Следите за своими манерами: почему так важно быть вежливым на работе

Следите за своими манерами: почему так важно быть вежливым на работе

Один ваш коллега попросту не здоровается, увидев вас в коридоре, другой постоянно опаздывает на встречи, третий больше заинтересован своим смартфоном, чем беседой с вами. Как же это знакомо, не так ли? И вы начинаете подозревать, что вежливость на работе осталась где-то в далеком прошлом… И кажется, вы правы. Одно из исследований Harvard Business Review и правда показало, что хорошие манеры на рабочем месте действительно приходят в упадок: 98% сотрудников еженедельно подвергаются неуважительному отношению со стороны коллег и начальства.

Эта цифра сбивает с толку. Лично я считаю, что невежливость не только снижает приверженность сотрудников своему работодателю, но и в значительно степени снижает их продуктивность… Итак, давайте сегодня поразмышляем о преимуществах хороших манер на рабочем месте.

Что же такое вежливость?

Теория вежливости Браун-Левинсона — это классическая теория, разработанная и опубликованная в 1987 в совместной работе американских социолингвистов Пенелопы Браун и Стивена Левинсона «Вежливость: некоторые универсалии в употреблении языка».

Авторы основывают данную теории на понятии «лицо» и разделяют «негативное» и «позитивное лицо». Согласно основным положениям теории, суть вежливого поведения заключается в сохранении «лиц» коммуникантов посредством смягчения воздействия «ликоугрожающих актов». Авторы теории выделяют негативную и позитивную вежливость и предлагают определенные стратегии для ее успешной реализации.

Критика или плохо сформулированные предложения, например, «Ты не должен был так поступать» или «Я бы сделал это по-другому» представляют угрозу для позитивного лица человека. И наоборот, тот, кто слишком обидчив или выполняет прямые приказы, угрожает чьей-то негативной репутации. В результате вежливость — это баланс между желанием поддержать собственное лицо, не нападая на «лица» других.

О важности вежливого поведения

Вежливость — это отражение социальных отношений между двумя людьми. Она может строить, укреплять или разрушать отношения. Компании начинают понимать реальные издержки, связанные с грубостью на рабочем месте. Но каковы конкретные преимущества хороших манер?

Возможность произвести хорошее первое впечатление. Первое впечатление может задать тон отношениям, поэтому важно начать с правильного пути. Вежливое поведение показывает окружающим, что они вам небезразличны. На работе такие элементарные слова, как «пожалуйста» и «спасибо», могут иметь большое значение для построения прочных отношений с вашими коллегами.

Возможность помочь собеседникам чувствовать себя непринужденно. Главная черта, присущая всем вежливым людям, — это их способность заставлять других чувствовать себя комфортно. Они сразу распознают непростые ситуации и понимают, как помочь в решении проблем. Менеджеры используют эту способность, чтобы продемонстрировать поддержку своих команд. Тот, кто терпеливо ждет окончания объяснения, прежде чем начать задавать вопросы, заставит других почувствовать себя более непринужденно. Такие люди лучше всех умеют давать более взвешенные ответы, чем те, кто прерывает на полуслове. Прерывание или ругательство может показаться весьма агрессивным, что, в свою очередь, может заставить коллегу перестать стремиться делать все возможное и опустить руки.

То, что вы скажете, будет казаться более обоснованным и реальным. Информация, предоставленная с хорошей дозой вежливости, воспринимается как более законная и оправданная, чем та же информация, предоставленная пренебрежительно или оскорбительно. Так что, уверяю вас, очень важно потратить несколько дополнительных секунд, чтобы подписать «С уважением» в конце вашего электронного письма, так оно станет более искренним и уважительным. Вежливость делает нас более надежными собеседниками.

Проявление уважения и поддержки. Хорошие манеры помогают нам выражать признательность и уважение нашим коллегам и их мнению. Мы склонны помнить теплые слова благодарности больше, чем полученные бонусы в конце года. Если подобная признательность является редкостью, то мотивация и желание сделать все возможное для компании, команды или коллег уменьшаются. Более того, мы, естественно, склонны помогать коллеге, который вежливо просит об одолжении с искренней благодарностью, чем тому, кто просит о таком же одолжении, игнорируя все ожидаемые нормы вежливости.

Управление конфликтами. Разногласия на работе нормальны и неизбежны. Но в сочетании с невежливым поведением они могут перерасти в настоящий конфликт, который отрицательно скажется на сплоченности и работе всей команды. Реакция типа: «Эта презентация не на должном уровне. Переделайте немедленно» можно интерпретировать как личную атаку. Сравните с той же мыслью, высказанной более вежливо: «Если можно так выразиться, эта презентация не произвела такого же впечатления, как та, которую вы подготовили в прошлый раз. Не могли бы вы ее переделать, пожалуйста?» Тот, кто слишком прямо выражает свое недовольство, рискует оскорбить собеседника и, поэтому, не оставляет места для компромиссов.

Когда излишняя вежливость приносит вред

Для «вежливых» людей естественно желание сохранить мир любой ценой, но мы не должны отказываться от собственных нужд. Чрезмерная вежливость может стать проблемой для нашего самочувствия и самосознания. Каковы три самые большие опасности излишней вежливости?

Подавление эмоций. Потребность чувствовать себя социально принятым может привести к определенной зависимости от других. Если мы боимся причинить дискомфорт окружающим, мы рискуем подавить собственные эмоции, которые важны для развития нашей эмоциональной и, следовательно, профессиональной зрелости.

Поддержание репутации. Излишняя вежливость может привести к негативным последствиям постоянного поиска одобрения. Если вы попытаетесь сохранить репутацию любой ценой, это может вызвать накопление социального давления, которое очень трудно поддерживать в долгосрочной перспективе.

Возможность быть использованным. Когда вы путаете вежливость с чрезмерной щедростью, вы в конечном итоге становитесь тем человеком, на которого «взваливают» все срочные и сложные задачи. Личные жертвы, которые мы приносим из страха, что нас сочтут грубыми, могут привести к тому, что другие начнут просто-напросто пользоваться нами.

Тесное сотрудничество с другими требует такта и здравого смысла; это требует постоянных усилий. К счастью, когда вежливость на работе находится под угрозой, ответ обычно заключается в выборе, который мы делаем, и в поведении, которое мы практикуем. Будущее вежливости прочно лежит на наших плечах!

Хотите больше узнать о том, как быть вежливым на рабочем месте, как иметь дело с конфликтами и о многом другом? Тогда самое время обратиться к специалистам из Less Education! Они знают все и даже больше про важность soft skills! ;)

77
6 комментариев

Как всегда в конце рекламка))
Но подобные курсы ругать не стану, потому что люди, которые работают над собой, над своими манерами общения, у меня вызывают искреннее уважение и восхищение, и если им помогают подобные курсы, я только за. 

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

"Критика или плохо сформулированные предложения, например, «Ты не должен был так поступать» или «Я бы сделал это по-другому» представляют угрозу для позитивного лица человека."

Ебанизм какой-то. Вежливость - это не сюсюканье и не подавление себя "как же, нельзя никого критиковать ни за что".

Ответить

И в конце каждой бла-бла-бла никитиной статьи вылезает неприкрытая реклама, ради бесплатного размещения которой тут она и писалась. Фу

Ответить

После слов "Разногласия на работе нормальны и неизбежны" всё встало на свои места. Поржал

Ответить