За что банки блокируют счета бизнеса и как этого не допустить

Закон о противодействии легализации преступных доходов повлиял на отношения банка и клиента. Как избежать блокировки счета и что делать, если она уже случилась, рассказал начальник управления финансового мониторинга «Локо-Банка» Игорь Дрёмин.

За что банки блокируют счета бизнеса и как этого не допустить

Материал подготовлен при поддержке КБ «Локо-Банк» (АО)

Как получилось, что закон о финансировании терроризма применяют к рядовым бизнесменам?

Сфера применения закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» в действительности намного шире, чем многим кажется из названия.

В трактовке закона, отмывание доходов — это «придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления». То есть закон обязывает выявлять и предупреждать сомнительные операции на счетах компаний.

У банка или государственных органов могут возникнуть вопросы к любому бизнесу — вне зависимости от его размера, типа регистрации (ИП или ООО) или срока жизни. Бояться этого не нужно. Любой банк ежедневно мониторит операции клиентов и направляет им запросы с проверкой — это нормально.

Какие госслужбы следят за активностью на счетах предпринимателей?

За операциями на счетах следят Федеральная налоговая служба, Центробанк, Росфинмониторинг и МВД.

Главный регулятор — Центральный банк. Он контролирует, насколько хорошо банки следят за клиентскими операциями. Центробанк может быть инициатором проверки и сказать нам: «Уважаемый банк, мы выявили, что вы вовлечены в проведение сомнительных операций. Разберитесь и отчитайтесь».

Банки обязаны передавать информацию в Росфинмониторинг о некоторых клиентских операциях согласно положению № 375-П. Данные идут по зашифрованному каналу связи.

Налоговая тоже может обратиться в банк. Например, если контрагент не оплатил НДС. МВД обычно обращается, если клиент участвует в сомнительной схеме или на него завели дело.

Почему банк блокирует счет?

Это может быть как его инициатива, так и предписание госорганов. Во втором случае банк блокирует счёт и информирует клиента, что операции и доступ к интернет-банку для него ограничены по требованию такого-то учреждения.

В остальных случаях решение об оценке операции банк принимает сам, но, как правило, блокировка наступает, когда для этого есть несколько причин. Например, если счёт зарегистрирован недавно, источник происхождения средств сомнительный и сама деятельность вызывает вопросы. Если клиент предоставляет разъясняющие документы, банк разблокирует его счета.

Скажем, банк видит, что компания не предоставляет НДФЛ, ограничивает ее операции и высылает запрос. Компания отвечает: «Вы неправы. У нас всё законно — просто мы работаем на аутстаффинге (набираем персонал у другой организации по контракту), это легальная услуга. Вот поставщик этой услуги, вот наши счета в других банках, вот НДФЛ». У банка больше нет вопросов к контрагенту, счета можно разблокировать.

Другой пример — компания недавно открылась, получила большие деньги и первым платежом пытается перевести их за рубеж. Риск для банка в этой ситуации уже гораздо выше, деньги нужно блокировать моментально, пока они не ушли за границу. То есть сначала банк ограничит клиенту доступ к средствам, чтобы разобраться, что происходит. Это мера безопасности.

Запрос от банка может прийти когда угодно?

Да. Но если пришёл запрос, это не значит, что счёт сразу заблокируют. Ни один банк не хочет терять клиентов, но он обязан проявлять осмотрительность. Поэтому надо быть готовым вступить с банком в диалог.

Банк оценивает много критериев, вот основные:

  • Объём платежей на физлиц.
  • Объём платежей на ИП.
  • Объём налогов, уплаченных с расчетного счета.
  • Соотношение НДС.

Например, если объём транзакций на физлиц превышает 25% оборота компании, это будет поводом для банка проявить дополнительный интерес. Если все заказчики оплачивают счета, включая НДС, а с поставщиками компания рассчитывается без НДС — это тоже вызовет вопросы.

Чаще всего при запросе от банка вам может потребоваться карточка счёта 51 (документ для учёта прихода, расхода и остатка безналичных денег на банковском счёте компании), выписки из других банков или документы бухгалтерского учёта. Такие документы лучше всегда иметь наготове.

Правда, что счет блокируют, если предприниматель неправильно рассчитывается с исполнителем?

Когда компания перечисляет сумму в пользу физлица, с неё нужно заплатить налог. Либо НДФЛ, либо НПД (налог на профессиональный доход, самозанятые оплачивают его сами).

Если банк увидит, что большой объём средств перечисляют в пользу физлиц, он обязан отправить запрос клиенту. Если все переводы осуществили самозанятым, компания может прислать подписанные договоры с ними и ИНН, также можно добавить скриншот факта проверки статуса в специальном сервисе. Если получатели средств — обычные физлица, контрагент должен будет предоставить договоры, выписки по счетам из других банков и подтверждение того, что НДФЛ уплачен.

Если компания не может предоставить документы или ответ на какой-то пункт из запроса по объективным причинам, то должна развёрнуто пояснить это банку. Например: открытых счетов в других банках не было и нет, а налоги будут оплачены в определённый период.

Как понять, что имеешь дело с недобросовестным контрагентом?

Недобросовестными — их еще называют «сомнительными» или «обладающими признаками сомнительности» — банк может назвать тех, чьи операции по счету, на его взгляд, не относятся к реальной финансовой деятельности. Последствия от сотрудничества с такой компанией могут быть разные. Как минимум, контрагент попросту может не выполнить свои обязательства перед партнерами, как максимум — у банка будет повод проявить интерес ко всем партнерам такого контрагента и направить им запросы.

Проверить контрагента можно несколькими способами: самостоятельно, через сторонние сервисы или через банк. Как правило, при самостоятельном анализе компания не сможет увидеть всю картину: данных очень много и их сложно собрать.

У «Локо-Банка» есть услуга «Спецпроверка контрагента». Для запроса банку нужен только ИНН. Затем банк проверяет контрагента по множеству параметров: нет ли невыполненных обязательств перед партнёрами, обналичивания средств в другом банке или открытых судебных дел. По итогам проверки клиент получает краткий отчёт о возможных рисках сотрудничества с выбранной компанией.

Счёт заблокирован. Как добиться разблокировки? Желательно — побыстрее

Первым делом нужно узнать у банка причину блокировки. Возможно, бухгалтер на аутсорсе просто не увидел запроса. Тогда нужно предоставить документы в банк и дать исчерпывающие разъяснения.

Сроки зависят от ситуации. Если вопросы вызвал конкретный платёж и заблокирована одна операция, необходимо действовать быстро: предоставить договор, выписки из других банков. Если же доступ ограничили в целом и банк счёл деятельность сомнительной, то, как правило, на разрешение ситуации уходит неделя: пять дней нужны контрагенту для сбора документов и один-два дня занимает их проверка банком.

Банк действует оперативно: в его интересах разрешить благонадёжному клиенту продолжить работу в полном объёме как можно скорее. Если у компании есть «горящие» платежи, например, зарплата сотрудникам, необходимо оформить платёжное поручение и, обосновав эти платежи, попытаться их провести. Конечно, у банка всегда остается право отказать. Но в случае, когда речь идёт о заработной плате и документы оформлены корректно, банк скорее всего пойдёт навстречу и исполнит платежи.

Правда, если счёт заблокирован по требованию госорганов, банк не сможет ничего ускорить — клиенту необходимо будет взаимодействовать напрямую с органом, который инициировал блокировку.

«Локо-Банк» предлагает проверить, грозит ли бизнес-счетам блокировка. Как он это делает?

Да, «Локо-Банк» предоставляет услугу по проверке бизнеса «Проверь себя». Услугой может воспользоваться любая компания — не только клиент банка. Мы проводим проверку на основе большого массива данных — в нашей базе более 30 источников, как открытых так и внутрибанковских.

В целом это автоматизированный процесс, который можно представить в виде большой матрицы. Мы проверяем, насколько результат соответствует «портрету среднего клиента».

Также «Локо-Банк» может провести диагностику бизнеса. Для этого мы проверяем:

  • Переводы физлицам.
  • Оборот наличных средств.
  • Взаимодействие с недобросовестными контрагентами.
  • Налоги, сборы, страховые взносы и штрафы.
  • Дополнительные сведения ФНС и других источников.

Первый отчёт с рекомендациями по устранению проблем банк подготовит бесплатно, достаточно оставить заявку на сайте.

Бизнес-клиенты могут использовать сервис «Риск-контроль», чтобы ежедневно мониторить динамику уровня риска возможной блокировки счета и оценки контрагентов. С ним можно безлимитно выгружать отчёт «Проверь себя» с рекомендациями по операциям РКО, а также фиксированное количество отчётов с проверкой контрагентов. «Риск-контроль» не только даёт текстовую информацию, но и иллюстрирует её графиками, а также показывает в личном кабинете индикацию состояния счёта в виде светофора.

88
21 комментарий

решение об оценке операции банк принимает сам, но, как правило, блокировка наступает, когда для этого есть несколько причин.Можно ссылку на норму закона, позволяющую локо-банку по своей инициативе блокировать счета клиентов? 

Если банк увидит, что большой объём средств перечисляют в пользу физлиц, он обязан отправить запрос клиенту.В каком НПА написано, что банк ОБЯЗАН направить запрос, если клиент переводит много физлицам? 

Затем банк проверяет контрагента по множеству параметров: нет ли невыполненных обязательств перед партнёрами, обналичивания средств в другом банке или открытых судебных делКак вы проверяете обнал в других банках? Вам те банки разглашают банковскую тайну? 550-п/639-п сразу называете обналом? 

17

Да позорная статья для очень верующих в честную систему, никак ничего не проверят, просто блочит так как боится атата с Росфинмониторинга и берет заградительную комиссию процентов 15%

13

Банк блокирует по 115-ФЗ, чтобы заработать денег. Никакой реальной борьбы нет.
Банк не должен вдаваться в смысл операций, он не надзорный орган.
Если есть подозрения в финансировании терроризма, то должны этим заниматься профессиональные органы и через них производится все блокировки и запросы, а не по желанию банка.

15

подождите немного, ЦБ введет свою систему "Знай своего клиента")))) Банки тоже можно понять, когда вокруг отзывают лицензии, правила регулятора нужно выполнять,

1

Из свежего и личного.

Надо перевыпустить корпоративную карту. Потому что истёк срок действия старой. Через банк-клиент карта не перевыпускается, выпадает ошибка. Пишу в службу поддержки, получаю ответ: а вы нам не ответили на письмо! Присланное в октябре, а сейчас, на минуту, май.

Во-первых, а почему я вообще должен отвечать на письма банка? Налоговая, прочие государевы службы — нет вопросов. А банк тут откуда?

Во-вторых, банк все свои письма (и важные, и про кредиты) складывает в одну кучу. И у всех жизнерадостный заголовок "Уведомление". Отличить одно от другого по заголовку вообще никак нельзя.

В-третьих, в письме просят актуализировать данные о бенефициарах, что было сделано в незлопамятные времена. Ну тут как бы хрен с ним, там же в письме написано — "если данные не менялись — на письмо отвечать не надо".

В итоге оказалось, что не надо, но надо. И только через три дня мы вам вернём возможность, которую отключили просто потому что. Правда, после дополнительного звонка оказалось, что 3 дня сокращаются до двух часов.

Коротко: банк может заблокировать ваш счёт просто потому что.

5

Это такой подход у локо-банка?

Какая ненавязчивая реклама локобанка. Минус статье, попробуйте ещё раз

4