Почему ваша компания деградирует и как скоро она развалится: катастрофа в бизнес-процессах, часть вторая

Почему ваша компания деградирует и как скоро она развалится: катастрофа в бизнес-процессах, часть вторая

Иногда всякая «скучная фигня» про менеджмент оказывается вообще самым важным инсайдом, потому что успех скрывается за методичной невидимой ежедневной работой.

В первой части этого материала я предложил вариант начальных действий для построения среднестатистической компании, а также подробно расписал проблемы в организации бизнес-процессов. Теперь давайте посмотрим, насколько сильно отсутствие системности отражается на состоянии дел.

Не претендую на экспертность, но кое-что могу сказать за это ваше предпринимательство.

Содержание:

Для большего погружения в глубину проблемы, наверное, стоит прочесть предыдущую часть, иначе контекст будет ясен не до конца. Можно и сразу перейти к замечательным историям, но ощутимая польза появится только при целостности понимания происходящего. Для удобства там есть ссылки на краткое содержание, чтобы вы не тратили своё время и сразу уловили, о чём пойдёт речь.

<p>Наша жизнь постоянно усложняется – кризис следует за кризисом.</p>

Наша жизнь постоянно усложняется – кризис следует за кризисом.

Сегодня с учётом международной обстановки вокруг недоэпидемии вопросы управления бизнес-процессами стали ещё острее чем раньше. Ситуация осложнилась тем, что всем нужно руководить удалённо. А дистанционная коммуникация возможна только тогда, когда всё детально описано и сформулировано вплоть до мельчайших элементов, разложено по полочкам до полной безупречности, оцифровано и доведено до того предела, когда вы в режиме реального времени видите на дашборде на смартфоне полностью всё, что происходит. Ну, или в виртуальной проекции из глаза через чип в мозге (не забывайте только синхронизироваться на контрольных точках и вовремя проходить диагностику: масло там капать или новые прошивки из матрицы закачивать).

У вас транспортная компания?

Вот трекеры на машинах по всем маршрутам, расход бензина, расчётное время прибытия, зоны плохих участков дорог, объезды, посты гайцов, количество пустых фур, экран со степенью прохождения и согласования документов.

У вас бургерная?

Вот число транзакций, средний чек, время максимального потока посетителей, скорость приготовления и выдачи заказов, статистика по продуктам и использованию банковских карт. А также процент тех, кто попросил выкинуть из еды лук, порезать бекон или дополнительно посолить.

Большая часть данных фантазий уже почти общедоступна. Полная цифровизация – последний идеальный предел управления, к которому нужно стремиться. Сколько пройдёт времени до такого момента, ответить можете только вы сами.

Читал любопытный кейс двадцатилетней давности про какую-то скандинавскую страну. Там новый руководитель местной авиакомпании после того как пришёл на место работы, сделал всего одну вещь. Он решил улучшить на несколько процентов каждый элемент сервиса по сравнению с конкурентами. Подробностей уже не помню, но в результате директор добился просто феноменального успеха…

Я описываю те мысли, которые у меня постоянно возникают на практике при появлении различных трудностей – именно с этого я бы начал работу по созданию своей собственной компании, если бы решил уйти из найма. За свою карьеру я руководил только небольшими командами или выполнял такую роль, когда меня не назначали на подобную должность. Но довольно часто возникали кризисные ситуации, при которых приходилось что-то придумывать, потому что отсутствовали промежуточные звенья между собственником и сотрудниками, и надо было что-то как-то решать, чтобы работа не встала.

У меня были такие халтуры, не связанные напрямую с основной работой, которые по уровню приложения усилий вполне можно было бы посчитать бизнесом. Некоторые мои знакомые делали порой для своих компаний гораздо меньше, чем я для сторонних отвлечённых проектов.

<p>Фото-факт: яхта российского олигарха терпит крушение при его экстрадиции из Лондона после запроса налоговой инспекции.</p>

Фото-факт: яхта российского олигарха терпит крушение при его экстрадиции из Лондона после запроса налоговой инспекции.

Представьте себе здоровенный айсберг, погружённый в воду на 90%. Оставшиеся 10% наверху – это то, что компании обычно кое-как делают в своих бизнес-процессах. Остальное – то, что брошено загнивать на произвол судьбы и к чему почти никогда не подпускают маркетолога: там царство офисного планктона. Ладно бы если сами делали или это не влияло на этой ваш PR и SMM. Так ведь нет.

И что же происходит рано или поздно? Наш кусманище льда попадает под тёплое финансовое течение, а потом наступает момент, когда его выносит волной на дикий пляж в каком-то жарком краю. От громады остаётся только огрызок с маленькой группой топов, которых выбрасывает на безжизненный необитаемый остров. Или он натыкается на стаю китов, а то и на самого большого кракена. Последний даже до пляжа на льдине не даёт доплыть, чтобы позволить директору от безысходности склеить там ласты под безжалостным палящим солнцем.

- А1.

- Ранил. И убил(

- Однопалубник!!!

- $#&@...

Залётные коммерсанты

,

Плохие бизнесмены, всегда сидят на измене

С айсбергом маркетинга происходит ровно то же самое, правда по иным причинам.

Абсолютно неважно, что вы хотите сделать – статью или сайт, требуется получить от клиента или работодателя очень многое. И кстати для написания хорошего текста внутренних усилий нужно не сильно меньше, чем для среднего по размеру лендинга!

Мне бы хотелось, чтобы основная масса предпринимателей хотя бы немного задумалась о том, что вообще происходит. Мало того, что большинство никак не помогает своим маркетологам в работе, так некоторые ещё и мешают. Например, был у меня руководитель, который однажды ответил на моё предложение об изменении некоторых процессов в работе так: «Чё ты тут лезешь, а? Самый умный что ли? Вот откроешь своё рекламное агентство – там и будешь командовать!». К слову ситуация заключалась в том, что меня заставляли сначала выставить в презентации цену на стоимость сайта для клиента, а уже потом думать о том, что конкретно на нём будет. Также предполагалось работать просто по заполненному брифу (причём мною, практически без участия заказчика) без создания технического задания…

Проработка бизнес-процессов нужна уже тогда, когда вы ещё только фрилансер, самозанятый или открываете ИП. Что уж тут говорить о средних или даже крупных компаниях?

Особенно важно это для рекламных агентств, потому что их нанимают, чтобы исправить все недочёты клиентов и вывести бизнес на новый уровень качества и рентабельности.

Завод без регламентации бизнес-процессов обанкротится. Но ларёк с шавермой тоже! Причём быстрее, так как у него гораздо меньший запас прочности. В обоих случаях нужен серьёзный деловой подход: начинать тщательное планирование стоит с самого малого числа работников.

А то я читаю периодически откровения по типу «Ну, вот теперь у нас стало 50 сотрудников вместо 30, решили внедрить грейды скиллов!». Чё, правда?..

Напрасно тут уже говорить о том, что коммерсанты могут об этом не думать, даже если у них в штате хоть 300 человек, хоть 3 000. Но и думать – ещё не означает делать.

Я кстати не зря упомянул шаверму: мне нравится этот вид фастфуда, но ем я его крайне редко из-за того что очень высока вероятность получить что-то несоответствующее своему вкусу или просто травануться из-за миллиона причин. Смотрите, вопросы начинаются уже с места, в котором работает полтора землекопа…

<p>Закажите обед у нас!</p>

Закажите обед у нас!

Доставка еды

Самое забавное, что нормальной структуры и организациях нет как раз именно там, где это особенно критично: в сфере обслуживания, и в частности – в отрасли питания. Сейчас разгар эпопеи с доставкой еды и я просто ужасаюсь, когда смотрю на то, как люди управляют своими «тёмными кухнями». Ладно, что почти у всех некрасивые или неудобные сайты и плохо даже у тех, кто на рынке присутствует много лет.

Такое ощущение, будто у всех заведений еды вообще нет технологов пищевого производства и менеджеров по качеству. Некоторые ещё и своих сотрудников бьют! В итоге все действия маркетинга сливаются в минуса плохой кухней и отвратной доставкой. Годами наблюдаю, как владельцы и службы поддержки просто зашиваются, не успевая просить прощения в социальных сетях или удалять негативные, но правдивые отзывы людей с… их последующим баном в группах))

В результате я последние несколько лет почти перестал заказывать привозную пищу – всё стало дороже и тупо хуже. Если раньше хотя бы была уверенность в том, что за большие деньги качество будет выше, то сейчас такого параметра практически уже нет – абсолютно полный рандом. Получить в сушильне нормальную рыбу можно только на месте в ресторане с чеком от ~ 500-700 рублей за ролл. Но для стационарного заведения это ещё относительно немного за специфическую еду, а вот в доставке даже за такую стоимость нельзя быть уверенным в качестве.

С пиццами дело обстоит примерно так же.

И это – на сверхконкурентом рынке, где можно элементарно выделиться только тем, что кухня поддерживает постоянный уровень качества и свежести блюд. Сложно представить, сколько можно сэкономить на рекламе, если уйти от цели постоянного поиска новых клиентов и поставить задачу возврата покупателя во второй раз или вырастить лояльность на постоянной основе.

Нужен ли для осознания этого факта крутой маркетолог? Нет. Это всего лишь здравый смысл.

Давайте потратим на контекстную рекламу 100 000 рублей. Должно же это уже, наконец, сработать!

Офисный планктон,

Всех задолбал и пойдёт на корм киту он

Кафе

Ещё пример. Один популярный «повар-обзорщик» с Ютуба открыл своё заведение и даже после расширения и переезда в большее помещение спустя полгода, не может обеспечить собственный стандарт качества, который анонсировал как эталон. В комментах ему выдают ровно те же претензии, которые он сам предъявлял к разным доставкам раньше. Причём иногда доставки привозили лучше, чем можно получить на месте в его кафе.

Я не сомневаюсь, что он в итоге справится, но это просто очень характерный пример того, что:

  • Даже при очень концентрированной подготовленной целевой аудитории;
  • Предвкушении продукта без рекламы;
  • Наличии какой-никакой пусть и не очень гибкой бизнес-модели;
  • Достаточных финансах;
  • И длительной временной возможности работать в минус или ноль…

… отсутствие регламентов бизнес-процессов неизбежно создаёт проблемы.

Знаете, почему у некоторых сетевых брендов сотни и тысячи точек? Потому что у них всё настолько тщательно и хорошо продумано, что есть даже инструкции для сотрудников о том, как мыть руки. А видели ли вы когда-нибудь федеральную сеть шавермы?

Ритейл

Или вот ещё кейс. Возьмём продуктовый магазин. Что самое главное должно быть в нём, чтобы обеспечить продажи? Количество и качество товаров? Скидки? Рекламные акции?

Нет.

Проходы между полками, в которых могут без проблем разъехаться две тележки. Тележки, в которые влезает 2 пакета, заполненных продуктами. Большие, вместительные и прочные пакеты, способные удержать 7+ кг веса. Удобная движущаяся лента у кассы с широким лотком, а также стоящие отдельно рядом столики для перекладывания товаров из корзин. Ещё желательно, чтобы кассиры не отпугивали своей внешностью и выражением лиц…

Почему эти моменты важны? Потому что это один из ключевых параметров обеспечения потока покупателей, часть рабочего механизма структуры торговли. Если мне неудобно или неприятно находиться в одном магазине – я пойду в другой. Если чего-то не хватает – собираются очереди и товара в единицу времени покупают меньше. А это убыток.

По-моему – это довольно очевидные, совсем базовые вещи, которые важнее всего остального, ну кроме общего состава продуктов в торговой точке. Но почему-то об этом мало кто думает, кроме здоровенных гипермаркетов. Просто зайдите в любой магазин и проверьте как там дела по этому очень короткому списку. Я уверен, что в 70-90% случаев что-то будет отсутствовать. Но даже там, где есть свободные площади, пространство часто организовано настолько бестолково, что очереди образуются на ровном месте.

Нужен ли вам маркетолог, чтобы это исправить? Нет. Хотя тут может и да.

Много лет назад, когда я только начинал работать в сфере медиа, я достаточно снисходительно относился к разным провалам подобного рода. Думал, что, ну, это просто мелкие временные недочёты. Но шло время, менялись клиенты, условия в стране, рос масштаб проектов, а качество внутреннего менеджмента в организациях оставалось примерно таким же отвратительным вне зависимости от срока существования на рынке.

И постепенно недоумение сменилось злостью на всю эту никчёмность и тупость. А когда особенно пригорает, мне хочется, чтобы один айсберг столкнулся с другим, и ближайший пляж остался девственно чист и незапятнан мусором. Или чтобы кракен пустил в дело своих подручных-акул, и они сожрали весь бесполезный планктон.

«Вы ходите по 0#%@№№& тонкому льду, друзья мои. И когда лёд треснет – под ним вас будем ждать мы. А теперь плывите на своём грёбаном айсберге отсюда подальше».

Акулы,

Санитары моря, не знают горя

Маркеры неадекватности:

  • Если вы приходите к кому-то в офис и не видите там вешалки для одежды, стулья сломаны, а сотрудники мимо директора тихо и молча шмыгают как мышки – стоит насторожиться.
  • Если к этому у компании убогий сайт – пора задуматься.
  • Если вам больше суток не отвечают на сообщения, постоянно что-то обещают, но ничего не делают – это последний штрих: бегите от таких людей.

Эти вещи говорят о компаниях больше, чем трубный рёв африканского слона, который рыщет по саванне в поисках сочного пастбища.

<p>Налаживайте личные связи при каждой возможности.</p>

Налаживайте личные связи при каждой возможности.

Чем выше ваша активность – тем больше придётся делать. Ещё вчера вы искали денег в кредит, а сегодня не знаете, куда распихать прибыль, чтобы уберечься от инфляции.

Government Relations (GR)

Зачем вообще думать о GR? На кой сдались какие-то чиновники?

Всё очень просто: когда у компании оборот исчисляется миллионами – это бизнес, а когда миллиардами – это уже политика.

Призрак капитализма,

Эксперт по налогам – не знает жалости, любви и усталости

Вы будете просто вынуждены заниматься всем на более высоком уровне и использовать новые каналы связи.

Вообще это больше относится к разделу маркетинга, но вопросы в этой теме могут появиться гораздо раньше, чем вы займётесь созданием сайта или стимулированием продаж.

Секторы покрытия GR:

  • Отношения с чиновниками, представителями профильных ведомств, губернаторами;
  • Создание репутации во властных органах;
  • Пресечение с государством в секторах рынка – где можно сотрудничать;
  • Политическая система страны и мира – для общего развития и практической пользы;
  • Наднациональные структуры – финансовые, религиозные;
  • Соседство с международными монополиями – оружие, фарма, энергетика, драгоценные металлы. Всё, с чем вы в теории можете почему-то зацепиться бортами на рынке;
  • Пресс-портрет в поисковых системах – ORM, SERM.

Это основной важнейший минимум для старта. Через какое-то время у вас изменится структура мышления, и вы сами допишете ещё больше или полностью переделаете эту краткую схему. Пока это просто заготовка с пунктами и вопросами, которые нужно задать себе в начале пути.

Что будет, если забить на GR?

Если у вас крупная компания или есть теоретическая вероятность попасть под раздачу по касательной (или вообще по недоразумению), в случае любой кризисной ситуации вы можете ошибиться в решении и потом долго расхлёбывать проблемы.

Подстелите немного соломки, но учтите, что важно не панибратство, а построение реальной рабочей коммуникации. Отношения с государственными органами – это дополнительный инструмент медийного решения проблем.

– Так, давайте короче, организуем баню с девками…

– Предлагаю пьянку на охоте.

– На рыбалке же.

– Возражений нет!

– И песни попоём.

Пингвины,

Вечно лениво лежат на льдине

Обычно всё совмещают.

Спектр самых востребованных направлений хозяйственной деятельности и бизнеса

Ваша компания находится в сложном взаимодействии в каком-то пересечении рынков. Их специфика также влияет на бизнес-процессы. Иногда – основополагающее. Решите, что выгоднее: быть независимыми или ориентироваться на государственно-частное партнёрство? Оцените свою состоятельность, конкурентоспособность и риски. Какие у вас есть возможности и предпочтения? На что хватит инвестиционных средств?

Первичные сектора бизнеса – еда, напитки, медицина, торговля.

Вторичные сектора бизнеса – безопасность, финансовая сфера, строительство, транспорт, образование, услуги, технологии, связь, ЖКХ.

Третичные сектора бизнеса – культура, оружие, драгоценности, энергетика, добыча полезных ископаемых, промышленность, космос.

Для чего этот список? Вам нужно чётко понимать местоположение компании в мировой иерархии отраслей и рейтинге предприятий, чтобы объективно оценивать возможности, как в своём текущем секторе, так и в перспективе экспоненциального развития. Что сейчас на пике инноваций и востребованности, модные экосистемы? А способны ли вы конкурировать без них?

Есть регионы, которые можно окучить только через определённые точки входа – связи на уровне первых лиц государств, корпоративные союзы или ещё там что. Но даже так не всегда получится туда войти.

Хорошим примером будут наркотики. Вы удивитесь или поржёте, но некоторым странам негласно гораздо выгоднее заниматься именно ими, чем развивать какое-то сельское хозяйство. Так что пока там плантации не выжгли напалмом, ваша компания, которая торгует комбайнами или удобрениями туда не зайдёт, так как вы просто никому не интересны. Но может и наоборот…

Чем первичнее для существования человека ваш бизнес – и в частности находится выше в самой этой группе – тем больше вероятность успеха. И тем ниже порог входа на начальную ступень.

  • Самое выгодное и простое во всём мире в легальном поле – торговля едой и товарами первой необходимости;
  • Для предоставления услуг требуется минимальный стартовый капитал, но продавать их сложнее, чем товары;
  • Самое трудное и непонятное – освоение науки;
  • Самое прибыльное – это торговля оружием и большая политика, но это высокий уровень с клановой верификацией на входе. Лохов и ноунеймов туда не пускают.

Где ваше место в этой пищевой цепочке?

<p>Время течёт быстро – сейчас уже по-другому бизнес делают…</p>

Время течёт быстро – сейчас уже по-другому бизнес делают…

До какого момента руководителю или собственнику нужно погружаться в понимание всех этих нюансов? Пусть каждый ответит это себе сам: настолько, насколько вы хотите полностью владеть всей ситуацией.

Я бы остановился только тогда, когда будут созданы все документы, готова модель по сегментам, проработаны процессы и действия при возможных кризисных ситуациях, пройден этап настройки схем и маркетинг развёрнут на максимальную эффективность последующих действий.

Теперь можно немного успокоиться и постепенно передать часть контроля обученному управленцу или команде, которая разделяет такое видение ситуации и подход к развитию бизнеса, а далее перейти-таки к масштабированию маркетинга.

Все эти действия в конечном итоге нужны для того, чтобы сформировать надёжную универсальную модель для долгосрочного развития. Это означает постоянное совершенствование.

Путь может быть таким:

  • Накопление информации;
  • Внутренний аудит;
  • Концентрация личного опыта;
  • Создание концепции;
  • Формирование модели (или даже нескольких);
  • Поиск информации в сети вообще и на профильных тематических сайтах;
  • Использование советов или кейсов из книг;
  • Обсуждение с командой;
  • Корректировка с экспертами на рынке;
  • Тестирование в работе;
  • Регулярное дополнение новыми деталями;
  • Публичный брейншторминг через кейсы в контенте;
  • Становление модели в качестве готового рабочего инструмента;
  • Тестирование на одном подразделении компании;
  • Повторение всех шагов-контуров в поверхностном режиме;
  • Внедрение в компании через распределение на сегменты – технологии, регламенты, инструкции;
  • Тестирование в кризисных режимах – создать их самостоятельно специально для этого. Выясните, что будет при выпадении сегментов или уходе ключевых сотрудников и как быстро получится закрыть потери;
  • Создание системы защиты от оттока к старым условиям ведения дел;
  • Презентация на конференциях или эвентах для ЛПР для сбора точечной экспертной обратной связи и большего роста модели;
  • Создание нового стандарта на рынке менеджмента или в своей отрасли. Распространение на отношения с контрагентами;
  • Включение методик в образовательные программы (учебники) – от своих курсов до преподавания на курсах или в ВУЗах;
  • Внедрение в законодательную базу и на международный уровень;
  • Создание исторической парадигмы ведения дел в бизнесе;
  • Ввод в культурный код и ментальность общества.

Но по сути дела вам придётся создать не одну, а две модели: для бизнеса в целом и для структуры маркетинга в частности.

Как создать идеальные бизнес-процессы?

Формируете представленную выше схему. Назначаете пул сотрудников, которые будут кураторами проекта во главе с директором. Выбираете того, кто будет постоянно отслеживать информацию по теме и вносить рекомендации по улучшению. Каждый месяц проводите совещания с оценкой промежуточных итогов и анализируете обратную связь от коллектива.

Максимум через один-два года даже в самой крупной и неповоротливой корпорации будет готов основной каркас, который будет способен выдержать большинство проблем на рынке кроме нашествия инопланетян. А может даже и его: пока они там ещё с Америкой сначала разберутся, у вас тут будет как минимум неделя форы…

Скиллы для создания документации для описания бизнес-процессов

  • Глубокое стратегическое видение;
  • Пространственное структурное мышление;
  • Определённый психотип личности – нужна даже не скрупулёзность, а максимальная дотошность;
  • Понимание ТРИЗ;
  • Опыт предпринимательства;
  • Навыки менеджмента;
  • Навыки руководства;
  • Навыки копирайтинга;
  • Зрелость и жизненный опыт;
  • Понимание мировых практик;
  • Навыки маркетинга;
  • Аналитические способности;
  • Опыт внедрения CRM и других цифровых систем и методик;
  • Опыт создания каких-либо методологий или технологий управления;
  • Дизайнерская насмотренность;
  • Умение ставить технические задания.

Это внушительный список. Скорее всего, вы не сможете найти одного человека, который владеет всем перечисленным, поэтому потребуется собрать команду.

Но самый главный нюанс заключается в том, что всё это – важнейшие конкурентные преимущества и мало кто захочет делиться ими даже с кем-то с других рынков или стран.

Поэтому вам придётся самостоятельно осмыслить проблемы и вырастить как людей, так и их внутренний экспертный уровень. Ну и свой тоже. Или купить задорого через консультацию в консалтинговом агентстве, но даже это – только часть действий.

Кто всё это должен внедрять?

Руководство. Формирует смыслы.

Маркетолог. Шлифует процессы и методологию.

Сотрудники. Создают основу, так как погружены в задачи глубже всего.

Внешние консультанты – консалтеры и рекламные агентства. Свежий взгляд и сторонние инновации – поддерживают тонус.

Рынок. Новые технологии, практики и кейсы.

Суть механики взаимодействия – прохождение сверху вниз и обратно вариантов по решению проблем и построению регламентов. Это станет возможным спустя ряд таких циклов, разнесённых по времени в течение примерно года, чтобы всё было опробовано в рабочих условиях и желательно несколько раз.

Как-то давно разные люди мне рассказывали свои истории о том, как их знакомые по пьяни или по незнанию местности перебегали Ленинградский проспект в Москве прямо по верху вместо подземного перехода. А там – по 6 полос в каждую сторону и металлический бортик в середине. Не знаю, что думали водители по поводу этого локального безумия, но подозреваю, что такое шоу они видели нечасто.

К чему я это пишу? Среднестатистический бизнесмен напоминает даже не угашенного пешехода у дороги, а оленя на берегу реки, который на ощупь ищет брод. С одной стороны мимо него несётся поток административных действий, с другой – ещё более неизведанная волна маркетинга. И если 12 полос дороги можно хоть как-то осилить, то 30+ бизнеса – нет. Особенно в одиночку. Любой неосторожный шаг – и течение унесёт в далёкое неизведанное путешествие. Или сожрут дикие звери. Непонятно, что делать: то ли попытаться нащупать копытами дно, то ли уцепиться рогами за воздух.

Не перебегайте Ленинградку, найдите более приемлемое решение.

Бобры,

Добры и мудры, на советы щедры

Формально в этой статье я пишу о внутренних административных бизнес-процессах и их влиянии на всё. Но понятно, что они – это тоже маркетинг. Хотя наибольшая часть – корпоративный менеджмент.

На данный момент текущее представление методологии структуры – это всего лишь концепция. Мне немного не хватает опыта и широты тестирования. Вероятно, со временем схема усложнится и видоизменится, но даже в текущем варианте лучше так, чем совсем ничего.

Да, по теме есть много всяких умных книг, но что толку? Почему-то в реале, когда некоторые люди создают компанию, они не имеют даже такого наброска. Просто берут деньги в кредит и сразу снимают офис или начинают заказывать строительные материалы для ремонта арендованного помещения! Без какого-либо анализа, без финансовых расчётов. Вообще без ничего. А потом, когда заходят в полный тупик, пытаются нанять маркетолога, который должен решить за них все проблемы.

У меня есть хобби – стратегические настольные игры. Вот уже 20 лет я наблюдаю, как клубы и магазины по ним регулярно появляются стремительным домкратом. Большинство болтается от полугода до пары лет, и потом сгорает как свечка. Благие намерения не помогают, если нет бизнес-модели и хотя бы минимального количества соображаловки. Так, например, ещё совсем недавно был модный тренд на «анти-кафе», но сейчас их число заметно поубавилось.

Но наиболее характерным примером амбициозной наивности являются питейные заведения. Почему-то многие считают, что алкоголем в баре торговать проще и выгоднее всего. Тут я просто снимаю шляпу: в налоговой инспекции уже давно пора выдавать энтузиастам вместе с пакетом документов соответствующую предупредительную эмблему с Чипом и Дейлом.

<p>Планирование, планирование и ещё раз планирование.</p>

Планирование, планирование и ещё раз планирование.

Ну и соответственно мало кто думает о том, что я пишу. У меня ведь эти мысли не на пустом месте возникли – всё это результат наблюдений за действиями клиентов или работодателей.

Люди не то что не ведут управленческий учёт при тратах в сотни тысяч рублей в месяц, но даже иногда годами не имеют никакого плана на бумаге.

Наверное, если бы мне в работе не требовалось решать такие вопросы крайне срочно и постоянно, я бы размышлял об этом секторе менеджмента дольше и не форсировал события. Но каждый раз, когда появляется новый проект или направление, приходится с нуля объяснять одно и то же. Убеждать в необходимости выделить время, ресурсы и в итоге настаивать на том, чтобы фирма могла заработать денег сама себе.

Я пока встречал мало компаний, в которых было хотя бы что-то кроме схемы деления по иерархии сотрудников и их минимального взаимодействия. Обычно никто ничего не знает и при этом у них там ведётся местная холодная корпоративная война, где одна коалиция отделов выступает против другой.

Ещё ни разу не было такого, что когда я приходил в компанию, в первый же рабочий день мне давали подробную схему организационных процессов, которые напрямую касаются маркетинга с отметками сфер ответственности сторон и секторами моей работы! Ни разу.

То есть люди нанимают маркетолога, но сами не понимают, что у них к чему и что должен делать новый сотрудник даже приблизительно.

И все ходят такие расслабленные, как будто они рассекают на сноуборде в своё удовольствие, а не катятся со склона горы по камням в извергающуюся реку лавы.

<p>Иногда нужно думать головой, а не другими частями тела.</p>

Иногда нужно думать головой, а не другими частями тела.

Меня это уже периодически просто начинает подбешивать, потому что в итоге мешает работе и иногда очень сильно усложняет её на ровном месте. Часть проектов существенно замедляется, другие я был вынужден оставить или не смог завершить из-за разных трудностей.

Диалоги бывают примерно такие:

– Вам нужно переделать сайт, потому что он не соответствует необходимым параметрам, и реклама не будет конвертить лиды.

– Ой, нам не нужно это, нас интересуют только продажи.


– Если вы не предоставите информацию, то хорошие тексты не получатся. С кем можно поговорить на эту тему?

– С начальником отдела, но он сейчас на объекте и сильно занят, поэтому придумайте сами что-нибудь. Вы же профессионал!


– У нас такая-то проблема. Скажите как специалист, что нужно сделать.

– То-то и это…

– Мы не согласны!


– Решите такой-то вопрос…

*ответ спустя 5-7 ЛЕТ!!!*

– Мы ПОДУМАЕМ над этим предложением.

<p>Чётко, в натуре чётко, пацаны вообще ребята!</p>

Чётко, в натуре чётко, пацаны вообще ребята!

Сейчас стало модно следовать западным практикам: типа мы не берём на работу специалистов, у которых всё было только хорошо – это неестественно и подозрительно, нужно иметь опыт провальных проектов.

Окей, котятки, сейчас я вам кое-что расскажу…

<p>Иногда нужно вернуться к истокам и использовать проверенные отцовские инструменты.</p>

Иногда нужно вернуться к истокам и использовать проверенные отцовские инструменты.

Как-то на одном из проектов я сделал табличку для анализа работы менеджеров по продажам, чтобы улучшить наш сервис и принёс её коллеге. «Я не буду это даже показывать директору, потому что он никого не сможет заставить выполнять все эти действия…», – получил я в ответ.

Серьёзно?

Хотя по идее всё должно быть примерно так...

Мы наблюдаем совершенно нелепую и абсурдную ситуацию: каждой компании необходимо построить внутренние процессы, чтобы просто существовать на рынке.

Каждой!

Но этого как раз не делает почти никто.

Зачем вам маркетинг, если у вас до сих пор нет качественного административного управления и чёткой системы, которая была бы понятна всем сотрудникам?

Песец,

Белый пушной зверёк, но совсем не хорёк

<p>Ошибаться не страшно, гораздо хуже – игнорировать свои неправильные поступки.</p>

Ошибаться не страшно, гораздо хуже – игнорировать свои неправильные поступки.

Так, например, вы просто не сможете сделать хороший сайт, потому что его структура должна базироваться на бизнес-процессах. Не маркетолог её выдумывает: он только корректирует и упаковывает то, что уже есть. И CJM тоже не получится сделать.

Ошибка в данном пункте, кстати, очень распространённая: у 60%+ коммерческих фирм сайты просто отвратные. Но в том числе и из-за рекламных студий, которые даже себе часто делают довольно скверные медиа-ресурсы и создаётся такое ощущение, что днищенских сайтов РА ещё больше, чем у предпринимателей.

И если себе они хотя бы стараются всё вылизать до блеска, пусть и не всегда выходит, то для вас это не получается сделать: вы не даёте им ничего менять, так как иногда для этого нужны кардинальные преобразования в компании. И пройдя через цикл изменений, к сайту можно будет приступить только через год. А агентство не может себе позволить потерять клиента на ровном месте.

Вам плевать.

И им плевать.

Никто не хочет ждать.

Поэтому ваши сайты - дрянь полная. Они не приносят компании денег и даже представительскую функцию выполняют с большим трудом.

Поймите очень простую вещь: если у вас нет внутренних процессов, вы не можете построить систему маркетинга. Более того – в перспективе у вас вообще ничего не получится. В лучшем случае будут временные посредственные результаты при экстраординарных усилиях и неимоверных затратах.

Но и это ещё не всё!

После того как вы найдёте в себе силы настроить бизнес-процессы в операционном управлении, ровно то же самое нужно будет сделать и в маркетинге. А там задач больше по объёмам раза в три и методология сложнее на порядок. И вы, скорее всего, вообще ничего не понимаете в этом…

Хочется дать очень умный универсальный совет, который кардинально поможет устранить разные провалы, но не буду врать – у меня его нет.

Страх перед неизвестностью.

Страх всё потерять.

Страх бессмысленности любых усилий.

Он владеет всеми предпринимателями без исключения. Различие только в уровне стресса: чем больше денег и ответственности, тем громче бьётся сердце. И вот уже даже стакан коньяка вечером бесследно проваливается в никуда, словно облако тумана в пропасти рассеивается порывом холодного ветра.

99% владельцев компаний мыслят только категориями стимулирования продаж и получения денег. Может быть, пора, наконец, разобраться в сути того, что такое «маркетинг»?

Медведь,

Может реветь, а может не реветь, хочет сбежать, чтоб со стыда не сгореть

Счастье не в деньгах. И даже не в их количестве.

Начните хотя бы немного думать не только о финансах, а о чём-то большем – людях, развитии, целях, своём предназначении в жизни. Тогда у вас появится шанс, который упустили все остальные.

  • Поймите отличие менеджмента от руководства, а ведение административных и операционных процессов – от задач маркетинга;
  • Для того чтобы стать предпринимателем, нужен особый психотип личности. Иногда талант может раскрыться только в осознанном возрасте или с приобретением большого жизненного опыта. Впрочем, кто-то к этому будет готов и в 20 лет, всё очень индивидуально;
  • Перед какими-либо действиями тщательно и подробно распланируйте всё на бумаге;
  • Прежде чем потратить хотя бы 5 000 рублей как угодно, прикиньте, что к чему;
  • Утраивайте предполагаемые сроки окупаемости, расходы и вероятность проблем. В той же пропорции уменьшайте свои ожидания от прибыли, чтобы не разочароваться;
  • Сначала сформируйте бизнес-процессы, а потом переходите к маркетингу и в частности – к стимулированию продаж;
  • Не стесняйтесь консультироваться с широким кругом лиц – с коллегами, маркетологами, экспертами. Чем сложнее бизнес – тем важнее референсы опытных людей;
  • Прежде чем открывать свою компанию сначала дойдите до «стеклянного потолка» в найме, освойте все этапы менеджмента;
  • Основа всей управляемости – ваши личные способности;
  • Относитесь к своим сотрудникам с уважением;
  • Научитесь скорочтению. Читайте от 30 до 70% своего свободного времени;
  • Ваша главная задача – строить методологии бизнес-процессов;
  • Планируйте на 3-4 шага вперёд начиная с того момента, когда в компании вы – единственный сотрудник;
  • Старайтесь учиться только на чужих ошибках;
  • Рассчитывайте преимущественно лишь на себя – друзья вас рано или поздно кинут или предадут, работникам по большей части плевать вообще на всё. Поэтому лучше никогда не работать с друзьями (и родственниками) – найти новых гораздо сложнее, чем нанять сотрудников. В конце концов, вас вообще все бросят;

Предпринимательство – это путь боли и одиночества.

  • Без высоких целей вы не сможете создать долгосрочный бизнес. Стремитесь к идеалу (но в меру) и решайте проблемы, вместо того чтобы заниматься перепродажей посредственных китайских товаров;
  • Внутреннее самосовершенствование вашей личности – это основа развития любой продуктивной деятельности;
  • Ваше психическое здоровье не менее важно, чем физическое;
  • Приготовьтесь морально к большим разочарованиям и неудачам. В ближайшие годы «разгребание говна» станет для вас ежедневной нормой. И это не из-за отсутствия способностей, а потому что так, к сожалению, устроена жизнь предпринимателя: каждый день что-то будет идти не так на ровном месте. Я об этом очень хорошо знаю, потому что маркетолог всегда сидит рядом с директором или максимум за соседним столиком и ему обычно с барского плеча достаётся существенная часть проблем руководителя.

Для того чтобы ваш бизнес просуществовал хотя бы больше года, потребуется создать более 100 различных внутренних регламентирующих документов по 30+ направлениям и сегментам бизнеса и маркетинга.

Сова,

Качает права и вечно права

Мир изменился. И если вы не сделаете то же самое, то никогда не достигнете того успеха, о котором мечтаете.

<p>Таков путь.</p>

Таков путь.

Нужно ли поступать именно таким образом как я рекомендую? Да нет, конечно. Делайте что угодно и как угодно. По книжкам, советам экспертов, программам MBA или исключительно своему опыту. Или не делайте.

Суть в том, что кого бы вы не наняли в любом секторе работы в медиа – для создания сайта, контента (и в первую очередь текстов), дизайна, любой рекламы, брендинга или работы с блогерами – вам потребуется система маркетинга. А она в свою очередь базируется на бизнес-процессах, так как является их продолжением и составной частью. Нет одного – не будет и второго. А значит, меры по стимулированию продаж окажутся неэффективными.

Ключевой параметр – глубина погружения в детали: если даже вы досконально не знаете свой бизнес, то чего можно ожидать от других сотрудников?

Я потратил на этот текст примерно 100 часов своей жизни, потому что мне не всё равно, хотя у меня нет свой компании, и возможно не будет никогда. Так имеете ли вы право на равнодушие, если планируете и очередной год существования вашей организации встретить сидя в кресле руководителя?

<p>Иногда всё тлен...</p>

Иногда всё тлен...

Наверное, текст вышел несколько сумбурным, несмотря на то, что я долго думал над многим.

Вообще изначально я хотел сделать небольшой цикл статей про основные проблемы в маркетинге и про бизнес-процессы написать во второй части. Более того – всё уже почти готово. Но потом я упёрся в разбор направлений и немного застопорился в вопросе классификации маркетинга. Как вы уже, наверное, поняли, меня так же не сильно удовлетворяет то деление, которое сейчас есть в общем сознании. Это потянуло за собой рынок труда, профессии, скиллы и разные другие моменты, так что пришлось начать с менеджмента. Не исключено, что так вышло даже лучше.

Признаюсь честно: до какого-то момента я и сам много лет работал не очень осознанно – по большей части плыл по течению. Да, я периодически пытался сформулировать для себя разные методологии, концентрируя детали проектов, но мне не хватало профессионального опыта и внутренней зрелости. В промежутке меня ещё подкосило то, что сгорел винч с некоторыми наработками, а резервные копии информации были не по всем материалам.

Последние 3-4 года я изменил подход, а тотальный локдаун 2020 года придал дополнительный импульс: появилась возможность сесть и спокойно проанализировать вообще всё, до чего только можно дотянуться при неограниченном количестве времени. Я стал работать меньше, но гораздо более продуктивно. А самое главное – я чётко понимаю все границы и контуры моих знаний, а также вижу пробелы в них и представляю, как их можно устранить.

Для многих прошедший год был адовым кризисом.

У меня он стал периодом небывалого вдохновения, несмотря на разные траблы. Так, например, я накатал разных текстов по маркетингу сам для себя примерно на 400 000 знаков, чуть меньше сделал для заказчиков и набрал книгу на компе из 500 рукописных листов для знакомого писателя.

Всего за полтора года я написал больше, чем до этого за всю свою жизнь.

Бизнес нельзя остановить, чтобы подумать обо всём в таком же режиме. Но несколько дней или неделю отдыха вы вполне можете себе позволить.

Олень,

Суетится каждый день, хочет много денег, а работать лень

Что делать, если вы узрели проблемы своей компании, описанные выше?

Во-первых, не горячиться. Возможно, через недельку прочесть эту статью ещё раз, пока первые зачатки новых идей медленно бродят в голове. Потом внутренний аудит и всё такое.

Во-вторых, не спешите поскорее всё изменить – это в любом случае довольно медленный процесс.

Можете ли вы нанять меня для исправления всего этого? Не уверен, что подойду, так как пока не занимаюсь консалтингом в силу некоторого недостатка интенсивности опыта. У меня строгие внутренние критерии, и если какой-то ушлый инфоцыган уже пилил бы свой лендос с курсами, то я ещё только обдумываю, как расширить и развить предложенную модель дальше. Необходимым навыкам я соответствую пока только примерно на 50%.

Будет желание – можем посотрудничать в сфере копирайтинга или по каким-то отдельным моментам.

Ну и в Телеграме)

Спасибо за внимание.

2323
77 комментариев

кот-то прочитал полностью?

21
Ответить

не, почитал вступление, понял, что много воды будет, ушел в каменты

15
Ответить

Звучит как вопрос, который мы задавали другу другу в школе на литературе перед контрольной 😂

13
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить

да, интересная статья.

2
Ответить

Статья как раз для почитать перед сном -) 

Ответить

Когда нуууу оооочень хочется быть экспертом и бизнес учетелем 😏

14
Ответить