«Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация»

Материал написан при поддержке Сколтех

Интервью с руководителем направления по привлечению и отбору студентов «Сколтеха» Денисом Столяровым.

Денис Столяров руководит программами «Сколтеха» по привлечению талантливых абитуриентов и набором студентов.

Денис — эксперт по развитию образовательных, научных и кадровых проектов, до «Сколтеха» работал в университете «Иннополис», Воронежском государственном университете, Министерстве образования и науки России, проходил военную службу в научной роте ВВС ВС РФ.

Денис Столяров
Денис Столяров

О процессе обучения

Давайте представим, что я студент, который хочет поступить в университет на техническое или инженерное направление. Почему бы я выбрал «Сколтех»?

Ответ прост. Первое — это качество образования. Нам важно, чтобы студент, который приходит учиться в магистратуру, провел эти два года не просто «за партой», а сформировал фундамент для построения будущей карьеры в науке, высокотехнологичной индустрии или запустил собственный стартап. Обеспечить успешный старт по этим трекам может только качественное образование мирового уровня.

«Сколтех» можно отнести к группе институтов, занимающихся cutting-egde research — передовыми научными исследованиями. Наши студенты работают с профессорами, которые публикуются в ведущих мировых научных журналах, все наши преподаватели имеют опыт работы в лучших университетах мира.

Второе — лаборатории с уникальным оборудованием, которое есть в «Сколтехе». Они доступны для проведения исследований всем нашим студентам. В других университетах, зачастую, студентов вообще не допускают к серьезному лабораторному оборудованию.

Третье — это R&D стажировки. В рамках освоения образовательной программы студенты в течение двух месяцев стажируются в профильных подразделениях компаний, где полностью погружаются в процесс проведения технологических исследований и разработки.

Среди наших партнеров такие представители high-tech индустрии, как «Яндекс», «Сбербанк», Boeing, «Ростех», «Лукойл» и другие российские и международные компании.

По этим причинам и нужно выбирать «Сколтех».

Другой вопрос — почему «Сколтех» должен выбрать вас.

Как работают профессора со студентами? Есть строгая субординация?

«Ты слушаешь, а я рассказываю» — это не про «Сколтех». Помимо лекций и семинаров, профессора вместе со студентами работают над исследовательскими и предпринимательскими проектами, в этом плане они скорее выступают в роли менторов или наставников.

Аспиранты «Сколтеха» уже рассказывали нам о личных проектах. Как вы развиваете предпринимательские навыки и мотивируете студентов на создание собственных проектов? Или вы изначально набираете мотивированных студентов?

Вы сами не решили попробовать к нам поступить? Не появилось желание после нашего проекта?

Желание есть, а подходящего образования нет.

(смеется) Что касается предпринимательских навыков — мы делаем на этом существенный акцент. В образовательном процессе «Сколтеха» присутствует модуль Entrepreneurship and Innovation, дисциплины которого изучают все студенты вне зависимости от программы. Один из самых интересных курсов этого модуля — Innovation Workshop, он построен по модели акселератора.

В рамках данного курса студенты должны собрать команду, придумать идею и за учебную четверть пройти путь от идеи к MVP, который они потом презентуют как нашим профессорам, так и приглашенным экспертам, например, из венчурных фондов. Мы также оказываем студентам поддержку по организации функционирования стартапов, например, учим патентному праву и прочим вопросам юридического сопровождения деятельности бизнеса.

Из таких учебных проектов часто вырастают реальные компании, которые ребята продолжают развивать. В случае, если у студента это получается, ему доступны все возможности фонда «Сколково». Когда такая компания становится резидентом, и подобные прецеденты у нас уже есть, то она получает доступ ко всей соответствующей инфраструктуре.

«Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация»

Одна из наших задач заключается в том, чтобы студенты развивали свои идеи и проекты, уже сами становились работодателями и создавали рабочие места в высокотехнологичных секторах экономики.

В Сколтехе есть программы академической мобильности. Как они работают?

У нас есть несколько ключевых международных академических партнеров. Первый в этом списке, конечно — MIT, который можно назвать нашим «старшим братом», поскольку именно в тесном сотрудничестве с ним создавался «Сколтех». Сейчас многие наши студенты и аспиранты работают над совместными программами и проектами со своими коллегами из Бостона.

Но если смотреть шире, то у наших студентов есть возможность поехать практически в любой университет мира в рамках программы академической мобильности.

Например, вы обучаетесь на программе «Фотоника и квантовые материалы» и для магистерской диссертации нужно провести определённые исследования в знаменитой Лос-Аламосской национальной лаборатории. Если научный руководитель это одобряет, то «Сколтех» отправит вас туда и оплатит все расходы: билеты, проживание, страховку и так далее.

Принимающая сторона, как правило, только за. Никаких расходов им не прибавляется, но зато появляются интересные студенты, с которыми можно провести совместные исследования.

«Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация»

«Сколтех» также реализует ряд образовательных программ в сетевой форме, позволяющих совмещать обучение в нескольких университетах. Как это работает?

В «Сколтехе» действительно есть ряд программ, которые реализуются в сетевой форме с университетами-партнерами. Среди них МФТИ, ВШЭ и федеральные вузы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Дальневосточный федеральный университет и Казанский федеральный университет.

Реализация образовательной программы в сетевой форме предполагает, что если студент поступил в «Сколтех» и, например, в МФТИ на соответствующие направления, то он обучается в двух местах, но на одной программе, просто разные модули изучаются в разных организациях. Часть курсов — в «Сколтехе», часть — в университете-партнере. По итогам студент пишет одну дипломную работу и, в случае успешной защиты, получает дипломы двух организаций.

Сейчас в сетевой форме у нас реализуются магистерские программы «Фотоника и квантовые материалы», «Наука о данных», «Вычислительные системы в науке и технике», «Биотехнология», «Теоретическая физика», «Математическая физика» и «Нефтегазовое дело».

К слову, в прошлом году мы подписали соглашение с Российской экономической школой и Московской школой управления «Сколково» о создании Skolkovo Education Hub. В перспективе наши студенты смогут ходить в РЭШ и МШУ, чтобы слушать определенные лекции, а их студенты смогут приходить к нам.

А сколько всего студентов в «Сколтехе»?

Мы небольшой университет, на текущий момент у нас обучается около 500 магистров и аспирантов.

На сайте есть отзыв студента Кирилла Калинина, который говорит о том, что изучаемые курсы студенты выбирают самостоятельно. Такая же практика распространена в западных университетах. Как это работает?

Да, структура образовательной программы у нас строится по западной модели. Студенту нужно набрать 120 зачетных единиц («кредитов» ECTS — European Credit Transfer System) за два года очной магистратуры. Образовательная программа состоит из нескольких модулей. Первый — Compulsory Courses. Это те курсы, которые составляют ядро той или иной программы.

Есть модуль Entrepneurship and Innovation, о котором я рассказывал. А всё остальное формируется исходя из той профессиональной траектории, что выберет для себя студент.

В рамках модуля Elective Courses and Projects студент может взять курсы из всего курс-каталога «Сколтеха». Например, студент программы «Биотехнология» может взять курс из программы «Наука о данных». И наоборот. Вся логика и структура образования в «Сколтехе» строится на основе мультидисциплинарного подхода.

Сегодня все самые инновационные идеи рождаются на стыке нескольких различных сфер, и возможность получить знания из разных областей науки позволяет студентам делать удивительные вещи.

Как пример — наш аспирант Сергей Шмаков. Он ИТ-специалист, но в свое время поступил на магистерскую программу «Биотехнологии» и написал «поисковик» по CRISPR/Cas-системам, который оказался очень успешен в научном плане. Если говорить о наших профессорах, то математик Иван Оселедец применяет свои знания в сельском хозяйстве.

«Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация»

Это не приводит к тому, что студент получает много поверхностных знаний и не углубляется во что-то одно?

Нет. Если студент берёт курс, то этот курс он должен изучить и успешно сдать. И, конечно, мы рекомендуем нашим студентам всегда обращаться за помощью и советом к своим научным руководителям. Как я уже говорил, они являются менторами для наших студентов и помогают им делать осознанный выбор.

Научные руководители не мешают студентам быть самостоятельными?

Конечно нет. В начале учебного года, в самый первый день, в «Сколтехе» проходит Orientation Day, в рамках которого мы рассказываем об особенностях нашего образовательного процесса. Первое, что говорят коллеги новым студентам: «В “Сколтехе” вы должны, во-первых, проявлять инициативность, во-вторых, быть самостоятельными». Никто не будет ни за кем бегать, умолять или вызывать родителей.

Студенты — взрослые люди и мы стараемся набирать только мотивированных людей, которые готовы нести ответственность за решения, которые они принимают. В этом плане у нас профессора скорее не контролируют, а советуют.

О процессе поступления

У студентов «Сколтеха» много личных проектов. Это заслуга «Сколтеха» или университет изначально набирает только тех студентов, которые мотивированы и готовы делать всё сами?

Я думаю, это совокупность факторов. С одной стороны, повторюсь, мы набираем мотивированных ребят. С другой стороны, те возможности, что даёт «Сколтех», значительно способствуют развитию их собственных проектов, идей и инициатив.

Официальная позиция «Сколтеха» — максимально способствовать развитию дополнительных активностей, которые не относятся напрямую к образовательной программе, но при этом затрагивают сферу профессиональных интересов студентов. Например, участие нашей команды в соревнованиях Eurobot «Сколтех» поддерживает не только организационно, но и финансово.

В «Сколтехе» немало иностранных студентов. Как они узнают об университете? И как вы набираете таких студентов?

В «Сколтехе» сейчас обучается около 20% иностранных студентов. У нас много профессоров, которые не говорят по-русски, не меньше и студентов. Это никого не смущает, так как официальный язык коммуникации у нас — английский. Как только студент пересекает порог «Сколтеха», мы ожидаем, что он будет общаться на английском языке. Поэтому язык — один из важных критериев при отборе.

Что касается набора иностранных студентов — мы активно развиваем зарубежный нетворкинг в академической среде, наши студенты-иностранцы рекомендуют «Сколтех» своим друзьям.

У нас есть студент — американец. Отец недавно приезжал к нему в гости и остался в полном восторге от того, что он увидел в «Сколтехе». Сказал, что поделится впечатлениями со всеми своими друзьями.

Для иностранных студентов процесс поступлений такой же, как для российских?

Да. Мы никак не разделяем иностранных и российских кандидатов.

Тогда расскажите в целом о процессе поступления. На сайте сказано, что до 16 июля нужно подать заявку. На что в этой заявке смотрят в первую очередь?

Процедура подачи заявки выглядит следующим образом. Нужно заполнить анкету: в ней есть несколько важных моментов. Первый — это рекомендации. Нужно приложить два рекомендательных письма, и мы советуем, чтобы одно из них было от текущего научного руководителя в бакалавриате. Странно, когда текущий научный руководитель не готов тебя рекомендовать.

Второе — мотивационное письмо. Здесь есть небольшой лайфхак: не стоит использовать стандартные шаблоны, которые предлагает Google по запросу «мотивационное письмо». Первую двадцатку выдачи мы уже, наверное, знаем наизусть. Лучше писать от себя — возможно, будет не так красиво, но более естественно.

В заявке стоит отразить все свои достижения: участия в олимпиадах, конкурсах, публикации. По итогам мы предлагаем всем абитуриентам, чьи анкеты нам понравились, очный отбор.

«Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация»

Очный отбор проходит в «Сколтехе» и длится два дня. Все испытания проходят на английском языке.

Первый день — письменный экзамен по профилю программы. Есть общий блок, связанный с математикой, а всё остальное — зависит от профиля. Затем проходит собеседование с профессорами. Оно длится 20-30 минут. Кандидаты должны презентовать себя, рассказать о направлениях исследований, которыми они занимались, своих академических и профессиональных достижениях. Во второй день мы проводим экзамен по английскому языку.

Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация. Мы узнаём у студентов, зачем они идут в магистратуру. Мы хотим видеть среди своих студентов тех ребят, которые совершенно ясно представляют свой будущий профессиональный или академический путь, могут рассказать про свой интерес к тому или иному научному направлению и объяснить, почему именно «Сколтех» может помочь им осуществить свою мечту.

Выходит, что если я не знаю английского, поступить в «Сколтех» не получится?

Обучение в «Сколтехе» ведется на английском языке. Поэтому студенты, которые к нам поступают, должны обладать необходимым уровнем владения английского языка, чтобы понимать лекции, читать профильную литературу и быть способными работать на семинарах.

Мы делаем отбор по TOEFL. Нижний порог — это 450 ITP. Это не много: такого уровня реально достичь за год усиленной подготовки перед поступлением. Но ребята, которые приходят с минимальным уровнем английского, должны понимать, что им придется много работать над освоением языка. Хорошая новость в том, что в англоговорящей среде «Сколтеха» это дается гораздо легче, к тому же мы устраиваем специальные курсы по английскому языку для студентов, которым его нужно подтягивать.

Я бы всем рекомендовал учить английский язык, вне зависимости от того, собираетесь вы поступать в «Сколтех» или нет. Английский сегодня — это язык науки и технологий. В ИТ-индустрии, например, сложно найти успешного специалиста международного уровня, который бы не знал английский язык. Во всех технических и инженерных сферах — схожая картина.

О повседневной жизни

Допустим, я уже поступил в «Сколтех». Как мне решить вопрос с жильем? В «Сколтехе» нет общежитий.

Да, общежитий действительно нет, но, если не ошибаюсь, за пять лет никто из студентов не испытывал с этим проблем. Стандартная стипендия в «Сколтехе» — 40 тысяч рублей. Это позволяет решить эту проблему — легко найти квартиру или комнату недалеко от «Сколтеха», например, на Трёхгорке. Это будет стоить 15-20 тысяч рублей.

Стандартная стипендия — 40 тысяч рублей, а повышенная?

В первый год обучения, как правило, — 50 тысяч рублей, во второй — 55 тысяч рублей. Уровень стипендии зависит от академической успеваемости: насколько хорошо студент учится, сдаёт экзамены и так далее. Всё вполне стандартно.

Как обстоят дела с дорогой? «Сколтех» находится в Подмосковье.

Проблем нет. Если есть автомобиль, то от Славянского бульвара можно доехать за 10-15 минут — в утреннее время в нашу сторону пробок нет. От метро Славянский бульвар и Тропарево также ходит автобус до корпуса «Сколтеха». По территории инновационного центра «Сколково» курсируют шаттлы.

Если абстрагироваться от учебы, чем еще может заниматься студент в свободное время?

В этом плане у нас тоже скорее западный формат. Есть клубы по интересам: спортивные, танцевальные, дискуссионные, музыкальные, языковые и, разумеется, технические.

Мы поддерживаем любое продуктивное начинание студентов, в том числе, ресурсами. Мы считаем, что для эффективной учебы нужно пребывать в комфортных условиях, а внеучебная активность — очень важная составляющая такого комфорта.

Вся внеучебная деятельность бесплатна?

Да, как и обучение. «Сколтех» — негосударственный вуз, у нас нет бюджетных мест, но все, кто проходит вступительные экзамены, учатся за счет «Сколтеха» и получают стипендию.

Несмотря на то, что мы — негосударственный вуз, «Сколтех» имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство государственной аккредитации образовательных программ. Наши выпускники получают два диплома: государственного образца (диплом об образовании и о квалификации магистра) и диплом Сколтеха (master of science degree) с приложением европейского образца (diploma suplemment).

И еще один важный момент: поскольку у «Сколтеха» есть и аккредитация, и лицензия, всем студентам призывного возраста предоставляется официальная отсрочка от армии.

О будущем

Какие у «Сколтеха» планы на этот год? На следующие пять-десять лет?

В 2018 году мы переедем в новый кампус, который строится на территории инновационного центра «Сколково». Уверен, что это будет лучший студенческий кампус в России, а, возможно, и в мире. Это большая территория с множеством лабораторий, лекториями, зоной для активностей и спорта.

К 2020 году ожидаем, что у нас будет обучаться 1 200 магистров и аспирантов. Это не много, поскольку в среднем региональном университете обучается 12-15 тысяч студентов. Но мы не планируем становиться большим университетом, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Хочется сохранить камерность нашего образования и такая атмосфера, когда мы знаем всех студентов в лицо и по именам, она позволяет сформировать индивидуальный подход к каждому. Как со стороны профессоров, так и со стороны администрации «Сколтеха».

Опишите «Сколтех» тремя словами.

Наука, технологии, будущее.

44
4 комментария

много пафоса.

не возьмете 250 "отличных" кандидатов.

Как только образуется 250 отличных то найдутся те кто ровнее и закроются вакансии примерно столько сколько и искали.

3

Согласен, статья в стиле очередных курсов для вайтишников.

Мотивация это такая штука, которая может быстро появиться, так же и быстро исчезнуть. ориентироваться на неё нужно очень осторожно.

3

Судя по обилию красивых слов в описании учебного заведения, стандартам мин.образования оно не подчиняется. Сдается, что "менторы" не делают умк и прочую бюрократическую лабуду, которая сейчас отнимает больше половины времени преподавателей обычных вузов.

3