Мой босс меня не замечает, кажется, меня скоро уволят. Тревожные мысли тревожных сотрудников.
Мой хороший товарищ и собственник крупного бизнеса, с которым мне посчастливилось вместе поработать, как-то сказал хорошую фразу, которая мне запомнилась. Речь про утопическую мечту любого менеджера (в широком смысле слова), когда работа делается отлично, проблем не возникает, а деньги капают на карточку 2 раза в месяц. Это цель, к которой многие хотели бы прийти и просто наслаждаться жизнью, но чаще в размеренный быт врываются нестандартные ситуации, которые нужно быстро решать, в том числе и в режиме стресса. Мечта сама по себе хорошая, но в реальности встречается редко и на непродолжительный срок. А главное - когда человек оказывается в режиме “всё хорошо”, то в начале он наслаждается плодами своего труда, а потом в голову начинают заползать червяки сомнений. А почему меня никто не дёргает? Почему директор не просит что-то срочно сделать? Почему задачу, которую обычно делаю я, поручили делать другому человеку? Доверяют ли мне? Всё ли у меня хорошо? На сколько устойчивы мои позиции?
Естественно, не у всех людей в мире такие чувства возникают, но у тревожной категории сотрудников и коллег, которых иногда так хочется погладить по голове и сказать, что всё хорошо, наблюдаются признаки нарушения базовой потребности в значимости и признании. Каждый человек, как социальное существо, нуждается в том, чтобы его замечали, ценили и подтверждали его значимость. Работа, как ни крути, одна из главных площадок для получения этого подтверждения во взрослой жизни. Когда руководитель перестает обращать внимание, это воспринимается мозгом как сигнал, что твоё существование здесь больше не имеет значения, ты невидимка и это может быть болезненно на инстинктивном уровне. При этом ты можешь быть шикарным специалистом, быть востребованным на рынке, но при этом ещё и любителем тревожиться.
Отсутствие обратной связи может вызывать информационный вакуум. Мозг устроен так, что он постоянно оценивает окружающую среду на предмет угроз. Отсутствие обратной связи - это тоже обратная связь. Но в условиях неопределенности наш разум склонен додумывать худший сценарий, потому что с эволюционной точки зрения так безопаснее. Надейся на лучшее, готовься к худшему. Нейтральная тишина от руководителя передаёт сигнал в мозг сотрудника, мол, он меня не хвалит, не ругает... Наверное, я настолько плох, что он даже не тратит на меня силы. Или он просто присматривает мне замену. И сразу ладошки потеют после этих мыслей, настроение падает. Сидишь такой смурной, отказываешься попить кофе с коллегами.
Во многих корпоративных культурах увольнения - это бытовая реальность, потому что сотрудники видят, как коллег, с которыми еще вчера пили кофе, сегодня попросили написать заявление. Часто это происходит внезапно для коллектива и рождает перманентную тревогу предвосхищения. Кстати, для руководителей, которые принимают решение убрать сотрудника, неплохо было бы донести до коллектива причины увольнения. Обычно это делают по цепочке, руководитель сообщает нижестоящему, а тот уже доводит информацию до своей команды. Это избавит от лишних слухов и проблем. И работает это в здоровых организациях, не где увольняют без конкретной причины, потому что ты не понравился, а когда ты, как работник, плохо выполняешь свою работу.
Когда кого-то уволили, у сотрудника включается логика, раз на меня не обращают внимания, значит, я не в приоритете. Значит, мое место в списке на сокращение одним из первых. Меня даже не будут пытаться сохранить. Эмоциональная проекция собственной неуверенности вылезает и начинает душить. Листаешь Хэд Хантер в поисках замены “на всякий случай” и начинаешь излишне волноваться. Человек, который внутренне сомневается в своей компетентности (наш любимый синдром самозванца), особенно остро нуждается во внешнем подтверждении своей состоятельности. Для него руководитель является фигурой, которая заменяет в какой-то мере родителя, учителя и наставника. Молчание начальника он интерпретирует как молчаливое согласие со своими внутренними страхами, мол, да, ты прав, ты тут ни на что не годишься. При этом возникает кризис смысла и выученная беспомощность, когда работа делается в тишину, без оценки, она может потерять смысл. Работаешь, как белка в колесе, бежишь, бежишь, а никто и не замечает. Это порождает состояние выученной беспомощности, ощущение, что от твоих действий ничего не зависит, и ты не можешь повлиять на ситуацию. А это прямая дорога к апатии и депрессивным состояниям.
Сотруднику в этой ситуации нужно не сидеть ровно на заднице, а проявить инициативу. Не ждать милости, а подойти и спросить: "Иван Петрович, у меня все задачи по проекту X выполнены. Не могли бы вы дать обратную связь, чтобы я понимал, что двигаюсь в правильном направлении?". Это вообще нормальная практика просить обратную связь. Вы же не можете себя сами корректно оценить. Поэтому спросить руководителя - это нормально. Так у вас и диалог будет возникать и чувство беспокойства снижаться. А ещё можно попробовать сменить фокус и спросить себя, ищите ли вы внимания ради внимания или вам нужны конкретные указания? Может без указки босса вы сами понятия не имеете, что делать? С этим нужно поработать, не лучшая черта, очевидно. Попробуйте создать внутренние опоры и найти источники подтверждения своей ценности не только в работе, но и в хобби, спорте, семье и друзьях.
А вот руководителю, который может принять ключевое решение этой проблемы, просто необходимо внедрить регулярную обратную связь. Не обязательно долгие и муторные совещания, достаточно 10-15 минут в неделю или месяц, чтобы спросить: "Как дела? С какими трудностями сталкиваешься? Чем ещё можно тебе помочь?". Практиковать позитивную тишину, если вы доверяете сотруднику и у вас нет к нему претензий, просто скажите ему об этом. Например, потратить буквально пару минут, поинтересовать, как у него дела и похвалить за что-то, что человек сделал - молодец, хорошего дня тебе. Это помогает создать дружелюбную атмосферу. Крайне плохо, когда возникает обратная ситуация, при которой начальник с максимально недовольным лицом утром заходит к себе в кабинет, ни с кем не здороваясь. Тревожники думают, что их сегодня всех уволят к чертям, а руководитель просто накануне лишний стакан пива выпил со старым одноклассником, которого полгода не видел, а теперь просто хочет спать.
Потребность во внимании руководителя для весомой части коллектива - это не каприз, а базовый запрос на подтверждение безопасности и собственной значимости в профессиональной среде. В условиях неопределенности этот запрос обостряется. Грамотный руководитель понимает, что его внимание, такой же ресурс для продуктивности команды, как и зарплата. Бестолковый руководитель этого не понимает, потому просто помянем его.
Как и всегда, рад вашим комментариям и подпискам!