидаты делятся мнением о работодателе. Нельзя допустить, чтобы обиженный соискатель пошел, написал гадости и понизил рейтинг компании. Не только компании выбирают людей, но и люди выбирают компании, в которых работать.

Долго и кропотливо — и это только первый этап при найме в Америке. Еще есть много тонкостей в коммуникации между компанией и возможным сотрудником. Я могу рассказать про процесс получения офферов и то, как надо торговаться. Или про отказы: как с ними работать и как отказывать самому. Могу больше рассказать про резюме, какие вопросы задают продактам и как их нанимают в Facebook или Google. Было бы вам интересно? Пишите в комментариях.

Как получить оффер в зарубежной компании и переехать? В Телеграме можно настроить бот g-mate: @g_jobbot — будете получать вакансии по своему профилю прямо в чат. Есть позиции и для менеджеров, и для разработчиков, и для дизайнеров.

9090
64 комментария

«бывший муж выиграл гринкарту»  всё

66

Откуда у людей в головах эта самонадеянная мысль, "мне б только гринку - а там уж я сразу переверну игру"?
Вы вообще представляете себе уровень конкуренции в американском айти, куда каждый год прибывает примерно по 20 тысяч новых индусов и китайцев, не считая местных?

Серьезно, иммиграция в США - это вообще не проблема по сравнению с трудоустройством иммигранта в США.

7

Да, всегда присутствует элемент удачи.

3

 Почему вы хотите работать в нашей компании?В России после этого вопроса инженеры как правило посылают продакта нахуй, потому что вопрос реально идиотский, и после такого вопроса в компании работать не хочется.

41

Это интересный вопрос. Ведь на самом деле не всем важна работа в какой-то конкретной компании, на первую полосу выходят сами задачи, коллектив, зарплата, прочие "удобства". В основном ответом на этот вопрос является максимально возможный вес пиздежа о восприятии компании. Но этот вопрос становится более чем резонным, если его перефразировать, то звучать он будет как-то так: "а хули, ты, сынок, сюда вообще приперся?"

4

Хочу денег нормально,
Мой иллюзорный анализ точно попадет пальцем в небо (у вашей компании есть оплачиваемые обеды, но нужно думать о логическом уровне миссии, а денег нет даже на еду)
Хочу работать рядом с домом,

А ну да, мне нужно поддерживать иллюзии Hr, что компания в которой он работает это что-то такое.

Для того чтобы с интересом работать в компании, нужно сделать ей нормальный образ, который будет соответствовать тому что есть на самом деле.
А это никому не нужно так как в мутной воде рыба лучше ловится, да и стоит ресурсов.
Вот тогда можно говорить почему я хочу работать в этой компании.

3