Нужно ли всегда делиться с сотрудниками, когда продаёшь стартап: обсуждение кейса с «Метой» Ивана Замесина

Предприниматель строил non-profit проект и продал его за сумму своих вложений. Его осудили за то, что у сотрудников не было опционов и они могли получать меньше рынка.

2929

Весь рынок обсуждает дележку 110 тысяч долларов на кучу народу. Не хочу прозвучать надменным (лично для меня это ощутимая цифра), но это прям-таки иллюстрация российского масштаба экзитов.

Как мы помни, история знает примеры прокидывания сотрудников на гораздо более масштабные суммы - Instagram как самый яркий образец. Из книги No filter (сорри за длинную цитату, но мне описание кажется интересным):

Silicon Valley employees often decide to take lower salaries in order to work at a startup like Instagram that offers stock options <...>
Instagram was the biggest mobile app acquisition that had ever happened—the best equity they could have chosen. But if the Instagrammers accepted Facebook job offers, Facebook would cancel their stock options in Instagram and grant them restricted stock units in Facebook instead. Their equity vesting schedule would start over, as if they hadn’t already worked many months.
Only three employees had been at Instagram long enough to have the option to buy a quarter of their Instagram shares and convert them to Facebook shares at a lower price. Everyone else would have no wealth from Instagram stock. Because Facebook was about to go public, the three long-term employees had to act quickly. At least one of them couldn’t actually afford to purchase their Instagram shares to turn them into Facebook ones. <...>
Systrom and Krieger (основатели, если что), on the other hand, were awarded life-changing sums. Krieger solidly owned 10 percent and Systrom 40 percent, and so netted an estimated $100 million and $400 million, respectively, per the original deal price. Systrom was proud; he told friends that the day after the deal, he went into the local deli to buy five copies of the New York Times and was amused that the cashier didn’t recognize him as the man pictured above the fold.
Both started exploring how to spend this new fortune, in a way that the tight-knit team noticed. Krieger was planning philanthropic efforts, looking into how and where to donate money, and also inquiring about collecting modern art. Systrom started looking for a house and invested in Blue Bottle Coffee. Occasionally Systrom’s packages from online shopping would be delivered to the office. Employees noticed his new car, new Rolex watch, and new skis. Money had finally unlocked the opportunity for him to have the best, most finely crafted version of whatever he wanted, like an Instagram feed come to life.
Jessica Zollman, the enthusiastic community evangelist, confronted Systrom about the disparity. He explained that what employees were getting from the deal was nonnegotiable, all hammered out already with Facebook.<...>
Frustrated, Zollman and some of the others took a trip to Santa Monica together without the cofounders to get their minds off it, but found themselves in a sort of group therapy session instead. If Kevin had just given each of us one of his millions, they’d say to each other, we wouldn’t have to rent apartments anymore. We could invest in startups, or start our own. They asked their friends and learned that it wasn’t uncommon for startup founders to distribute life-changing sums to their employees after a big deal.
In the deal, the founders only had a certain allocation of stock for their staff, and felt that the size of the longest-serving employees’ reward shouldn’t come at the expense of those who’d worked for less time. They could have avoided a lot of bitterness by offering cash from their own winnings, but didn’t think the employees working for such a short time should feel so entitled.<...>
Instagram was coming of age in an industry that revered and empowered founders above all else. In the deal contract negotiated with Facebook, Systrom and Krieger are the only two Instagrammers described as “key employees.” The magic Facebook was paying for was theirs.

5
Ответить

Не знал про эту историю
перевел тут яндексом
Сотрудники Силиконовой долины часто решают получать более низкую зарплату, чтобы работать в таком стартапе, как Instagram, который предлагает опционы на акции
Instagram был самым крупным приобретением мобильного приложения, которое когда—либо происходило, - лучший капитал, который они могли бы выбрать. Instagram Facebook Facebook, но если бы пользователи Инстаграма приняли предложения о работе в Facebook, Facebook отменил бы их опционы на акции в Instagram и вместо этого предоставил бы им ограниченные акции в Facebook. Их график распределения акций начнется сначала, как будто они уже не работали много месяцев.
Только три сотрудника проработали в Instagram достаточно долго, чтобы иметь возможность купить четверть своих акций Instagram и конвертировать их в акции Facebook по более низкой цене. У всех остальных не было бы богатства от акций Instagram. Поскольку Facebook собирался стать публичным, трем долгосрочным сотрудникам пришлось действовать быстро. По крайней мере, один из них на самом деле не мог позволить себе купить свои акции в Instagram, чтобы превратить их в акции Facebook.
Систром и Кригер (основатели, если что), с другой стороны, были награждены суммами, меняющими жизнь. Кригер прочно владел 10 процентами, а Систром-40 процентами, и таким образом получил чистую прибыль в размере 100 миллионов долларов и 400 миллионов долларов соответственно по первоначальной цене сделки. Систром был горд; он рассказал друзьям, что на следующий день после сделки зашел в местный гастроном, чтобы купить пять экземпляров "Нью-Йорк Таймс", и его позабавило, что кассир не узнал в нем человека, изображенного над складкой.
Оба начали изучать, как потратить это новое состояние, так, чтобы это заметила сплоченная команда. Кригер планировал благотворительные усилия, изучал, как и где пожертвовать деньги, а также интересовался коллекционированием современного искусства. Систром начал подыскивать дом и вложил деньги в кофе из Голубой бутылки. Иногда посылки Систрома из интернет-магазинов доставлялись в офис. Сотрудники заметили его новую машину, новые часы "Ролекс" и новые лыжи. Деньги наконец-то открыли для него возможность иметь лучшую, наиболее тщательно проработанную версию всего, что он хотел, например, ожившую ленту в Instagram.
Джессика Золлман, энтузиаст-евангелист сообщества, столкнулась с Систромом по поводу неравенства. Он объяснил, что то, что сотрудники получали от сделки, не подлежало обсуждению, все уже было согласовано с Facebook.
Расстроенный Золлман и некоторые другие отправились вместе в Санта-Монику без соучредителей, чтобы отвлечься от этого, но вместо этого оказались на своего рода сеансе групповой терапии. Если бы Кевин просто дал каждому из нас по одному из своих миллионов, они бы сказали друг другу, что нам больше не нужно было бы снимать квартиры. Мы могли бы инвестировать в стартапы или открыть свои собственные. Они спросили своих друзей и узнали, что основатели стартапов нередко раздают своим сотрудникам суммы, меняющие их жизнь, после крупной сделки.
В этой сделке основатели имели только определенное распределение акций для своих сотрудников и считали, что размер вознаграждения сотрудников, проработавших дольше всех, не должен зависеть от тех, кто проработал меньше времени. Они могли бы избежать большой горечи, предложив наличные из своего собственного выигрыша, но не думали, что сотрудники, работающие в течение такого короткого времени, должны чувствовать себя вправе.
Instagram достиг совершеннолетия в индустрии, которая превыше всего уважала основателей и наделяла их полномочиями. В контракте о сделке, заключенном с Facebook, Систром и Кригер являются единственными двумя инстаграмщиками, которых называют “ключевыми сотрудниками”. Магия, за которую платил Facebook, принадлежала им.

2
Ответить