Как кассиры и курьеры стали диктовать правила рынку

Линейный персонал в 2020 г. полностью поменял "геометрию" рынка труда - теперь он принадлежит соискателям. Во многих сферах возник дефицит линейного персонала, который раньше был в основном среди IT-специалистов. Бизнесу нужно больше сотрудников, чем может предложить рынок.

Соискатели выдвигают к компаниям дополнительные требования, которые бизнес пытается удовлетворить при помощи личного подхода к работникам. Компании предлагают сотрудникам обеды со скидками, выплаты на следующий день и страхование здоровья, чтобы выиграть в конкуренции за линейный персонал, которая усиливается все быстрее.

Представители ритейла, e-grocery, HoReCa и HeadHunter собрались в Clubhouse, чтобы обсудить сложную ситуацию на рынке линейного персонала. Рассказываем об основных проблемах отрасли и о том, как их решают игроки из разных сфер.

Навигация:

Спрос превышает предложение

По данным HeadHunter, летом 2020 года, когда был снят ряд коронавирусных ограничений, количество вакансий линейного персонала начало расти. Осенью эта тенденция ускорилась. Многие бизнесы - HoReCa, ритейл, службы доставки, стройка, производство - столкнулись с дефицитом линейного персонала.

Рост спроса на линейный персонал продолжился и в 2021 году. В России по сравнению с началом прошлого года количество вакансий увеличилось: в ритейле - на 52%, в HoReCa - на 54%, в транспортной отрасли - на 53%. Ситуацию осложняет то, что на рынок труда еще не вернулись в полной мере мигранты, которые покинули рабочие места во время пандемии. Из глобальных тенденций - демографический кризис в России: ежегодно объем трудового активного населения уменьшается на несколько сотен тысяч человек.

Ситуация на рынке труда в Петербурге сложилась достаточно серьезная. На начало 2021 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество вакансий в ритейле выросло на 43%, в HoReCa - на 52%, в транспорте - почти на 60%. Спрос от работодателей увеличивается, при том, что соискатели показывают меньшую активность: рост в подаче резюме составил 20%. Мы видим, что на рынке сейчас остро не хватает соискателей, и конкуренция между компаниями идет за одних и тех же людей - тех, кого мы называем линейным персоналом. Это официанты, курьеры, грузчики, разнорабочие, операторы, водители. В эти профессии низкий порог входа: достаточно иметь среднее специальное образование, небольшой опыт работы (или без опыта), и компания будет готова взять такого человека и обучить уже на рабочем месте.

Юлия Сахарова, директор по Северо-Западному региону HeadHunter

Конкуренция за персонал привела к переманиванию сотрудников. Участники отрасли отмечают, что с этой текучкой не справиться обычными методами удержания персонала: конкуренты предлагают большую оплату за тот же труд, и компаниям приходится вступать в гонку бюджетов.

Новые требования соискателей

Бизнес отмечает, что требования людей, откликающихся на вакансии линейного персонала, меняются. На первое место выходят растущие заработные платы, неготовность ждать долгого отклика от компании, а также дружественные отношения в команде и удобный формат работы. Для того, чтобы соответствовать им, компании тоже начинают менять бизнес-процессы и добавлять больше личного подхода для удержания персонала.

Скорость подбора линейного персонала упала. Мы компенсируем дефицит кандидатов на рынке труда более индивидуальным подходом, более качественной проработкой и курированием каждого курьера. Напоминаем о собеседовании, рассказываем обо всех подробностях, преимуществах и особенностях работы, про сам сервис. Это помогает довести людей до собеседования и трудоустройства.

Станислава Ребонен, руководитель отдела рекрутинга igooods

Кандидаты стали более чувствительные. Они не готовы долго ждать: в идеале нужно ответить им в этот же день или в течение 3 часов после звонка. Если вы не откликнулись, потом кандидат уже может не взять трубку, либо его может уже кто-то трудоустроить. Поэтому мы стараемся максимально быстро работать с откликами.

Кандидаты стали больше обращать внимание на то, как их встретили: как с ними поговорили, дружелюбно ли. Атмосфера одиночества во время режима самоизоляции наложила отпечаток, и людям важно, чтобы с ними приветливо поговорили и дали обратную связь.

Татьяна Антонова, заместитель директора по персоналу торговой сети "Лента"

Чтобы удержать сотрудников, компании запускают для них дополнительные сервисы и возможности.

Нужно понимать, что только привлечение и найм сотрудников не могут полностью перекрыть потребность в персонале. Очень важно удерживать сотрудников и получать больше рабочих часов от существующей базы. 70% наших курьеров - это “подработчики”, люди, которые работают незначительное количество часов в неделю. Наша задача - сделать для них наиболее комфортные условия. За последний год мы сделали довольно много всего, чтобы эти люди с нами оставались и к нам возвращались.

Мы сделали ежедневные выплаты: часть заработка курьеры Яндекс.Еды получают на следующий день - это само по себе привлекло к нам довольно много молодёжи. У нас работает много студентов, которые работают вторник-среда-четверг, чтобы в пятницу пойти с друзьями отдыхать. В Петербурге бывают проблемы по понедельникам - не хватает курьеров, после выходных люди не хотят работать

Мы также принимаем усилия, чтобы они работали чаще и больше. Реализовали с нашими партнерами 50% скидку на комплексные обеды в Москве. У нас запущено страхование жизни и здоровья для курьеров, которые выполняют доставки. Это было особенно актуально в пандемию. Всем заболевшим мы выплачивали пособие.

Максим Ивенин, директор по логистике сервиса "Яндекс.Еда"

Как изменились доходы линейного персонала в 2021

По данным HeadHunter, в 2021 году по сравнению с прошлым годом зарплаты линейного персонала в России выросли приблизительно на 5 тыс. рублей. При этом в Москве рост ЗП в среднем составил 10-13 тыс. рублей во всех трех сферах, в регионах - значительно меньше.

В Петербурге линейные сотрудники получают:

  • в транспортной сфере в среднем 54 тыс. рублей

  • в HoReCa в среднем 47 тыс. рублей

  • курьеры получают около 50 тыс. рублей

  • комплектовщики 40 тыс. рублей

  • операторы касс и кассиры 33 тыс. рублей

Но есть и вакансии курьеров, где указаны зарплаты в 80-100 тысяч рублей. Некоторые компании ставят завышенные зарплаты, чтобы увеличить поток кандидатов.

Средняя зарплата персонала, конечно, не 100 тысяч рублей. Но это правда бывает: видели такие случаи за последнее время. Курьеры сейчас зарабатывают больше не потому, что мы повышаем оплату, а потому, что становится больше заказов. У нас есть механизм динамического ценообразования. Во время повышенного спроса доставка стоит дороже, что тоже поднимает доход курьеров.

При помощи специальных программ мы не даем курьерам работать больше 12 часов в сутки. Если пересчитывать на полную занятость, то курьер должен получать около 50 тыс руб. в Москве. Но у нас не очень много курьеров работает по 40 часов в неделю. В отдельных регионах эта цифра может быть около 20 часов в среднем на курьера.

Максим Ивенин, директор по логистике сервиса "Яндекс.Еда"

Один из последних трендов - увеличение дохода своих сотрудников при помощи введения функции электронных чаевых.

Весной 2020 года мы ввели электронные чаевые, что позволило нам поднять заработок персонала и одновременно - гарантировать высокое качество сервиса для клиентов. Клиенты всегда знают конкретного исполнителя, который собрал заказ и курьера, который привез этот заказ. У сотрудников персональная ответственность перед клиентом.

Для некоторых сотрудников чаевые сейчас составляют более 10% заработка, есть и “чемпионы” - они получают 20% от ЗП чаевыми.

Григорий Кунис
, управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов igooods

Статус курьеров в обществе skyrocketing

Во время пандемии отношение к профессии курьера во многом изменилось: они выполняли жизненно важные для многих людей функции. Изменение образа профессии помогло привлечь на работу дополнительных кандидатов.

Мы продвигали историю “курьер-герой”, рассказывали истории курьеров. Мы искренне считаем, что это хорошая, нормальная профессия, и она не должна быть маргинальной. Не должна восприниматься как нечто такое, что находится низко на социальной лестнице. Это работает в том числе и для о улучшения HR-бренда, меняет восприятие потенциальными кандидатами престижа профессии.

Максим Ивенин, директор по логистике сервиса "Яндекс.Еда"

Наш слоган “работа - это забота”. Социальная миссия - это не только про то, что мы обеспечивали продуктами людей, пока все сидели по домам. Во время пандемии мы давали сотрудникам возможность почувствовать свою значимость, что они изменяют мир к лучшему.

Татьяна Антонова, заместитель директора по персоналу торговой сети "Лента"

Текучка в пандемию и после

Еще один новый тренд на рынке линейного персонала - растущая текучка среди опытных сотрудников. Если раньше чаще уходили новички, то теперь - уже обученные работники. Компании согласны брать их обратно и стараются удержать основной персонал.

Раньше все считали, что человек, который отработал полгода или год - уже свой, и останется с нами надолго. Средний период работы таких сотрудников был от 3 до 5 лет, многие работают у нас более 10 лет. К сожалению, сейчас мы видим, что опытные сотрудники принимают решения поискать что-то другое. Нас это очень тревожит, потому что у нас сложный вход в компанию. Мы учим людей совершенно новому навыку - блинопеченью. Этому не учат нигде, кроме “Теремка”. Чтобы выйти на работу, сотрудники сначала обучаются в течении 4 дней по 12 часов.
Мы всегда старались удерживать опытных сотрудников, но сложилась ситуация, когда у них появился новый взгляд на рынок труда. Конкуренция за линейный персонал сейчас активная, компании предлагают новые условия, и нас это беспокоит с точки зрения удержания опытных сотрудников. Мы пересмотрели систему мотивации - с 1 апреля увеличиваем заработную плату и разрабатываем другие мероприятия, нацеленные на удержание.

Светлана Кувенева
, руководитель отдела обучения “Теремок”

Компании отмечают, что во время режима самоизоляции текучка снизилась до минимальных значений: у сотрудников появилась дополнительная мотивация, они чувствовали, что их труд необходим людям. К тому же, люди боялись остаться без работы в сложное время.

Когда многие ушли на удаленку, наши сотрудники трудились. У нас были дополнительные выплаты, компенсации за определенные пиковые периоды.

Пандемия заставила людей задуматься - безопасно ли работать в определённых локациях? В “ЛЕНТЕ” были защитные экраны, повязки, разметка. Люди приходили к нам понимая, что здесь безопасно.

У нас была разработана программа “Лента Друг”: сотрудникам, оказавшимся на самоизоляции, мы доставляли продукты и они чувствовали заботу. Люди понимали, если с тобой что-то случилось, то тебя обязательно поддержат не только морально, но и материально, и ты выздоровеешь и вернешься в свой коллектив, что ты нужен.

Татьяна Антонова
, заместитель директора по персоналу торговой сети "Лента"

Спасут роботы и ценности для сотрудников

У всех трех отраслей - транспорт, доставка, HoReCa - прослеживаются похожие тенденции. Бизнесу необходимо держать зарплаты в рынке, который постоянно растет, и при этом удерживать существующий персонал.

Вопросы по найму и вовлечению персонала сохранятся до тех пор, пока на рынке не появится доступная автоматизация, которая будет на хорошем уровне заменять человеческий труд, вроде роботов-курьеров. Сейчас таких технологий нет, и их появления не ожидают в течении ближайших пяти лет.

Конкуренция за линейный персонал продолжит расти, и выиграют компании, которые смогут предложить либо самую высокую оплату труда, либо - смогут подстроиться под все новые требования линейного персонала.

Я думаю, каждому сотруднику нужен смысл. Одна из важных задач компании и руководителей – подсвечивать смысл работы каждого, помогать сотруднику находить ответ на вопрос - зачем они приходят каждый день и занимаются во многом рутинными обязанностями, помимо зарабатывания денег. И это тоже можно взять в копилку идей, которые помогут справиться с вызовами 2021 года.

Юлия Сахарова
, директор по Северо-Западному региону HeadHunter
1919
27 комментариев

Комментарий недоступен

30
Ответить

Комментарий недоступен

12
Ответить

А в чем проблема? Да, делать людям пиццу важно, я так считаю. Готовить и доставлять еду важно, убирать помещения крайне важно. Но в России плохо с уважением труда на всех уровнях. Безусловно, это выражается в низких зарплатах. Но и в отношении людей тоже. Надеюсь, вы тепло здороваетесь со своим дворником.

10
Ответить

Вот поэтому и пицца говно

2
Ответить

Поэтому наш заместитель руководителя руководителем зарабатывает сто тысяч в день, а вы нас только путаете!

1
Ответить

Это потому что на одного работника 3 манагера, особенно в мск, где белые воротники, уже не знают как выкрутится и обосновать собственную значимость. А может выкинуть одного пафосного манагера с ЗП в 300 штук и взять на эти деньги 4 работников ? Нее, так не пойдет!

1
Ответить

А в чем проблема платить человеку, который делает основную работу, достойно? Или хотя бы требовать с него за эти деньги ровно то, что оговорено в должностных обязанностях?

Ответить