{"id":13836,"url":"\/distributions\/13836\/click?bit=1&hash=b61ea41d40ef5596d91409ad89303e69391b638d48696dedc08253272b41c2c3","title":"\u041a\u0430\u043a \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u0435\u0441\u0442\u0438 \u043d\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0435\u0440\u044b \u0430\u043d\u0430\u043b\u043e\u0433\u0438 Google Workspace \u0438 Slack","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"728ad728-b270-5f6e-aa5a-d8a9339fb1b2","isPaidAndBannersEnabled":false}

«Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация» Статьи редакции

Материал написан при поддержке Сколтех

Интервью с руководителем направления по привлечению и отбору студентов «Сколтеха» Денисом Столяровым.

Денис Столяров руководит программами «Сколтеха» по привлечению талантливых абитуриентов и набором студентов.

Денис — эксперт по развитию образовательных, научных и кадровых проектов, до «Сколтеха» работал в университете «Иннополис», Воронежском государственном университете, Министерстве образования и науки России, проходил военную службу в научной роте ВВС ВС РФ.

Денис Столяров

О процессе обучения

Давайте представим, что я студент, который хочет поступить в университет на техническое или инженерное направление. Почему бы я выбрал «Сколтех»?

Ответ прост. Первое — это качество образования. Нам важно, чтобы студент, который приходит учиться в магистратуру, провел эти два года не просто «за партой», а сформировал фундамент для построения будущей карьеры в науке, высокотехнологичной индустрии или запустил собственный стартап. Обеспечить успешный старт по этим трекам может только качественное образование мирового уровня.

«Сколтех» можно отнести к группе институтов, занимающихся cutting-egde research — передовыми научными исследованиями. Наши студенты работают с профессорами, которые публикуются в ведущих мировых научных журналах, все наши преподаватели имеют опыт работы в лучших университетах мира.

Второе — лаборатории с уникальным оборудованием, которое есть в «Сколтехе». Они доступны для проведения исследований всем нашим студентам. В других университетах, зачастую, студентов вообще не допускают к серьезному лабораторному оборудованию.

Третье — это R&D стажировки. В рамках освоения образовательной программы студенты в течение двух месяцев стажируются в профильных подразделениях компаний, где полностью погружаются в процесс проведения технологических исследований и разработки.

Среди наших партнеров такие представители high-tech индустрии, как «Яндекс», «Сбербанк», Boeing, «Ростех», «Лукойл» и другие российские и международные компании.

По этим причинам и нужно выбирать «Сколтех».

Другой вопрос — почему «Сколтех» должен выбрать вас.

Как работают профессора со студентами? Есть строгая субординация?

«Ты слушаешь, а я рассказываю» — это не про «Сколтех». Помимо лекций и семинаров, профессора вместе со студентами работают над исследовательскими и предпринимательскими проектами, в этом плане они скорее выступают в роли менторов или наставников.

Аспиранты «Сколтеха» уже рассказывали нам о личных проектах. Как вы развиваете предпринимательские навыки и мотивируете студентов на создание собственных проектов? Или вы изначально набираете мотивированных студентов?

Вы сами не решили попробовать к нам поступить? Не появилось желание после нашего проекта?

Желание есть, а подходящего образования нет.

(смеется) Что касается предпринимательских навыков — мы делаем на этом существенный акцент. В образовательном процессе «Сколтеха» присутствует модуль Entrepreneurship and Innovation, дисциплины которого изучают все студенты вне зависимости от программы. Один из самых интересных курсов этого модуля — Innovation Workshop, он построен по модели акселератора.

В рамках данного курса студенты должны собрать команду, придумать идею и за учебную четверть пройти путь от идеи к MVP, который они потом презентуют как нашим профессорам, так и приглашенным экспертам, например, из венчурных фондов. Мы также оказываем студентам поддержку по организации функционирования стартапов, например, учим патентному праву и прочим вопросам юридического сопровождения деятельности бизнеса.

Из таких учебных проектов часто вырастают реальные компании, которые ребята продолжают развивать. В случае, если у студента это получается, ему доступны все возможности фонда «Сколково». Когда такая компания становится резидентом, и подобные прецеденты у нас уже есть, то она получает доступ ко всей соответствующей инфраструктуре.

Одна из наших задач заключается в том, чтобы студенты развивали свои идеи и проекты, уже сами становились работодателями и создавали рабочие места в высокотехнологичных секторах экономики.

В Сколтехе есть программы академической мобильности. Как они работают?

У нас есть несколько ключевых международных академических партнеров. Первый в этом списке, конечно — MIT, который можно назвать нашим «старшим братом», поскольку именно в тесном сотрудничестве с ним создавался «Сколтех». Сейчас многие наши студенты и аспиранты работают над совместными программами и проектами со своими коллегами из Бостона.

Но если смотреть шире, то у наших студентов есть возможность поехать практически в любой университет мира в рамках программы академической мобильности.

Например, вы обучаетесь на программе «Фотоника и квантовые материалы» и для магистерской диссертации нужно провести определённые исследования в знаменитой Лос-Аламосской национальной лаборатории. Если научный руководитель это одобряет, то «Сколтех» отправит вас туда и оплатит все расходы: билеты, проживание, страховку и так далее.

Принимающая сторона, как правило, только за. Никаких расходов им не прибавляется, но зато появляются интересные студенты, с которыми можно провести совместные исследования.

«Сколтех» также реализует ряд образовательных программ в сетевой форме, позволяющих совмещать обучение в нескольких университетах. Как это работает?

В «Сколтехе» действительно есть ряд программ, которые реализуются в сетевой форме с университетами-партнерами. Среди них МФТИ, ВШЭ и федеральные вузы: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Дальневосточный федеральный университет и Казанский федеральный университет.

Реализация образовательной программы в сетевой форме предполагает, что если студент поступил в «Сколтех» и, например, в МФТИ на соответствующие направления, то он обучается в двух местах, но на одной программе, просто разные модули изучаются в разных организациях. Часть курсов — в «Сколтехе», часть — в университете-партнере. По итогам студент пишет одну дипломную работу и, в случае успешной защиты, получает дипломы двух организаций.

Сейчас в сетевой форме у нас реализуются магистерские программы «Фотоника и квантовые материалы», «Наука о данных», «Вычислительные системы в науке и технике», «Биотехнология», «Теоретическая физика», «Математическая физика» и «Нефтегазовое дело».

К слову, в прошлом году мы подписали соглашение с Российской экономической школой и Московской школой управления «Сколково» о создании Skolkovo Education Hub. В перспективе наши студенты смогут ходить в РЭШ и МШУ, чтобы слушать определенные лекции, а их студенты смогут приходить к нам.

А сколько всего студентов в «Сколтехе»?

Мы небольшой университет, на текущий момент у нас обучается около 500 магистров и аспирантов.

На сайте есть отзыв студента Кирилла Калинина, который говорит о том, что изучаемые курсы студенты выбирают самостоятельно. Такая же практика распространена в западных университетах. Как это работает?

Да, структура образовательной программы у нас строится по западной модели. Студенту нужно набрать 120 зачетных единиц («кредитов» ECTS — European Credit Transfer System) за два года очной магистратуры. Образовательная программа состоит из нескольких модулей. Первый — Compulsory Courses. Это те курсы, которые составляют ядро той или иной программы.

Есть модуль Entrepneurship and Innovation, о котором я рассказывал. А всё остальное формируется исходя из той профессиональной траектории, что выберет для себя студент.

В рамках модуля Elective Courses and Projects студент может взять курсы из всего курс-каталога «Сколтеха». Например, студент программы «Биотехнология» может взять курс из программы «Наука о данных». И наоборот. Вся логика и структура образования в «Сколтехе» строится на основе мультидисциплинарного подхода.

Сегодня все самые инновационные идеи рождаются на стыке нескольких различных сфер, и возможность получить знания из разных областей науки позволяет студентам делать удивительные вещи.

Как пример — наш аспирант Сергей Шмаков. Он ИТ-специалист, но в свое время поступил на магистерскую программу «Биотехнологии» и написал «поисковик» по CRISPR/Cas-системам, который оказался очень успешен в научном плане. Если говорить о наших профессорах, то математик Иван Оселедец применяет свои знания в сельском хозяйстве.

Это не приводит к тому, что студент получает много поверхностных знаний и не углубляется во что-то одно?

Нет. Если студент берёт курс, то этот курс он должен изучить и успешно сдать. И, конечно, мы рекомендуем нашим студентам всегда обращаться за помощью и советом к своим научным руководителям. Как я уже говорил, они являются менторами для наших студентов и помогают им делать осознанный выбор.

Научные руководители не мешают студентам быть самостоятельными?

Конечно нет. В начале учебного года, в самый первый день, в «Сколтехе» проходит Orientation Day, в рамках которого мы рассказываем об особенностях нашего образовательного процесса. Первое, что говорят коллеги новым студентам: «В “Сколтехе” вы должны, во-первых, проявлять инициативность, во-вторых, быть самостоятельными». Никто не будет ни за кем бегать, умолять или вызывать родителей.

Студенты — взрослые люди и мы стараемся набирать только мотивированных людей, которые готовы нести ответственность за решения, которые они принимают. В этом плане у нас профессора скорее не контролируют, а советуют.

О процессе поступления

У студентов «Сколтеха» много личных проектов. Это заслуга «Сколтеха» или университет изначально набирает только тех студентов, которые мотивированы и готовы делать всё сами?

Я думаю, это совокупность факторов. С одной стороны, повторюсь, мы набираем мотивированных ребят. С другой стороны, те возможности, что даёт «Сколтех», значительно способствуют развитию их собственных проектов, идей и инициатив.

Официальная позиция «Сколтеха» — максимально способствовать развитию дополнительных активностей, которые не относятся напрямую к образовательной программе, но при этом затрагивают сферу профессиональных интересов студентов. Например, участие нашей команды в соревнованиях Eurobot «Сколтех» поддерживает не только организационно, но и финансово.

В «Сколтехе» немало иностранных студентов. Как они узнают об университете? И как вы набираете таких студентов?

В «Сколтехе» сейчас обучается около 20% иностранных студентов. У нас много профессоров, которые не говорят по-русски, не меньше и студентов. Это никого не смущает, так как официальный язык коммуникации у нас — английский. Как только студент пересекает порог «Сколтеха», мы ожидаем, что он будет общаться на английском языке. Поэтому язык — один из важных критериев при отборе.

Что касается набора иностранных студентов — мы активно развиваем зарубежный нетворкинг в академической среде, наши студенты-иностранцы рекомендуют «Сколтех» своим друзьям.

У нас есть студент — американец. Отец недавно приезжал к нему в гости и остался в полном восторге от того, что он увидел в «Сколтехе». Сказал, что поделится впечатлениями со всеми своими друзьями.

Для иностранных студентов процесс поступлений такой же, как для российских?

Да. Мы никак не разделяем иностранных и российских кандидатов.

Тогда расскажите в целом о процессе поступления. На сайте сказано, что до 16 июля нужно подать заявку. На что в этой заявке смотрят в первую очередь?

Процедура подачи заявки выглядит следующим образом. Нужно заполнить анкету: в ней есть несколько важных моментов. Первый — это рекомендации. Нужно приложить два рекомендательных письма, и мы советуем, чтобы одно из них было от текущего научного руководителя в бакалавриате. Странно, когда текущий научный руководитель не готов тебя рекомендовать.

Второе — мотивационное письмо. Здесь есть небольшой лайфхак: не стоит использовать стандартные шаблоны, которые предлагает Google по запросу «мотивационное письмо». Первую двадцатку выдачи мы уже, наверное, знаем наизусть. Лучше писать от себя — возможно, будет не так красиво, но более естественно.

В заявке стоит отразить все свои достижения: участия в олимпиадах, конкурсах, публикации. По итогам мы предлагаем всем абитуриентам, чьи анкеты нам понравились, очный отбор.

Очный отбор проходит в «Сколтехе» и длится два дня. Все испытания проходят на английском языке.

Первый день — письменный экзамен по профилю программы. Есть общий блок, связанный с математикой, а всё остальное — зависит от профиля. Затем проходит собеседование с профессорами. Оно длится 20-30 минут. Кандидаты должны презентовать себя, рассказать о направлениях исследований, которыми они занимались, своих академических и профессиональных достижениях. Во второй день мы проводим экзамен по английскому языку.

Важный момент, который мы выясняем во время собеседования — это мотивация. Мы узнаём у студентов, зачем они идут в магистратуру. Мы хотим видеть среди своих студентов тех ребят, которые совершенно ясно представляют свой будущий профессиональный или академический путь, могут рассказать про свой интерес к тому или иному научному направлению и объяснить, почему именно «Сколтех» может помочь им осуществить свою мечту.

Выходит, что если я не знаю английского, поступить в «Сколтех» не получится?

Обучение в «Сколтехе» ведется на английском языке. Поэтому студенты, которые к нам поступают, должны обладать необходимым уровнем владения английского языка, чтобы понимать лекции, читать профильную литературу и быть способными работать на семинарах.

Мы делаем отбор по TOEFL. Нижний порог — это 450 ITP. Это не много: такого уровня реально достичь за год усиленной подготовки перед поступлением. Но ребята, которые приходят с минимальным уровнем английского, должны понимать, что им придется много работать над освоением языка. Хорошая новость в том, что в англоговорящей среде «Сколтеха» это дается гораздо легче, к тому же мы устраиваем специальные курсы по английскому языку для студентов, которым его нужно подтягивать.

Я бы всем рекомендовал учить английский язык, вне зависимости от того, собираетесь вы поступать в «Сколтех» или нет. Английский сегодня — это язык науки и технологий. В ИТ-индустрии, например, сложно найти успешного специалиста международного уровня, который бы не знал английский язык. Во всех технических и инженерных сферах — схожая картина.

О повседневной жизни

Допустим, я уже поступил в «Сколтех». Как мне решить вопрос с жильем? В «Сколтехе» нет общежитий.

Да, общежитий действительно нет, но, если не ошибаюсь, за пять лет никто из студентов не испытывал с этим проблем. Стандартная стипендия в «Сколтехе» — 40 тысяч рублей. Это позволяет решить эту проблему — легко найти квартиру или комнату недалеко от «Сколтеха», например, на Трёхгорке. Это будет стоить 15-20 тысяч рублей.

Стандартная стипендия — 40 тысяч рублей, а повышенная?

В первый год обучения, как правило, — 50 тысяч рублей, во второй — 55 тысяч рублей. Уровень стипендии зависит от академической успеваемости: насколько хорошо студент учится, сдаёт экзамены и так далее. Всё вполне стандартно.

Как обстоят дела с дорогой? «Сколтех» находится в Подмосковье.

Проблем нет. Если есть автомобиль, то от Славянского бульвара можно доехать за 10-15 минут — в утреннее время в нашу сторону пробок нет. От метро Славянский бульвар и Тропарево также ходит автобус до корпуса «Сколтеха». По территории инновационного центра «Сколково» курсируют шаттлы.

Если абстрагироваться от учебы, чем еще может заниматься студент в свободное время?

В этом плане у нас тоже скорее западный формат. Есть клубы по интересам: спортивные, танцевальные, дискуссионные, музыкальные, языковые и, разумеется, технические.

Мы поддерживаем любое продуктивное начинание студентов, в том числе, ресурсами. Мы считаем, что для эффективной учебы нужно пребывать в комфортных условиях, а внеучебная активность — очень важная составляющая такого комфорта.

Вся внеучебная деятельность бесплатна?

Да, как и обучение. «Сколтех» — негосударственный вуз, у нас нет бюджетных мест, но все, кто проходит вступительные экзамены, учатся за счет «Сколтеха» и получают стипендию.

Несмотря на то, что мы — негосударственный вуз, «Сколтех» имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство государственной аккредитации образовательных программ. Наши выпускники получают два диплома: государственного образца (диплом об образовании и о квалификации магистра) и диплом Сколтеха (master of science degree) с приложением европейского образца (diploma suplemment).

И еще один важный момент: поскольку у «Сколтеха» есть и аккредитация, и лицензия, всем студентам призывного возраста предоставляется официальная отсрочка от армии.

О будущем

Какие у «Сколтеха» планы на этот год? На следующие пять-десять лет?

В 2018 году мы переедем в новый кампус, который строится на территории инновационного центра «Сколково». Уверен, что это будет лучший студенческий кампус в России, а, возможно, и в мире. Это большая территория с множеством лабораторий, лекториями, зоной для активностей и спорта.

К 2020 году ожидаем, что у нас будет обучаться 1 200 магистров и аспирантов. Это не много, поскольку в среднем региональном университете обучается 12-15 тысяч студентов. Но мы не планируем становиться большим университетом, по крайней мере в ближайшей перспективе.

Хочется сохранить камерность нашего образования и такая атмосфера, когда мы знаем всех студентов в лицо и по именам, она позволяет сформировать индивидуальный подход к каждому. Как со стороны профессоров, так и со стороны администрации «Сколтеха».

Опишите «Сколтех» тремя словами.

Наука, технологии, будущее.

0
4 комментария
Александр Калин

много пафоса.

не возьмете 250 "отличных" кандидатов.

Как только образуется 250 отличных то найдутся те кто ровнее и закроются вакансии примерно столько сколько и искали.

Ответить
Развернуть ветку
Влад Глушков

Согласен, статья в стиле очередных курсов для вайтишников.

Ответить
Развернуть ветку
робот Вертер

Мотивация это такая штука, которая может быстро появиться, так же и быстро исчезнуть. ориентироваться на неё нужно очень осторожно.

Ответить
Развернуть ветку
Vera Susol

Судя по обилию красивых слов в описании учебного заведения, стандартам мин.образования оно не подчиняется. Сдается, что "менторы" не делают умк и прочую бюрократическую лабуду, которая сейчас отнимает больше половины времени преподавателей обычных вузов.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null