Как иллюстрировать текст картинками. 4 главных правила

Современный пользователь едва ли прочитает текст без картинок. Это прекрасно понимают все контент-мейкеры — поэтому беспорядочно лепят изображения «чтобы было». В этом материале разберём 4 правила, которые позволят вам хорошо проиллюстрировать текст и не спугнуть читателя.

Правило 1. Никакого фотостока

Картинки из фотостоков обычно расставляют по принципу «ох, что-то у нас мало картинок и много текста, давай разбавим». Потом редактор/дизайнер пару минут роется где-нибудь на pixabay и вытягивает оттуда что-то такое:

Типичная картинка с фотостока
Типичная картинка с фотостока

Что с этим не так? Почему фотосток не работает?

Читатели не верят фотостоку. Ну серьёзно, этими картинками заполнен весь интернет. Пользователь даже не думает над изображением: он пропускает его на автомате, если видит, что люди на фото какие-то нереальные.

Фотосток — это не про вас. Есть ваша статья и ваш тезис, который нужно раскрыть, а есть парень, который делает фото для фотостока, чтобы заработать. Ваши интересы не пересекаются.

Фотосток не исполняет никакой функции. Как иллюстрация это не годится: читатель не поверит. Привлечь внимание к какой-то части текста тоже не получится: глаз опытного пользователя давно надрессирован пропускать такие картинки. Получается, что изображение с фотостока не выполняет никакой функции — следовательно, оно не нужно.

Мне кажется, фотосток не нужен никогда. Максимум — скинуть маме в Whatsapp фотографию летней Турции.

Правило 2. Бесполезные иллюстрации — под нож

Тут мы ступаем на зыбкую почву, пролегающую между дизайном и редактурой, поэтому сразу оговорюсь: этот пункт касается лонгридов и текстовых блоков.

Так вот, о чём это я: красивые, но бесполезные картинки мешают прочтению статьи. Даже если иллюстрацию рисовал опытный дизайнер. Даже если она эстетичная. Даже если её ну очень хочется вставить.

У картинки в текстовом блоке есть две функции: проиллюстрировать какой-то кусок текста или структурировать материал.

В первом случае, когда мы что-то иллюстрируем, нам нужны конкретные примеры, ситуации, графики и аналогии. Даже шутейные картинки — и то пример.

Хорошая иллюстрация-пример из кейса рекламного агентства Advertalyze.ru: «короткие тексты работали плохо, длинные — хорошо, посмотрите, что мы имеем в виду»
Хорошая иллюстрация-пример из кейса рекламного агентства Advertalyze.ru: «короткие тексты работали плохо, длинные — хорошо, посмотрите, что мы имеем в виду»

Во втором случае, когда мы структурируем картинками текст, они могут ничего не иллюстрировать — достаточно, чтобы были красивые. Но тогда картинка должна появляться, например, перед каждым подзаголовком. И читатель уже будет понимать: «ага, они влепили новую иллюстрацию, значит, скоро новый раздел».

Вот так ТЖ структурирует материал с помощью картинок в своём учебнике "Как инвестировать". Каждому критерию — своё изображение.
Вот так ТЖ структурирует материал с помощью картинок в своём учебнике "Как инвестировать". Каждому критерию — своё изображение.

Так вот — если вы не забыли, о чем мы говорили в начале блока — бесполезная, но красивая картинка, ни одной из этих функций не выполняет. Она прочтению текста только мешает. Такую картинку надо убрать.

Бесполезная иллюстрация в тексте
Бесполезная иллюстрация в тексте

Картинка в тексте выполняет две функции: иллюстрирует и структурирует

Правило 3. Все картинки нужно подписывать

Всегда нужно держать в голове: пользователь не будет читать материал от начала до конца. Он выцепит то, что ему интересно, и пойдёт дальше. Если не подписать картинку или подписать её как-то туманно, читатель не сможет понять, о чём она.

Пример плохой иллюстрации к тексту. Какой тот самый? Что это за цветок?
Пример плохой иллюстрации к тексту. Какой тот самый? Что это за цветок?

А теперь посмотрим как ту же самую иллюстрацию можно подписать так, чтобы все всё поняли.

Пример хорошей подписи к иллюстрации. Сразу понятно: на картинке роза, а в статье говорят о чём-то биологическом: наверное, о классификации роз
Пример хорошей подписи к иллюстрации. Сразу понятно: на картинке роза, а в статье говорят о чём-то биологическом: наверное, о классификации роз

Картинки нужно подписывать так, чтобы читатель примерно понял, что происходит, не читая текста

Правило 4. Подписываем то, что на картинке

Придержите коней — рано писать злобный комментарий. Это совсем не очевидный пункт: редактор должен оформлять подпись так, чтобы из неё было понятно, что именно происходит на картинке.

Давайте посмотрим на антипример:

Плохая подпись к картинке. Автор подписал зелёные бутоны, а не розу.
Плохая подпись к картинке. Автор подписал зелёные бутоны, а не розу.

Вы почувствовали, как после слов «зелёные бутоны» глаз сразу метнулся к картинке — искать на ней те самые бутоны? А бутонов там и нет. Подпись плохая: сначала дали какой-то теоретический факт, а уж потом объяснили, что происходит.

Вот как можно было бы правильно подписать эту картинку:

Хорошая подпись к картинке. Нам сказали про розы и написали про розы. Всё понятно.
Хорошая подпись к картинке. Нам сказали про розы и написали про розы. Всё понятно.

В подписи должно быть ровно то, что на картинке. А уж потом — остальная информация.

Резюме:

  • Фотосток — мимо.
  • Картинку, которая не иллюстрирует и не структурирует — под нож.
  • Все иллюстрации — подписывать.
  • Подписывать — только то, что на иллюстрации.
1515
18 комментариев

Полагаю, описывать строго то, что видно на картинке (белый снег, черный уголь, розовую розу) - не совсем то, что нужно.
Подпись должна дополнять=пояснять рисунок, а не дублировать его суть.

Пример:
Розу, приобретающую свой замечательный цвет из зеленого бутона, вывел селекционер И.Мичурин.

2

Если это значимая мысль, то ее лучше раскрыть в тексте. Если мысль незначимая — то и в иллюстрацию ее вставлять не стоит.

В общем, лучше не перегружать подпись и не заставлять читателя разгадывать шарады.

1

Вроде бы всё да, но и нет) О фотостоке не совсем согласен. Все-таки фотосток фотостоку рознь - там иногда тоже можно найти нормальное фото/видео и отдать его дизу на брендирование + есть платные фотостоки, где выбор куда больше и лучше.

А если тематика контента такова, что мне не нужно изобретать велосипед, а у ЦА есть интерес к контенту, то я и не буду ничего придумывать

С подписью тоже, по-моему, это моветон, пардон) но все-таки фото - не график в научной диссертации. Хотя этот момент может зависеть от а) понятности картинки, 2) от площадки, где ее размещаешь

Вообще я бы не выделял такие жесткие критерии для создания контента - они обычно всегда "плавающие"

2

На стоках можно найти и вполне годные вещи, особенно на платных. Да, уникальные фото от компании - это идеал, но и возможности фотостоков отметать не стоит, потому как проекты бывают разные. 

1

Не претензия, а ирония (видимо, не удалась).
По существу:
1. "Современный пользователь едва ли прочитает текст без картинок." - прочитайте предложение ). Видите нарушение логики? *оно есть
2. В приведенном вами примере картинка расположена ПОСЛЕ заголовка, а в тексте, явно связанном с картинкой, написано "ПЕРЕД". Снова нарушение логики. 
В общем, если с текстом проблемы, то картинки не помогут, а могут и усугубить :)

Уточняю:
2. В приведенном вами примере (иллюстрация из учебника ТЖ) картинки расположены ПОСЛЕ заголовков, а в тексте, явно связанном с иллюстрацией, написано "ПЕРЕД".

1. Ну не хотите диалога и не хотите. Как будто на уроке литературы снова оказался, честное слово.

2. В тексте я указал, как можно структурировать текст с помощью картинок: например, поставить их перед подзаголовками. Можно и после подзаголовков — на это пример из тж.

Тезис остался тот же: картинки структурируют. Пример это подтвердил. Что ещё-то нужно? Или вы считаете, что ТЖ обязан иллюстрировать мои тезисы? Или мне не нужно давать читателю как можно больше опций, чтобы он мог подобрать что-то на свой вкус?