Пассивная агрессия: симптом болезни бизнеса

Когда в компании отсутствует культура открытого и безопасного диалога, начинает процветать пассивная агрессия. 
Скрытые формы сопротивления проникают в повседневные процессы — в саботаж, сопротивление изменениям, работу ради работы, месть, поиск козла отпущения — на ком можно выместить накопленные эмоции.
Внешне картина может выглядеть невинно и не сильно заметно: сотрудники вроде бы работают, присутствуют на совещаниях, даже взаимодействуют друг с другом.

Пассивная агрессия, это когда сотрудники соглашаются, но на самом деле недовольны происходящим и внутренняя агрессия выливается на бизнес процессы.

Но внутри происходят такие процессы как:

— Саботаж 
Сотрудник формально участвует в проекте, но умышленно не досылает важные данные, задерживает передачи, мягко сопротивляется, чтобы не быть крайним, делает ошибки.
⠀
— Замедление решений
При каждом шаге согласования возникает некоторая пауза, нехватка времени, множество других срочных дел. Как правило, там, где требуется действие, которое раздражает сотрудника.
⠀
— Сдерживание важной информации
Один отдел получает ключевые данные, но забывает их переслать другому. Из-за этого коммуникация рушится, решения принимаются на неполной основе. 
⠀
— Нежелание участвовать в нововведениях
Люди формально присутствуют на тренингах / сессиях, но не вовлекаются, не делают домашние задания, не применяют изменения.
⠀
— Сарказм, шутки с подколом и двойные послания
На совещаниях или в разговорах появляются шутки, которые вроде бы невинны, но несут критику, обесценивание.
⠀
— Сопротивление через перегрузку задачами
Условно ответственный человек может начать делать дополнительные мелкие задачи, чтобы “не успеть” с основными процессами — таким образом блокируя прогресс.
⠀
— Отсутствие инициативы, отказ от предложений
Сотрудник не предлагает улучшений, хотя мог бы, при этом в кулуарах критикует или выражает недовольство.
⠀
— Выделение козлов отпущения
Групповые невзгоды и общее недовольство перераспределяются: если что-то пошло не так, ищется «жертва» на которую обрушивается весь поток накопленного негатива.

‼Последствия для бизнеса

Пассивная агрессия — не просто внутренний эмоциональный (белый) шум. Это полноценный бизнес-рискагент с широким спектром негативных эффектов:

1. Снижение эффективности, потери времени

Проекты тормозятся, решения принимаются медленно, возникают ступорные стадии — всё это тормозит рост. Пассивно-агрессивное ( а часто и открыто агрессивное) поведение может убить культуру и репутацию компании.

2. Ошибки, низкое качество, дефекты

Если задачи делаются с половиной внимания, с задержками, с проходными усилиями — качество падает, клиенты недовольны, репутация страдает.

3. Нерешённые конфликты, накопление напряжения

Поскольку большинство проблем не проговаривается, они накапливаются как тлеющие угли. Однажды может случиться буря — массовый конфликт, разбор полётов.

4. Падение морального духа, текучесть кадров

Те, кто не хочет жить в атмосфере скрытых битв, уходят. Те, кто остаётся — снижают участие, становятся замороженными или регидными в своих решениях

5. Угроза доверия и психологической безопасности

Коллеги перестают открываться, делиться ошибками, экспериментировать — слишком высок риск быть использованным. Команды теряют инновационность.

6. Ухудшение связей между отделами

Когда отделы начинают скрывать информацию, держать козырь в рукаве, взаимодействие слабнет, появляются узкие места и конфликты.

7. Повышенные управленческие и контролирующие расходы ресурсов

Руководству приходится больше следить, проверять, имплементировать контрольные точки, что тратит ресурсы и время.

8. Потеря стратегической гибкости и устойчивости

Компания, интернально сгнивающая от скрытых конфликтов и сопротивлений, плохо адаптируется к внешним штормам и непредвиденным обстоятельствам — вместо того, чтобы мобилизовать силу, она раздирается изнутри.

9. Скрытые утечки знаний и разрушение культуры

Лидеры могут заметить лишь поверхностные результаты — но под ними ускользает корпоративный дух, доверие, социальный капитал.

10. Риски эскалации

В худших сценариях пассивная агрессия перерастает в открытую вражду, саботаж, увольнения, судебные претензии и разрушительные конфликты.

⁉Как диагностировать и начать исправление

Чтобы не доводить ситуацию до кризиса, руководству и HR стоит обратить внимание на ранние признаки, после чего предпринимать проактивные шаги. Вот ориентиры:

На что смотреть

• Ощущение, что многое вроде работает, но внутри что-то гниёт
• Частые необъяснимые запоздания, забытые этапы, информация
• Неоднозначные ответы: я подумаю, может быть, не совсем уверен
• Доходят обсуждения и жалобы “за спиной”, но они не высказываются прямо
• Отсутствие инициативы и предложений — даже когда нужны идеи
• Разрыв между формальной коммуникацией (протоколы, отчёты) и фактической картиной
• Повышенная нагрузка на лучших сотрудников, которые доделывают за остальных
• Наличие “невидимых врагов” — слухи, недоверие, группировки

Этапы коррекции и профилактики

1. Признание проблемы и лидерская позиция

Первый шаг — признать, что пассивная агрессия — это не личные тараканы отдельных сотрудников, а системный симптом. Лидеры должны показать готовность к открытому диалогу.

2. Создание доверительной среды (психологическая безопасность)

Люди должны чувствовать, что высказываться — безопасно. Без опасения наказания, насмешек, “учёта” за их мнение.

3. Умение вести трудные разговоры

Обучение ТОП-менеджеров и менеджеров срединного звена конструктивным коммуникациям, техникам обратной связи, работе с сопротивлением.

4. Чёткость ожиданий и ответственности

Установить прозрачные KPI, процедуры, сроки, ответственность. Пусть “неявные ожидания” не остаются в тени.

5. Открытые каналы обратной связи

Регулярные анонимные опросы, каналы сброса негатива — круглые столы, фасилитированные обсуждения, ящики идей и др.

6. Медиаторы, внешние фасилитаторы, HR-коучи

При устойчивой проблеме — включить третью сторону, способную вывести конфликт на поверхность и помочь трансформации.

7. Устранение последствий и восстановление доверия

Иногда нужны публичные разборы, признание ошибок, компенсации, шаги навстречу.

8. Мониторинг и поддержка

Периодические проверки динамики: как меняется настроение, сколько жалоб, как часто ощущается газлайтинг, какова текучесть кадров.

Приглашаю в комментарии для обсуждения и нетворкинга

САЙТ / связаться

Канал ПСИХОЛОГИЯ В БИЗНЕСЕ / задать вопрос

Канал про психологию личности / задать вопрос

1 комментарий