«Мы лишили людей выбора, и количество заказов резко выросло»: опыт сервиса экспресс-доставки обедов «Голод»

Директор по маркетингу сервиса по экспресс-доставке обедов «Голод» Тимурмалик Эльмурадов написал для vc.ru колонку, в которой рассказал, как их приложение увеличило продажи за счёт сокращения выбора в ежедневном меню. 

2828

Как специалист по HCI могу поспорить с автором. Примеры подобраны - предвзято. Ссылки на чужие исследования не релевантны.

Ваша модель работает только на высоко-конкурентных рынках, где предложения есть от сотен аналогичных сервис-провайдеров. Выбирая вас, и осознавая ваше позиционирование, пользователь уже сделал выбор заранее, до входа в ваше приложение или сайт. Таким образом дополнительный выбор внутри, лишь "морочит" ему голову.

Пример с ресторанами быстрого питания, которые стоят на одной улице, вот Мак-Дональдс, , вот Пицца-Хат, вот Крошка-Картошка. Выбор осуществляется на улице или на фудкорте, и раз уж он зашел в Бургер-Кинг то значит он хочет гамбургеров, и тут доп. меню приведет только к расфокусировке, и потере позиционирования заведения.

Совершено другое поведение будет когда потребитель пошел в супермаркет. Он желает огромного выбора, и отсутствие любимого "цветочного чая с острова Бали, с зеленинкими цветочками на упаковке", приведет к тому что в следующий раз он поедет в другой супермаркет. Только если этот супермаркет не занимает нишу супердискаунтера как например Aldi который предлагает всего 1000 наименований но по очень низким ценам. Или Costco который удерживает покупателей членскими взносами, и особыми условиями, благодаря чему потребители готовы простить отсутствие чая с Бали.

Итог: Ваши соображения будут работать не везде и не всегда. И в первую очередь связанны с вашим позиционированием и тем как понимают вашу модель ваши потребители. Позиционируясь как "заказ в один клик, для удовлетворения сиюминутного голода", удивительно зачем вы вообще проводили все эти эксперименты с расширением меню.

24

Все очень точно, нечего добавить.

4

Полностью поддерживаю.
Сервис растёт в кол-ве заказов, но интересно было бы узнать - рост этот за счёт тех, кто раньше установил приложение, либо есть рост скачиваний и установок + заказов новых ?

1

Там же в самом материале оговорка, что относиться нужно с осторожностью к схемам, где привычен широкий выбор: обуви или стройматериалов. Тут вы со своим чаем. OMG.
Люди покупают в основном одно и то же. Если будет "потестить новый чай для прикола в один клик" - я выберу это, потому что читать упаковки - боже, мой мозг и так пухнет.
А в одежде я бы просто убрала те цвета, модели, марки и длину каблука, которые я никогда не ношу.
Отлично бы отнеслась к сервису: чёрныебалетки.ком.

Мы иногда пользуемся вашим сервисом.

1. Круто, что нет выбора и один набор – лишает необходимости ломать голову

2. Круто, что привозят быстро. Иногда даже заказываешь, отвлекся, а уже звонят, что надо забирать

Но хочется, чтобы работали над меню и качеством/вкусностью еды. Кремы-супы – какая-то постная жижа. Котлеты с гарниром часто бывают сухие – не хватает соусов.

Если качество блюд улучшится, то будет вообще :fire:

13

Спасибо! Да, в кус-кус и басмати соуса не так много, как хотелось бы, это правда - если добавлять в гарнир, то он разбухает, поэтому сейчас будем поставлять отдельно, как сметану.

Политтехнологи у нас тоже применяют это на выборах.

А если серьезно, отличная статья, спс

11

отличный кейс. большое спасибо

7

Что за манипулирование? На графике просто рост числа заказов, который может быть вызван чем угодно - маркетингом, сарафанным радио, да чем угодно, даже этим постом. Где эксперимент-то, где ab-тест?

7

Извините, что зря потратили ваше время. В следующий раз учтем все ваши пожелания (lol)

3

открыл отзывы на AppStore - просят вернуть бургеры, напитки и вегетарианский

2

Есть такое. Часть клиентов отвалилась после того, как мы оставили 1 ланч. Но пришло больше. Мы знали, что так будет - всем не угодишь

17

На таких цифрах (100-200 заказов) делать статистические выводы некорректно :-)
Кроме того, ну есть же сегментация, можно разным людям разную кнопку показывать.
Постоянных клиентов вам не видать, потому что ну раз-два люди попользуются, а потом захочется чего-нибудь новенького, вот тогда то вы им и расскажите о притянутой за уши теории, о миллениалах :-)

4

Эммм, что? Разная кнопка? 0_о
Это мобильное приложение. Там всего 1 кнопка. И это приложение по доставке обедов, зачем нам показывать разные кнопки, если у нас 1 ланч? Мне кажется, вы совсем не поняли, про что речь.
Постоянные клиенты - как раз то, что у нас лучше всего. После того, как тебе привезли за 10-12 минут, ждать стандартную доставку в 50-60 минут уже не захочется.
Мы работаем уже больше года и в когортах выживает по 80%, так что мимо кассы. В этот раз без штрафов, впредь будьте внимательнее.

2

Комментарий недоступен

3

Еще один яркий пример — Uber, который просто предлагал поездку на такси с отсутствием практически каких-либо опций, что делало его более привлекательным не только на фоне традиционных служб такси, но и других онлайн-сервисов.

Раньше оч удобно было, нажал одну кнопку и такси выезжало. А теперь стали как все конечный адрес требовать :(

3

Ну и собсно такой же выбор тарифов у него появился Убер Старт и Икс (Екб).

Немного не по сабжу странного кейса, но:
Вот из всех, кто проводил исследования на тему выбора - на Шварца я бы сослалась в последнюю очередь. Все самые годные эксперименты в ней взяты у тех же Тверски и Канемана, а более свежие проводил тот же Санстейн и описал их гораздо аккуратнее и точнее, чем Шварц, который в самом конце книги вообще все свел к выводу, что "комбинация генов в первые годы жизни играет основную роль в том, какая фигура будет у нас в будущем и все диеты приводят лишь к кратковременным изменениям", сославшись на одно недоисследование. А потом почему-то решает найти связь депрессий женщин с культом худобы в разных странах и получает очень удобные результаты, не учитывая более никаких иных фаткоров (ч. 3, гл.10 - кому интересно).

3

Чё за бред ?! Почему вы говорите про количество заказов, а не про конверсию или время на заказ?
Допустим вы запустили активную рекламную кампанию и сократили меню- что повлияло на рост количества заказов?!
А судя по тому что в январе 16 были только макеты то сейчас вы как раз находитесь в активной фазе роста.
Короче как-то странно...
Ps
А эффект снижения ассортимента с повышением конверсии - действительно правильная история, очень хорошо он описан в irrational behavior dan ariely

3

Потому что это мобайл. Вы, как комментатор свыше "конверсия с изменением цвета кнопочки". Веб - не мобайл, это очень просто, но многие считают, что суть одна. Точно так же журналисты, работавшие в прессе, искренне не понимают, почему их знания и скиллы в онлайн-сми не работают, так же и тут. Никаких РК не было, рост есть, но он всегда был стабильный и на одном уровне, как и заказы и октазы - в моменты, когда мы сокращали меню, количество заказов резко возрастало, отказов - снижалось. Все это есть в кейсе, не знаю, зачем я пересказываю.

Ещё один не знает что «после не значит вследствие». Ну и да, я никогда не закажу и никому не посоветую, потому что нет вегетарианского обеда. Заметную часть аудитории вы сразу потеряли.

2

Очередной "А я - веган"

5

Про Uber интересно
>Точно так же, как есть люди, которым обязательно нужен автомобиль с детским креслом, и на меньшее они не согласны…>Однако они скорее исключение, и больший процент приходится на тех, кто согласен на просто хороший автомобиль или вкусную и горячую пиццу — но только при условии, что их подадут и привезут здесь и сейчас.

Я всегда не понимал почему тако крутой сервис такси сразу ломается, когда я становлюсь не обычным пассажиром. Когда мне нужно провести ребёнка, например. Или столик из икеи — чтобы за мной заехала машина покрупнее.
Не думал, что вставить одно поле «комментарии» настолько принципиально для компании. Ведь там же кроме кресла можно уточнить своё местонахождение.
И все равно не согласен, что пассажиры с детьми это исключение — их слишком много.
Поучается, что нельзя доверится на убер как на своего друга, типо если у тебя ребёнок, прости, нам уже не по пути. И всегда нужно иметь под рукой безотказный вариант — альтернативное приложение для заказа такси с опциями.

2

Додо пицца в США пошла именно таким путем, 7 пицц и никакой кастомизации. Результат - успех

2

додо-пироги, но хорошо смаркетированные

Ну в сша другие проблемы. Рынок меганасыщен. Вот и посмотрим что там сможет додо. Плюс огромные национальные пласты, которые сами в себе. Скажем китаец не будет брать пиццу, может пару раз в год - захочется трипа. Там важнее качество и вкус. Непросто соревноваться с семейными кафешками, которые уже по 30+ лет делают пиццу и управляются итальянцами по крови.

Небольшая ложка дегтя - пару раз думал заказать(на хайпе), смотрел эти два варианта обеда и ни один не нравился, брал в итоге через обычные агрегаторы, да дольше, но мне проще через 40 минут покушать то, что я хочу, а не то что вчера решили в офисе голода. Плюс дешевле при большей порции зачастую (например недавно у меня рядом с работой открылась лапшичная, доставляют за 30-40 мин и примерно за 300 рублей больше полулитра супа, вермишели и мяса).

И последнее - разок коллеге заказавшей у вас везли заказ 35 минут со сменой курьеров три раза, больше вроде у нас никто в голоде не заказывал, а просто скидка на след. заказ могла бы ситуацию решить, имхо.

1

Отличная ложка :) Мы в курсе, что тем, кто, условно, любит лапшу каждый день или роллы, наш сервис не подходит. Тут ничего не поделаешь. 35 минут - да, были такие моменты где-то месяцев 10 назад.

2

400р за обед дорого, для Питера например, для Москвы может и ок, для провинции вообще молчу. Кстати на Питер не планируете поработать ?

Не пугайте людей, пусть приходят на рынок Питера). нормальная цена. 350 в кафе.+50 рублей за то чтобы никуда не ходить и не паритьься - адекват

3

Цена рыночная. Есть, конечно, сильно дешевле, есть и сильно дороже, но средняя цена на бизнес-ланч по Москве - 500 рублей. Планируем.

Ребята, томатный суп у вас огонь! Но если получится сделать порции побольше будет просто шикарно!

1

Спасибо! Постараемся увеличить и сохранить качество. Сейчас кухня полностью переделываем - от пакетов бумажных и приборов до самих блюд до зубочисток. Думаю, в мае уже выкатим.

"Мы категорически неприемлем"

Это с вашей главной страницы. Извините за граммах-нацизм, но в данном случае - не с глаголом раздельно.

1

"Автор скриншотов, сотрудник исследовательского центра Human Factor International, специалист по UX Анкуш Самант указывает, что при выходе из аэропорта сразу открыл Uber и Ola. В обоих приложениях поблизости было достаточно машин, цены тоже были одинаковыми, но автор сделал выбор в пользу Uber".

Именно этот человек именно для юллюстрации своего тезиса в статье сделал этот выбор. Не факт, что он реально его сделал, кстати (если конечной задачей была иллюстрация тезиса). Типичная подгонка аргументов под теорию.

1

Нет. Он приводит конкретный пример из своей жизни. И таки да, он говорит о той же гипотезе.

1

Возвращение Совка 2.0, "вот вам одна позиций, нефиг выбирать".

2

хороший эксперимент, но что-то гложет. Точно ли все изменения были такие, как в статье? Не связано ли это с ростом сайта в поисковых системах или с распространением сарафанного радио.

То есть - взрыв заказов происходит точно на следующий день после сокращения выбора?

Да. Именно так. В течение 2-3 дней начиная со следующего. Нет, сарафанное радио приносит, конечно же, в поисковиках растем, но резкого скачка это не дает. За год научились отслеживать почти все каналы и выявили то, что выявили.

Вот поэтому мы имеем очень много успешных и при этом плохих с точки зрения клиентоориентированности сервисов. :(

Примерно месяц назад устанавливала. Установила вечером, ждала до 12 часов следующего дня, чтобы узнать, что мой адрес не входит в зону доставки. Было обидно) Было бы неплохо, если бы сделали карту с зоной доставки в приложении доступной всегда, ну или хотя бы на сайте. Работаю на Дмитровской (ул Тимирязевская)

ой, извините. просмотрела.

про пиццу поподробнее

Повара сами дизайн рисовали)?