Будет дефицит рабочих рук, цены вырастут: как запрет на работу мигрантов курьерами в Санкт-Петербурге повлияет на рынок

Власти же считают, что «мера не повлияет на стабильность рынка доставки».

  • В конце июля 2025 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал постановление о запрете иностранцам на патенте работать в такси до конца 2025 года. В августе в постановление добавили аналогичный запрет для курьеров. Бизнесу дали три месяца на адаптацию.
  • Президент ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний МАКС Александр Митюков в разговоре с РБК заявил, что позицию отрасли не учли. По его мнению, рынок столкнётся с дефицитом рабочих рук «уже к началу высокого сезона — ноябрьскому периоду роста спроса на услуги доставки».
  • В итоге стоимость доставки может вырасти в полтора-два раза, а вознаграждение курьеров — на 20% и выше, считает Митюков. При этом сильнее всего сокращение количества курьеров скажется на малом и среднем бизнесе. Часть иностранцев могут начать работать нелегально, рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Станислав Богданов.
  • В «Яндексе» тоже считают, что ограничения усугубят дефицит кадров: в городе и так не хватает водителей такси и курьеров, чтобы покрыть растущий спрос.

После вступления в силу запрета на работу по патентам дефицит исполнителей в этих двух отраслях увеличится до 40 тысяч человек. Это может спровоцировать рост цен на такси в 10-15%, а на доставку — более чем в два раза.

пресс-служба «Яндекса»
  • По словам Митюкова, которые приводит «Фонтанка», в Санкт-Петербурге работает более 60 тысяч курьеров, около 20% из них — это мигранты. «Бумага» писала со ссылкой на Петростат, что в 2024 году общая численность курьеров в городе составляла 14,8 тысячи человек, из них 3635 — мигранты, работающие по патентам. Патент для работы в России обязателен не для всех иностранцев: исключение — граждане ЕАЭС (Беларусь, Армения, Кыргызстан, Казахстан).
  • Петербургские власти отмечали, что «иностранные курьеры составляют незначительную долю от общего числа занятых в секторе, поэтому мера не повлияет на стабильность рынка доставки». Сами ограничения объясняли в том числе борьбой с теневой занятостью и созданием рабочих мест для россиян, в первую очередь — молодёжи и студентов.

Если платить курьерам намного выше рыночного тарифа (7-12 тысяч рублей за смену), то и граждане Петербурга согласятся работать. Но даже в этом случае для их поиска придётся приложить немало усилий. Мигранты за любую сложную работу берут меньше и готовы доставлять заказ в любую погоду. Справляются они с этим хорошо. Местным жителям важен удобный график, соцпакет.

Анар Марданов, управляющий партнёр доставки «Томята» (цитата по «ДП»).
22
3
3
1
196 комментариев