Команда саботирует ваши решения? Схватка лидера-слуги и достигатора внутри нас

Команда саботирует ваши решения? Схватка лидера-слуги и достигатора внутри нас

После назначения на первую в своей жизни руководящую должность, мой клиент неожиданно столкнулся с конфликтами в команде. Коллеги, которые ценили его как эксперта, стали со скандалом отказываться от поставленных задач и избегать совместных проектов.

С одной стороны, причина вроде как лежит на поверхности. Команда не готова подчиняться тому, кого привыкла воспринимать как равного. Однако, в рамках исследования выяснилось, что после повышения наш герой кардинально изменил стиль коммуникаций.

Как было

Ранее ему были свойственны принципы "лидера-слуги"– легкий формат общения, готовность прийти на помощь, оперативно решить срочный вопрос, не считаясь со временем. Мотивация на достижения и редкий талант восприятия компании как единой системы позволял применить интеллектуальный ресурс именно там, где это требовалось. Единственным тревожным "звоночком" была высокая конкурентность, которая иногда проявлялась во внезапной резкости по отношению к коллегам на руководящих должностях, отстаивании своей территории.

Лидер-слуга – это стиль руководства, при котором лидер ставит на первое место нужды и благополучие других (сотрудников, членов команды, клиентов), а не свои личные интересы или стремление к власти.

Как стало

После назначения на новую должность человека как подменили:

  • доминантный стиль общения, ирония, металл в голосе;
  • перебивание других;
  • выражения типо "на графике я покажу, что нужно, чтобы приблизиться к моей цели";
  • постоянный подтекст с обвинением присутствующих в недостаточной заинтересованности в его проектах;
  • постановка задач на ходу в режиме "селекторная у генерального директора".

Выступления на совещаниях с попыткой мотивировать коллектив стали проходить в напряженной тишине, когда чувствуется, что люди просто ждут, когда слово перейдет к менее токсичному оратору. Без комментариев, реплик и возражений. Все, кто мог себе это позволить, стали просто игнорировать предложения и проекты героя этой истории как "белый шум". Самое грустное было в том, что предложения были продуманные и дельные, направленные на развитие компании.

В чем причина такой метаморфозы?

Каждый из нас, впервые получив возможность руководить другими людьми, узнает о себе много нового. На поверхность могут выйти ранее подавляемая властность, эгоизм и страх провала. А главное – осознанно или бессознательно, руководитель разрывается между двумя векторами управления. С одной стороны, задачей в обозримые сроки достичь амбициозный результат, что невозможно без холодного логического фокуса и духа конкуренции. А с другой – тем фактом, что в одиночку достичь настоящий результат невозможно. Успех проекта зависит от уважения к людям и кропотливого развития командного сотрудничества.

Простыми словами этот парадокс называется "кошелек или жизнь".

Управление этим противоречием и способность достичь в нем баланса – одна их базовых задач лидера. Перекос в сторону целей любой ценой превращает человека в достигатора, который идет по головам. Перекос в сторону эмпатии рискует лишить компанию движения, размыть стратегический фокус и привести к комфортному застою.

В рамках нашего исследования клиент смог увидеть себя глазами команды:

  • руководитель сфокусирован на карьерных и финансовых целях как пилот скоростного болида;
  • команда для него – лишь инструмент для их достижения.
  • отсутствие уважения, "выключенная" эмпатия.

"Запомни, Шарапов: для него люди – мусор!"

Эрозия мотивации

Большие цели достигаются вместе с людьми и ради людей. Если самореализация руководителя перестает включать в себя интересы команды и организации, то цели, которые он ставит, становятся не интересны для окружающих, даже если формально они направлены на развитие бизнеса. Постепенно из них выхолащивается смысл и остается только личная власть и деньги. Достигаторство принимает компульсивный характер, результаты перестают радовать душу. Талант мотивации на большие достижения, данный человеку от природы, растрачивается на обслуживание эго.

Как все исправить, чтобы вернуть доверие коллег?

  • если вы столкнулись с подобной ситуацией, нужно честно проанализировать отношение к команде и отследить элементы эгоизма и потребительского отношения;
  • сместить фокус с вэлбиинга и тимбилдингов на уважение к людям;
  • начать воспринимать коллег как самодостаточных профессионалов, у которых есть свои карьерные цели, а не как ваших личных помощников;
  • наконец, использовать сильные стороны, благодаря которым вы и стали руководителем – прежде всего, системное мышление. Провести кропотливую работу, чтобы объединить стратегические цели компании и профессиональные цели членов команды, найти точки соприкосновения и разработать совместную стратегию.

Поделитесь, по каким признакам вы понимаете, что перед вами – достигатор?

В моем Telegram канале – о том, что делать, чтобы ваше мышление, эмоции и поступки работали на результат, а не противоречили ему.

1
1
7 комментариев