[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Philipp Kontsarenko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430","\u0442\u0435\u0445\u043d\u0438\u043a\u0430"], "comments": 53, "likes": 54, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26660" }
Philipp Kontsarenko
17 603

Борьба за SIM

Колонка менеджера по продукту vc.ru о том, как смещается центр силы на рынке мобильной связи.

Поделиться

В избранное

В избранном

Еще одна лишняя деталь

Презентации iPhone 7 в сентябре 2016 года многим запомнилась решением Apple отказаться от традиционного разъема для наушников. Он слишком устарел и занимал в корпусе много места, которое в современных смартфонах становится всё более ценным и дефицитным, объяснила тогда компания свой шаг.

Если продолжить эту мысль, то можно легко найти еще один устаревший элемент, который также занимает слишком много дефицитного места в смартфоне — это разъем для SIM-карт.

Однако презентация Apple Watch Series 3 показала, что избавиться от него будет не так легко, как от разъема для наушников. Нужно договориться со всеми операторами связи, а они, судя по всему, пока не горят желанием убивать привычные SIM-карты даже в таком небольшом (с точки зрения трафика) продукте, как «умные» часы.

Кусок пластика с чипом

Основная функция SIM-карты — произвести идентификацию абонента в сети. Для этого на карте, которая представляет собой миниатюрный компьютер, хранится уникальный идентификатор и 128-битный ключ. Данные позволяют мобильной сети понять, что за абонент к ней подключается.

Система идентификации абонентов при помощи SIM-карт создана для того, чтобы пользователи могли без особых проблем менять телефоны — раньше для этого нужно было после покупки аппарата идти к оператору, чтобы тот перепрограммировал устройство.

Какое-то время SIM-карты также использовались для хранения контактов пользователя, однако эту функцию быстро забрали на себя облачные сервисы.

За 20 лет существования телефонные карты претерпели лишь несколько изменений: каждый раз от них отрезали всё больше ненужного пластика, чтобы, наконец, оставить только чип.

Эволюция SIM-карт

Что не так с SIM-картами

Несмотря на то, что SIM-карты были созданы для того, чтобы сделать использование смартфона максимально удобным, сейчас они являются основной преградой для рынка мобильных устройств. Причина не только в их размере, но и в самой идее.

Во-первых, одна SIM-карта — это один номер телефона, один смартфон, который может подключиться к сети. При этом у современного пользователя в большинстве случаев есть еще как минимум одно устройство, которое он постоянно использует — планшет или компьютер. Для этого приходится покупать еще одну карту с бессмысленным номером, по которому не позвонишь.

Во-вторых, SIM-карта жестко привязывает пользователя к одному оператору. Стоит абоненту выехать за пределы домашней сети, он сразу сталкивается с проблемами связи: высокие тарифы в роуминге, необходимость подключаться к местному оператору или использовать какую-нибудь SIM-карту для путешественников.

В-третьих, это небезопасно. Злоумышленник может получить доступ к данным пользователя в различных сервисах, переставив SIM-карту в другой телефон.

И, главное, это неудобно. Можно мгновенно открыть счет в банке, но по-прежнему нельзя сменить оператора за пару кликов.

Операторы vs. производители

Очевидно, что текущая схема выгодна бизнесу мобильных операторов: с каждым новым «умным» аппаратом абонента у оператора появляется новый контракт. При этом пользователь почти никогда не использует свои устройства одновременно — значит, можно не переживать по поводу резкого роста трафика сразу по всем подключениям одного абонента.

Кроме того, наличие физических SIM-карт заставляет пользователей посещать салоны связи, в которых можно предложить дополнительные товары и услуги.

На другой стороне мобильного фронта находятся производители устройств, которые стремятся окружить пользователя как можно большим количеством «умной» техники, постоянно подключенной к облаку. Их бизнес — сервисы и время, которое клиент в них тратит.

Облако устройств Apple для одного пользователя

При этом производители смартфонов, которые стремятся делать все процессы максимально бесшовными, чтобы сохранять высокую конверсию, не могут проделывать то же самое с продажами — все мобильные продукты, которые они продают в своих магазинах, требуют от потребителя дополнительный шаг — привязку к оператору.

Операторы связи для таких производителей воспринимаются как посредники, которые создают дополнительные преграды по выстраиванию экосистем вокруг пользователей. При этом очевидно, что ссориться с такими посредниками нельзя.

Виртуальные SIM

Самый известный борец с посредниками Стив Джобс еще до презентации первого iPhone вынашивал идею отказа от эксплуатации существующих сотовых сетей. Основатель Apple хотел организовать отдельную сеть для смартфонов на базе нелицензируемых частот Wi-Fi-роутеров.

От идеи пришлось отказаться, но Apple всё равно продолжала искать решение и в 2011 году запатентовала систему на основе мобильного виртуального оператора: предполагалось, что с его помощью абонент может в любой момент выбрать любого доступного провайдера для iPhone без посещения офиса оператора.

Первую осторожную попытку выйти на рынок сотовых операторов Apple сделала в 2014 году, представив Apple SIM для iPad. Карта позволяла владельцам планшетов выбирать в меню операционной системы между краткосрочными тарифными планами операторов в США и Великобритании. Многие аналитики восприняли анонс с восторгом, однако дальнейшего глобального развития Apple SIM не последовало — эксперты предполагают, что компания не хотела портить отношения с операторами.

Потенциал eSIM

Новая попытка изменить ситуацию на рынке — стандарт eSIM. Это встроенный в устройство чип, на который можно загрузить информацию об операторе удаленно. Таким образом пользователь может не переставлять SIM-карты, а просто загружать разные профили операторов.

С помощью eSIM ИТ-компании смогут максимально упростить процесс подключения новых устройств к облаку — после покупки очередного «умного» аппарата достаточно выбрать подходящую иконку в меню устройства.

Впрочем, пока производители мобильных устройств действуют очень осторожно, чтобы не испортить отношения с операторами. Первые «умные» часы с поддержкой eSIM выпустила Samsung в 2016 году, в сентябре 2017 года аналогичную функцию добавила Apple в свои Watch Series 3.

Apple Watch Series 3 с поддержкой мобильной связи

Часы дублируют данные со стандартной SIM-карты, встроенной в смартфон. Если компании смогут договориться со всеми операторами о поддержке связи в часах, вполне возможно, что эту функциональность вскоре перенесут и на смартфоны. Однако новый стандарт хранит в себе «опасный» потенциал для рынка.

eSIM смещает центр силы на рынке связи и превращает операторов в поставщиков инфраструктуры для производителей смартфонов.​

С отказом от физических карт операторы теряют рычаги удержания клиентов — смена оператора становится такой же простой процедурой, как смена Wi-Fi, а управление связью постепенно может перейти к таким компаниям, как Apple, Google или Samsung.

Например, представьте виртуальный мобильный оператор, который привязан к Apple ID или аккаунту Google и обеспечивает связь сразу на всех устройствах пользователя. Достаточно авторизоваться под своим профилем на смартфоне, и он автоматически подключится к нужному оператору — это абсолютно бесшовное взаимодействие.

Или даже больше — новый оператор сможет работать сразу со всеми сотовыми провайдерами. В каждый момент времени он определяет, какой из операторов обеспечивает лучшую скорость, и использует его мощности.

Такое развитие событий может ударить по амбициям компаний связи, которые не захотят стать простыми поставщиками. Однако инициатива уже перехвачена — производители смартфонов уже давно принуждают провайдеров подстраиваться под их стандарты.

С eSIM может случиться такая же история. Ведь если Apple, Google и Samsung смогли договориться с консервативными банками, то почему бы не сделать то же самое с операторами.

#колонка #техника

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления