Почему расширение бренда вредит компаниям — примеры «Яндекс», Uber и BlackStar

Сооснователь консалтинговой фирмы Marketing Partners Михаил Спектор о том, как эксплуатация существующего бренда при создании новых продуктов сказывается на продажах.

1313

Очень однобокий взгляд на брендовые портфели корпораций.
Очень много путанницы между мисатрибуцией продукта, слабым его промотированием и выходом на новый рынок с откровенно слабыми преимуществами и самим использованием названия бренда.
У вывода новых продуктов под тем же брендом есть как минимум преимущество в том, что затраты на продвижение бренда в разрезе отдельного продукта будут меньше, чем если продвигать каждый из брендов по отдельности.
Проблемы каждого из решений как минимум глубже простого названия.
Если доводить до абсурда данную логику, то к примеру кроссовер и седан BMW должны быть разными брендами? Спорткар под третьим?

24

Добавлю ещё то, что при отсутсвии последовательности мыслей отсутствует знание о некоторых брендах. Marlboro изначально были женскими сигаретами и бренд появился под стать движению феменисток. И потом с начала антитабачной пропоганды бренд намеренно адаптировали под мужчин, которые уже не могут бросить курить. А Kool и Salem почти вымерли.

3

между мастурбацией продукта

1

Не надо ничего доводить до абсурда) Про "промотирование" я тут ничего не пишу. Это классический подход от отца науки позиционирования Джека Траута. Огромное количество кейсов во всем мире подтверждает ошибочность расширения брендов.

Я не специалист по промоутированию брендов, но даже мне очевидно, что Алко Зельцер Плюс - это плохой ход, который не будет понятен потребителю, а Яндекс.Такси - вполне логично и путаницы в голове совершенно не вызывает. Даже наоборот - больше доверия к такси потому что это "Яндекс". И больше ощущается "глобальность" самого основного бренда Яндекса, когда везде по городу видишь машины с надписью "Яндекс". Поэтому из того, что Алко Зельцер Плюс - плохо, делать вывод о том, что и Яндекс.Такси - тоже плохо, на мой взгляд совершенно некорректно.

20

Я же говорю, в пользу расширения бренда говорит "логика", но в долгосрочной перспективе - это ловушка и огромное количество кейсов во всем мире тому подтверждение. Человеческий мозг не воспринимает бренды логически, он делает это подсознательно. При этом все логические функции мозга тормозятся, и возникает эффект торможения коркового очага, которое в маркетинге зовется "эффект любимого бренда". Когда под одним брендом слишком много всего потребитель подсознательно его перестает четко воспринимать в каждой конкретной категории, и со временем в этой категории появляются другие лидеры.

4

Google, Яндекс, Microsoft, Apple, Uber – все дураки. Надо было им у Marketing Partners консультацию заказать.

19

Apple не расширяет свой бренд, они поступают как procter & gamble - каждый продукт имеет свое название. И да, они заказывают консультации у таких же как мы консультантов, но пользуются их советами не всегда, у руководителей корпорации есть много доводов, чтобы не принимать такие советы. Я никого тут не обвиняю, лишь констатирую факт. В Google как раз чаще всего запускают новый продукт под новым брендом, и большинство их успешных продуктов как раз такие.

Маркетинг, такой маркетинг. У автора куча антикейсов, а вот кучу положительных кейсов не видит, или не хочет видеть. Так безапелляционно утверждать, что у меня складывается впечатление о туннельном зрении автора. Но, как мы знаем, у медали есть две стороны. Хотя я никак не связан с маркетингом, могу парировать и привести кучу доводов, когда размытия бренда это плюс.

Ну а начну я с Beats, приведенный автором. Значит Dr.Dre создал отдельный бренд в его понимании, что бы не размывать свой бренд. А знает ли автор, как звучит название наушников еще до продажи? Я напомню: Beats by Dr.Dree. И ключевое здесь слово Dr.Dree, а не как хочется автору. Бренд Beats нафиг никому не нужен был и никто про него не знал бы. Люди покупали прежде всего by Dr.Dre, а не какой-то Beats. Я тут, чтоб не быть голословным картиночек прикреплю, для наглядности. А не стань он размывать свой бренд, послушав вас, не заработал бы Dre с партнерами 3 миллиардов, а были бы сейчас одними из тысячи никому не нужных производителей наушников. И чтобы закрепить тему про наушников, знает ли автор название сайта этих наушников?
А называется он... тадааам (!) beatsbydre.com

Далее: Уже приводили тут в качестве примера Apple. Размывал Джобс бренд Apple как мог. И плеер, и телефон и часы и тв-приставка. Тут уж даже размусоливать нечего и так все понятно. Скажу только одно, будет Iphone не Apple была бы очередная непонятая рынком штуковина.

Идем дальше: Mercedes-Benz производит дорогие престижные автомобили и (о неет!!!) грузовики и фургоны. Успешны ли фургоны под маркой Мерседес - однозначно да. Могли бы они быть еще успешней под другим брендом отдельным от Мерседеса? Не факт. Пару примеров: У Мерседеса есть бренд Smart и вот убыточный он с самого рождения. С конца девяностых. Как не старается Мерседес, ничего не получается. Мерседес людям нужен, а Smart нет. Еще один пример с другого конца когда Мерседес не хотел размывать свой бренд - это Майбах. Казалось бы все по законам маркетологов, а в итоге плохо продается, закрыли и перекрестились. Далее интересней, сделали частью Мерседеса и назвали особую версию своего флагмана Мерседес-Майбах и вуаля (!) продажи хорошо пошли.

Ну и так много букв, но не удержусь от контрольного в кругозор. Хороший пример Tinkoff. С кем этот бренд ассоциировался? Все его знали как пиво, а Тинькова до сих пор еще называют пивоваром. И я думаю в агентстве автора, посоветовали бы Олегу назваться как нибудь Тырпыргазмясалмазбанк, ведь где пиво, а где банк? Итог мы все прекрасно знаем)))

На этом всё! Устал печатать, закончу цитатой автора:
"Огромное количество кейсов во всем мире подтверждает ошибочность расширения брендов", как и огромное количество кейсов во всем мире подтверждает правильность расширение бренда, но автор этого не видит. Тунельное зрение оно такое.

У меня всё

6

Выше высказал схожие мысли :)


Ещё можно добавить, что упомянутые автором Youtube и Android были куплены Google. Именно поэтому у них такие названия. YouTube, кстати, был уже достаточно популярным на момент покупки. Поэтому куда проще было развивать уже существующий бренд. В тоже время у компании полно продуктов и сервисов с приставкой Google: google maps, google calendar, google translate и пр. Новый смартфон от них тоже называется Google Pixel. Наверное, потому что у них не было такого грамотного консультанта по брендингу )

5

Не надо доводить до абсурда. Отвечу коротко:
Apple: у каждого продукта свое имя c самого начала Macintosh, iPhone, iMac, Macbook, ipod, iwatch

Тиньков: в данный момент Тиньков это банковские услуги. С пивом уже не ассоциируется. В каждый момент времени Тиньков четко спозиционирован в одном.
Мерседес: престижные автомобили в сегменте B2C, грузовики - это уже B2B сегмент.

Ну и добавлю, это касается почти всех, кто тут высказался, за несколькими исключениями: переход на личности в своей агрументации - обвинения в глупости, некомпетентности или тоннельном синдроме свидетельствуют лишь о низкой культуре самих комментирующих.

2

Мысль про битву восприятий верная, но толком не раскрыта и даже упущена.
Яндекс помогает найти, а такси - ищут. Вот если бы яндекс запустил бургерные или парикмахерские, то я бы насторожился и увидел за этим как раз эксплуатацию репутации. Точно так же, как меня бы насторожил гугл. И гугл, и яндекс совершенно по-разному доставляют пользователю достаточно похожую информацию, но разная подача создаёт разное восприятие, отсюда и разные реакции на использование этого культивированного восприятия при запуске бренда.
Все описанные примеры как раз можно рассмотреть с той точки зрения, какое восприятие сформировал алькозельцер и ксерокс, где имелась локуна, в которую весь маркетинговый бюджет и вылетел, как в трубу.

5

IKEA уже делает одежду, кстати.

3

Ещё икея делает клевые фрикадельки, брусничный джем и шоколадки. Глупцы! Скоро им конец, не иначе )

5

Интересно, я не знал) Надо поискать. Спасибо за инфу.

Мне кажется это больше про подход будущего и амбиции. Яндекс вполне правильно все делает, да продукты разные, но доступ к продуктам один - это компьютер или экран мобильного телефона и тут другой бренд скорее навредил бы. Возможно в продуктовом сегменте это имеет место быть, но это слабо коррелирует с диджитал рынком.
А вот у Black Star могут быть сложности, так как успех продуктов основан на хайпе вокруг исполнителей бренда. При смене поколения и изменении интересов некоторые из продуктов могут пострадать и стать не такими популярными.

4

Ещё есть американский рынок средств от простуды, и лидеры там — Contac и Dristan.

Главное с брендом Dristan на Российский рынок не выходить. Со слабительным будут путать.

3

Отличный был бы кейс)))

У Tesla есть электромобили и powerwall Tesla. И powerwall за счет Бренда только выигрывает. Потому что Tesla - это про электричество. Выпусти Tesla его под другим брендом, навряд ли он был бы вообще кому-то нужен.

Опять же. Тут можно проследить разную стартовую позицию.
Возможно кто то когда то сделает powerwall круче чем Tesla и завоюет весь рынок. И у учебниках напишут что "у бренда Tesla была расфокусировка". А как насчет того что они первопроходцы, и как раз таки для них единый бренд под единое восприятие - это самое лучшее решение, которое в свое время дает лучший результат.

2

Все верно. Лучше быть первым, чем быть лучшим. - 1й закон маркетинга. Первопроходец имеет больше запас прочности.

1

Походу эксперт не в курсе о построении портфеля брендов по принципу Branded House, у которого также есть успешные примеры.

2

Эксперт в курсе, и подход считаю ошибочным. Специализация всегда побеждает

Комментарий удалён модератором

Набор букв в бренде тоже сыграл в этом роль. Я люблю кейс Нокиа. Даже такая безобидная вещь, как ее слоган ни о чем не говорил людям. Connecting people, при всей своей звучности, бестолковый слоган, он по сути никак их не дифференцировал от конкурентов. Они проиграли и в продуктовой гонке и в битве за восприятие.

Я считаю, что дело не в том, под каким названием или маркой выпускать продукт или услугу, а в том, чтобы грамотно оценить и просчитать необходимость ее нахождения на рынке. нужно ли это сейчас кому - то, будет ли востребовано, зачем вообще выпускать "вот это вот", есть ли бюджет на продвижение, и резервный бюджет на то, чтобы выжить основному продукту, если новый не зайдет.
Практических у всех брендов, даже у крупных, даже у тех, кого вы приводили в качестве положительного примера были провальные продукты и проекты.
Главное правильно все просчитать. а не правильно назвать.
А вы, уважаемый эксперт почему - то только ссылаетесь на "какие - то там кейсы" и "долгосрочные перспективы" Из ваших слов совершенно не понятно что же такого страшного может грозить колгейту и яндексу. По - моему ничего. Яндекс вот вообще внедряет свой поисковик в новые телефоны, и не похоже, чтобы они загнулись "в долгосрочной перспективе"

1

А вы прочитайте внимательно эти "какие-то там кейсы" и саму статью и поймете что и кому грозит. Размытие бренда - это потеря места в голове потребителя, а значит и на рынке. И правильно назвать не менее важно, чем правильно посчитать. Маркетинг - это не только про продукт, это прежде всего про восприятие продукта. Первый закон маркетинга: "Лучше быть первым, чем быть лучшим".

1

Вот еще отличный кейс от Джека Тарута:
Live Savers известный производитель леденцов с дырочкой решили запустить жвачку. Пафосное заявление исполнительного вице-президента компании, опубликованное в газете "The New York Times" гласило:
"Я убежден, что одним из способов преодоления отставания может быть перевод существующей сильной марки в новую категорию продуктов, требующих аналогичных свойств".
Далее он раскрывает свойства конфет "Life Savers":
"Анализ наших коммуникаций с потребителями дает право утверждать, что за маркой "Life Savers" стоит не просто конфета с дырочкой. Она означает также превосходный вкус, выгодную цену и качество, которому можно доверять".

Чем закончилось линейное расширение? Жевательная резинка "Life Savers" никогда не занимала больше нескольких процентов рынка. А в 1978 г. ее производство было тихо-тихо свернуто.

Так может проста жвачка была плохой, или не нужной при заполненном рынке, полном качественных и раскрученных субститутов?

Битва за умы, безусловно, хорошая книжка. Но ведь умозрительная и ненаучная (как и весь маркетинг). Траут раскрывает важные модели неразумного использования бренда, но ведь это не работает в 100% случаев. Кто-то выше приводил пример Apple, с их "i". Продукты просто хорошие, а нейминг (который не следовало бы использовать после успеха iPod, если свято верить Трауту), довольно успешно дополняет хорошие продукты, держит их в семействе.

Спасибо за статью.

3

Я согласен с автором. По-моему, смена бренда критически необходима для завоевания лояльности новой молодой аудитории. Не раз слышал от подростков, что Viber "для бабушек", а Facebook это "дом престарелых". Молодости свойственно идти в разрез и нужно соответствовать этой аксиоме.

1

Bloomberg нервно курит в сторонке...

1

Как показывает жизнь - универсальной таблетки нет.
Но то, что автор идёт своей нелёгкой дорогой - радует.
Жаль, что большинство не скоро поймёт, что хотел сказать автор.
И подобная ситуация не только в маркетинге.
Господа!
Не стоит понимать всё буквально;)
Удачи!

1

Я ни разу не маркетолог 80 уровня, но по-моему в статье очень спорные утверждения. Например, следуя логике автора, производителям электроники для каждой категории товаров нужно было бы придумывать новый бренд? У меня дома есть посудомойка Самсунг, их телек, холодильник и внешний жёсткий диск. И как-то никакого размытия бренда в голове не произошло )

И это было бы мощно. Они похожие вещи и пытаются делать, но только наполовину. Яж говорю, тут ментальная ловушка, кажется логичным расширять линейку. Тот же Samsung никогда не продаст столько принтеров, сколько Xerox

1

Судя по всему автор написал текст по книге: "Позиционирование - битва за узнаваемость"
Действительно, часто имея сильный бренд кажется более простым под ним же выпускать новые категории товаров или предоставлять новые услуги. И да это действительно позволяет быстрее стартовать и продукт сразу получит какое-то количество лояльных потребителей.

Но в долгосрочной перспективе, выгоднее делать отдельные бренды. Которые займут надолго свое место в головах потребителей.

Опять же очевидные плюсы отдельных брендов:
1) в случае провала или какие-то ошибки, никак не отразятся на основном бренде.

К примеру если сейчас станет известно что все карты привязанные к яндекс.деньгам взломаны и с них снимают деньги мошенники (даже если эта новость будет фейковой)

это может отразиться на яндекс такси, пользователи привязавшие туда карты могут запаниковать и тд.

просто как пример, который пришел в голову.

2) отдельный бренд проще продать в случае необходимости

Вы правы, я и не скрываю, что считаю сенсеем Джека Траута, и активно пользуюсь его наработками, но и не только ими. Он основоположник позиционирования, и лучше него пока еще никого нет. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы использовать его опыт, тем более, что имел возможность учиться у него лично)

Ещё один анти-кейс - Virgin Group.

Кмк в маркетинге нельзя категорично утверждать, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Нужно продумывать каждый конкретный случай, но судить в итоге будут рынок и потребитель.

Что касается Яндекса и Бутербродов.
Основная ценность Яндекс Такси не перевозка людей, а возможность оказаться в точке Б нажав пару кнопок в телефоне, за минимальные деньги с минимальными временными затратами, отслеживая местонахождение авто - по сути ценность Яндекс Такси в IT решении. Бренд Яндекса подтверждает качество этого решения. Да и ключевая ЦА Яндекс Такси и ЦА Яндекса (разных его продуктов, включая поиск, директ, метрику и тд) одна и та же, и что самое главное, этой аудитории этот сервис нужен, тк он экономит время и деньги.

Основная ценность Black Star Burger не в бургерах, которых по Москве на любой вкус, цвет и кошелек. BSB продает образ жизни в стиле "лухури/стрит-лухури", который транслирует Тимати для "простых смертных", которым так хочется это показать и которые готовы заплатить за это (деньгами и временем).
Именно поэтому на Новом Арбате постоянно очередь за бутерами, именно по этому в инстаграмме BSB подписчиков в разы больше, чем, например, в Кофемании. + для Black Star Buter это возможность привлечь новых поклонников к музыке и расширить аудиторию на концертах, ютюбе, продать мерч. Но вот делать Black Star Аспирин, пожалуй, не стоит.

Без Yandex и Black Star такси и бутербродная бы либо потерялись в числе многочисленных конкурентов, либо же пришлось вкладывать большие деньги в рекламу. Black Star и Yandex сделали все грамотно.

Однако, безусловно, есть и неудачные примеры расширения бренда, которые приводили выше, поэтому расширять или лепить новый бренд это вопрос требующий хорошо подумать и проанализировать специфику сегментов, конкуренции, потребительских предпочтений и прочих факторов.

Black Star не размывает бренд, а создает новый.

Как они сами говорят "Black Star это образ жизни"... согласитесь с это ну никак не сходится со старым восприятием "рэп лейбл"

Это уже другой продукт и они его вполне логично продвигают.

обвинять Colgate-Palmolive в ошибочной стратегии явно перебор. Автор поста тему открыл, но сам до конца не разобрал и не понял. Восприятие потребителя - да. Но однозначно утверждать что расширение бренда вредит ему - чушь.
Кто-нибудь помнит бренд Pleomax? Это неудачные эксперименты компании Samsung. А кто-то посмеет обвинить Самсунг в чрезмерной размытости бренда?
А кто-то посмеет обвинить компании BOSCH, Siemens и Philips в чрезмерной размытости бренда и неудачной стратегии? Меж тем количество рынков, на которых присутствуют эти бренды измеряется сотнями.

И в дополнение пример бренда Razor - самый крупный мировой бренд по самокатам.

Несмотря на то что бренд первым стал производить трюковые самокаты и занимал очень большую долю.
Со временем бренд потерял свою позицию на рынке трюковых самокатов.

Именно потому что в головах потребителей Razor - это простой, дешевый детский самокат. Но никак не профессиональный, дорогой, и тд.

Несмотря на то что у бренда была линейка не уступающая по качеству и цене другим брендам и маркетинговый бюджет был больше, он проиграл тем кто позиционировал себя именно как трюковые самокаты для про райдеров.

И при чем тут размывание бренда?..

Хороший пример. Восприятие бренда - очень важно. Важнее чем сам продукт.

"В России «Яндекс» считался поисковым сервисом №1. Это высочайшая позиция, и потерять её, в то время как Google предпринимает активные попытки по расширению в России, — стратегическая ошибка. А расширение бренда — это прямой путь к потере позиции в восприятии потребителя и, соответственно, на рынке".

Поиск давно превратился в то, что на Западе называют "commodity" - грубо говоря, потребителю пофиг на бренд, он пользуется тем, к чему привык или тем, что ему "подсунут". Поэтому потеря позиций Яндексом связана в первую очередь с расширением использования мобильных платформ, на которых Гугл является поиском "по умолчанию". Не вижу, как в этом участвует бренд компании.

Комодитизация - прямое следствие невнятного брендинга

Яндекс это не бренд. Яндекс это компания. Путать размывание бренда с расфокусированием компании (если вы считаете, что стратегия Яндекса неверная) или стратегией мультипродуктовости (если вы считаете это правильным подходом), это ну как бы это сказать...

Эм, ну как бы изначально яндекс - это поисковик, который только потом стал "яндекс.поиск". Автор может и не достаточно четко отделил репутацию компании от репутации продукта, но Вы что-то в противоположную крайность ударились.