Налоги за сотрудников: какие, сколько и как их уменьшить

В статье рассмотрим какие налоги необходимо платить предпринимателю за сотрудников. Вы узнаете какую долю составляют налоги в зарплате и как их можно уменьшить.

Сколько налогов платит предприниматель за сотрудников

С каждых 100 рублей на руки компании платят 35 рублей налогов.

Это касается малого и среднего бизнеса, у которого годовая выручка составляет не более 2 млрд рублей и численность персонала не превышает 250 человек.

Крупный бизнес с каждых 100 рублей на руки платит 50 рублей налогов.

Структура налогов

За каждого сотрудника компания платит два вида налогов: налог на доходы физического лица (НДФЛ) и страховые взносы.

НДФЛ — это налог работника, а не компании. Но обязанность удерживать НДФЛ с зарплаты сотрудника и перечислять в бюджет лежит на работодателе. Он выступает налоговым агентом.

Почему НДФЛ считают нагрузкой на компанию? При приеме сотрудника на работу обычно фиксируют оплату труда на руки. Сотрудника не беспокоит, что будет перечислять за него предприятие. Ему важно, сколько денег будет падать на банковскую карту.

Например, сотрудник хочет получать на руки 80 000 рублей. Для этого работодатель должен доначислить НДФЛ:

  • 80 000 / 0,87 = 91 954 рубля составит общее начисление, в котором 11 954 рубля — НДФЛ

С фонда оплаты труда (ФОТ) компания уплачивает страховые взносы. ФОТ — это сумма зарплаты на руки плюс НДФЛ.

Виды взносов и ставки приведены в таблице:

Виды отчислений и ставки.
Виды отчислений и ставки.

Применять пониженные ставки (третий столбец таблицы) могут компании, которые внесены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п.9 ст. 2 № 102-ФЗ от 01.04.2020).

К малому и среднему предпринимательству (МСП) относятся компании, у которых годовая выручка не превышает 2 млрд рублей и численность персонала не более 250 человек. Оба условия должны быть выполнены одновременно.

Для некоторых видов деятельности законом установлены пониженные ставки страховых взносов. Например, если компания занимается IT-технологиями и аккредитована в Минцифры, то общая ставка страховых взносов будет 7,8% (Статья 427 НК РФ). Бухгалтер компании должен следить за изменениями в законодательстве и применять льготы, если они есть.

Например, сотрудник получает на руки 80 000 рублей. Рассчитаем налоги и страховые взносы.

  • ФОТ = 80 000 / 0,87 = 91 954 руб.
  • НДФЛ = 91 954 - 80 000 = 11 954 руб.
  • Страховые взносы = 12 792 х 30,2% + (91 954 - 12 792) х 15,2% = 3 863 +
    12 033 = 15 896 руб.
  • Всего налогов = 11 954 + 15 896 = 27 850 руб.

Чтобы сотрудник получал на руки 80 000 рублей компания заплатит 27 850 рублей налогов. Доля налогов в зарплате составляет 35% (для МСП).

Для крупного бизнеса расчет будет выглядеть так:

  • ФОТ = 80 000 / 0,87 = 91 954 руб.

  • НДФЛ = 91 954 - 80 000 = 11 954 руб.

  • Страховые взносы = 91 954 х 30,2% = 27 770 руб.
  • Всего налогов = 11 954 + 27 770 = 39 724 руб.

Чтобы сотрудник получал на руки 80 000 рублей компания заплатит 39 724 рублей налогов. Доля налогов в зарплате составляет 50% (для крупного бизнеса).

Как можно уменьшить налоги при работе с физлицами

Договор ГПХ с физлицом

При договоре ГПХ с физлицом компания не платит страховые взносы на травматизм. Все остальные взносы и НДФЛ начисляют в том же размере, как при трудовом договоре.

Экономия по налогам в 0,2% — ни о чем. Поэтому договоры ГПХ с физлицами заключают, чтобы не сталкиваться с требованиями Трудового кодекса.

Например, на время испытательного срока проще принять физлицо по договору ГПХ. Закончился срок действия договора — закончились ваши отношения, если Исполнитель не подошел.

При трудовом договоре (ТД) нужно выпускать приказы о приеме на работу и увольнении, делать соответствующие записи в трудовой книжке, вести табель учета рабочего времени, оплачивать больничный, если сотрудник заболеет.

Договор с ИП

Договор заключают с физлицом в статусе ИП. Ваши отношения будут проходить в режиме Заказчик-Исполнитель.

В договоре указывают конкретный вид работ/услуг, конечный результат (например, пошив 1000 комплектов спецодежды), срок исполнения, стоимость договора, документы, которыми подтверждается выполнение работ и условия оплаты.

При договоре с ИП компания не будет платить страховые взносы и НДФЛ.

ИП нужно открыть расчетный счет в банке, платить 6% налог УСН, обязательные страховые взносы 40 874 рублей год. Если годовой доход ИП превысит лимит 300 тысяч рублей, то необходимо будет заплатить 1% от суммы, превышающей лимит.

ИП закладывает эти расходы в стоимость услуг. По сути их будет оплачивать Заказчик, но это выгоднее в 4-5 раз по сравнению с ТД.

Также ИП должен сдавать отчетность в ФНС.

При договорах с ИП есть риск вызвать подозрение ФНС в уклонении от уплаты налогов. Если налоговая это докажет, то компании доначислят НДФЛ и страховые взносы, а также штрафы и пени.

Чтобы не привлекать внимание налоговой нужно соблюдать правила отношений Заказчик-Исполнитель.

Выполнение работ должно быть подтверждено актом, в котором будет указан конечный или промежуточный результат работы (например, за июнь изготовлено 150 комплектов спецодежды). Акт должен быть оригинальным с подписями и печатями. Оплачивать работу нужно на основании акта в сроки, указанные в договоре.

Все это очень проблематично. Сейчас вектор сменился в сторону работы с самозанятыми.

Договор с самозанятым

Правила работы с самозанятыми такие же, как с ИП: порядок в первичке и оплата за результат. Но быть самозанятым намного проще, чем ИП: не надо сдавать отчетность и платить страховые взносы. Налог на профессиональную деятельность можно платить в мобильном приложении в пару кликов.

Налог самозанятого при работе с физлицами — 4% от дохода, при работе с юрлицами — 6%. Сумму налога Исполнитель будет включать в стоимость договора, но для Заказчика это в 5 раз выгоднее по сравнении с ТД.

При работе с самозанятыми компания не платит страховые взносы и НДФЛ. Но если годовая выручка самозанятого превысит лимит 2,4 млн рублей, то с суммы выше лимита самозанятый должен будет заплатить НДФЛ, а компания страховые взносы.

Зарплата в конверте (незаконный способ)

Некоторые предприниматели не хотят платить высокие зарплатные налоги и платят зарплату в конверте. Если компания пользуется услугами посредников для обналичивания, то комиссия за вывод средств составляет 10-20% в зависимости от системы налогообложения посредника. Процент комиссии с каждым годом увеличивается (Источник).

Лучше этим не пользоваться и заключать договоры с самозанятыми — законный способ с меньшими расходами.

Что в итоге

Если компании нужна стабильная команда и развитие компетенций внутри коллектива, то лучше оформлять сотрудников в штат и платить 35-40 рублей налогов с зарплаты. С этим ничего не поделаешь.

Если в компании возможна сдельная оплата за результат и не нужно развивать компетенции сотрудников (официанты, бармены, водители и т.п.), то тогда можно работать с самозанятыми. Для компании это будет в 5 раз дешевле по сравнению с ТД и не придется применять выплату зарплаты в конверте.

Материал подготовили S4 Consulting.

Наш Telegram канал про бухгалтерию и налоги для предпринимателей на языке предпринимателей.

1010
55 комментариев

Резюме: 
Налоги за сотрудников: какие, сколько и как их уменьшить?

Какие - неподъемные.
Сколько: половина от з/п
Как их уменьшить (законно) - никак.

7
Ответить

"Если в компании возможна сдельная оплата за результат и не нужно развивать компетенции сотрудников (официанты, бармены, водители и т.п.), то тогда можно работать с самозанятыми. Для компании это будет в 5 раз дешевле по сравнению с ТД и не придется применять выплату зарплаты в конверте." - Только при этом не стоит забывать что всегда есть риск переквалификации отношений в трудовые. Это касается не только ИП, но и плательщиков НПД,

3
Ответить

Да, есть риск, если неправильно с ними работать.

Вся логистика в основном работает через НПД или ИП (таксисты, курьеры). В том числе крупный бизнес (деливери, вайлдберриз, яндекс).

Ответить

А разве можно физ. лицу платить ежемесячно по ГПХ в рамках работы над одним проектом, например, в течение полугода? Вроде как им можно оплатить только по факту выполнения проекта? (я вообще не разбираюсь в этом)

2
Ответить

Если это правильно документально оформить, в том числе не предоставляете физ. лицу рабочего места, графика работы, необходимости подчиняться внутреннему распорядку, расписывать подробно за что конкретно оплата произведена (а не просто так, иначе это как зарплата выйдет и уже звоночек для проверяющих). При каждом получении денег оформлять акт оказания конкретных услуг выполненных за которые перечислены деньги. Это я так, навскидку. Так это конечно надо более углубленно вникать, но если правильно всё организовать, то придраться будет не к чему. 

2
Ответить

Прописываете в договоре результат работы и стоимость за единицу результата. Оплачиваете услуги только по факту выполненных работ с подтверждающей документацией. Проблем не будет.

Если проект крупный, то дробите на этапы и за каждый этап оплачиваете работы.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить