Меняется не только внешняя сторона сообщения — трансформируется и его внутреннее наполнение. Из информации исчезает подтекст: если раньше авторы контента могли закладывать в него скрытый смысл в расчете, что аудитория его считает, как-то к нему отнесется, сделает выводы и начнет действовать сообразно им — то сейчас сообщения становятся прямолинейными, емкими и не предполагающими разночтений. Еще года три назад мы могли рассчитывать на рефлексию потребителей, но сейчас осознанно от нее отказываемся. Раз больше нет рефлексии, то и нет смысла тратить силы на какие-то дополнительные слои в сообщениях. Теперь можно просто написать: “Компания Х теряет клиентов” или “Главный тренд осени — сумки на удлиненных ремешках, чтобы болталась у колен”. Никаких объяснений, никаких поддерживающих стейтмент фактов. Также важен и эмоциональный заряд. Аудитория больше не в состоянии вычленить из контента какое-то большое, новое эмоциональное переживание, сформировать на него реакцию и через это прийти к закладываему сообщению, которое за счет эмоциональной связи закрепилось бы в голове. Так больше не работает и работать не будет. Теперь эту сложную эмоцию, уже в пережитом состоянии надо закладывать в контент сразу. То есть получается вынесенное во вне переживание, за которым ты только наблюдаешь. Примером могут быть многочисленные ролики в youtube — реакции на что-то: кто-то смотрит клип, концерт или новости и эмоционально на это реагирует, тем самым делая эту работу по обработке эмоциональных переживаний за зрителя. «Самые честные новости» Артемия Лебедева, блог Ильи Варламова, телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» не случайно пользуются такой популярностью: контент здесь не требует ни эмоциональной, ни смысловой переработки — в него уже заложено определенное мнение и определенные эмоции. Для нас это становится нормой, и в том числе потому, что количество впечатлений, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, растет, и наших ресурсов уже не хватает на их переработку. И тогда мы начинаем аутсорсить все яркие эмоции контенту. Именно поэтому мы с таким интересом смотрим «Пацанок», «Звезд на льду» и другие подобные шоу, где жизнь бьет ключом — мы осознанно переносим в эту плоскость все наши переживания.
А разве раньше в контент не закладывалась эмоциональная реакция?
В один период времени повестка дня был связана с бандитами - ЧП, криминал, разборки. Все новости пестрили. В прайм тайм выходили расследования про бандинтов.
Затем эпоха камеди клаб - развлечение, похабный юмор, смешные передачи.
Сегодня геополитика в центре внимания.
Это я только про период двухтысячных говорю и только в России.
В итоге "Пипл хавает" же. Просто сейчас средств коммуникаций стало гораздо больше. Появилось больше Авторов (те, кто может транслировать свои смыслы на широкую аудиторию. Раньше для этого надо было идти на ТВ, СМИ, издателям или к продюсерам). Появилось больше возможностей транслировать разные эмоциональные смыслы.
Интересно как бренды используют этот прием в своем продвижении - по-сути создают "секты". Чтобы эмоционально привязывать пользователя к себе. И чтобы он особо не думал. Впрочем, разве было как то иначе?
матрица какая то