Offline + Tech: какие новые направления в отраслях появились в пандемию

Продолжаем серию материалов о том, как трансформировался бизнес с начала локдауна. В подборке представители различных отраслей, предприниматели и топ-менеджеры рассказали о ключевых новациях и направлениях, которые пандемия привнесла в их работу, а также поделились мнением относительно их инвестиционной привлекательности.

Offline + Tech: какие новые направления в отраслях появились в пандемию

Первый материал серии доступен на VC.

TravelTech

Сергей Пирожников
Основатель Купибилет

Новые перспективные направления в туристической отрасли сегодня, которые получили широкое распространение с приходом пандемии: экотуризм и глэмпинги. Экотуризм в последний год стремительно набирает обороты и скоро станет одним из наиболее востребованных продуктов в отрасли, в связи с этим предприниматели все чаще выбирают данные направления для вложения средств. Постройка глэмпингов является инвестиционно привлекательной и имеет достаточно быструю окупаемость. Чаще всего создание отелей в диких условиях требует намного меньших вложений, нежели строительство премиум отеля в пределах мегаполиса, но цены на проживание устанавливаются аналогичные.

Глэмпинг, как новая концепция отдыха, в нашей стране пока развит слабо, учитывая то, что за последние два года по данным Ассоциации Глэмпингов их количество удвоилось с 60 до 150 в России. В ближайшее время, вероятно, этот вид туризма станет одним из быстрорастущих. Развитие инфраструктуры в удаленных туристических дестинациях, создание новых точек для отдыха в период локдауна позитивно скажется на развитии экотуризма в целом. Это спровоцирует появление новых туров и повысит популярность путешествий в рамках страны.

Также одним из наиболее интересных трендов, появившихся в отрасли в последнее время, является посещение туристами удаленных необычных локаций и, как следствие, длительные перелеты. В связи с тем, что многие дестинации, которые ранее были популярны, закрыты, люди решаются на нестандартные и неожиданные для себя решения, например, путешествия в Африку. А многие люди, в принципе, выбирают работу за границей, если им позволяет такая возможность. Из-за чего некоторые страны, такие как ОАЭ, даже ввели специальные упрощенные виды на жительство для тех, кто предпочитает работать удаленно.

В связи с этим многие участники туристической отрасли уже адаптируют свои продукты под новый сегмент путешественников, создают новые турпродукты, что также привлекает внимание инвесторов.

SecurityTech

Алексей Новиков
технический директор компании Axoya

Жаркое лето 2021 года совпало с очередной волной пандемии. Это обусловило стабильный и растущий интерес заказчиков к системам и средствам автоматизации контроля, которые применимы в местах скоплений или большого потока людей. Мы в Axoya занимаемся электроникой с интегрированным ИИ и решениями, работающими в реальном времени. В последний год мы отмечаем высокий интерес на рынке от государства и различных частных компаний к периферийным устройствам автоматизированного визуального контроля, где главными продуктами выступают новые виды камер видеонаблюдения и тепловизоров.

Интерес к видеокамерам возник из-за общего повышения их технологичности, как часто принято говорить «смартовости». Камеры сегодня выступают в качестве средства интеллектуальной сигнализации о происходящем, а также как средства видеоаналитики. Тепловизоры стали очень популярны для наблюдения и детектирования в условиях плохой погоды и слабого освещения, а также для поточного контроля температуры тела людей, что необходимо для своевременного обнаружения носителей вирусов. Бесспорно, тепловизоры в ближайшем будущем будут выступать в качестве одного из самых распространенных первичных средств автоматизированного контроля. Мы в компании Axoya видим высокую потребность рынка в данных продуктах, в связи с чем для своих и партнерских проектов производим «умные» камеры и тепловизоры с интегрированными биометрией и видеоаналитикой.

Российский рынок ждет прежде всего отечественных решений с высокой экономической эффективностью и готовых к работе практически «из коробки», без необходимости сложной интеграции и программирования. Готовые к этим ожиданиям рынка игроки, скорее всего окажутся в топе популярности.

В области решений контроля и управления доступом в ближайшее время будет наблюдаться постепенный отказ от использования карт и контактных считывателей. Биометрия или электронные виртуальные идентификаторы заберут себе долю рынка.

Мы в Axoya считаем направление биометрии более перспективным по сравнению с использованием ID пользователя, хранимого в персональном гаджете. Применение биометрического подхода позволяет эффективнее использовать естественные признаки и атрибуты, присущие человеку, чтобы на их основе сформировать профиль предпочтений и ожиданий пользователя.

В России наиболее популярна биометрия лица, ее, на наш взгляд, догоняет биометрия венозного рисунка ладони и биометрия радужной оболочки глаза. На фоне волн пандемии и новых потребностей, которые она вызвала в обществе, биометрия радужной оболочки глаза стала очень перспективной технологией, из-за бесконтактности и возможности считывания биометрического признака дистанционно. Однако решения на базе этой технологии пока являются более дорогостоящими и имеют некоторые характерные сложности, например, сбор первичных данных, но имеющиеся сейчас опытные технологические и продуктовые разработки выглядят весьма многообещающе. Можно ожидать, что еще до конца 2021 года рынок увидит новые решения российской научной и инженерной школы в этой области.

Будет успех — будут и инвестиции. Современные технологии, построенные на современных подходах, универсальны, мобильны, и применимы в любой точке земного шара. Нам приятно, и для нас важно, что эти технологии рождаются здесь — где мы живем, где действуют наши головы и наши руки, и где подрастают новые идеи и таланты.

Однако есть факторы, которые несколько сдерживают возможный успех проектов, а также популяризацию российских разработок и решений за рубежом:

  • Во-первых, технологии с применением ИИ получили определенное признание общества и перестали быть «вещью в себе» — изолированными и узкоспециальными. Для успеха в бизнес-среде сейчас очень важна готовность разработок для встраивания их в существующий ИТ-ландшафт организаций и их свободная интеграция с корпоративными системами. В противном случае возможный успех проекта будет определяться наличием большого бюджета для проведения всесторонней системной интеграции.
  • Во-вторых, на рынке сегодня продолжают расти и развиваться «экосистемы», обслуживаемые крупнейшими игроками (Сбером, Яндексом, Ростелеком и т.п.). Конкуренция с ними для компаний с более фокусной специализацией будет носить нишевый характер. Поэтому, открытая и конструктивная кооперация между компаниями-специалистами, гибкая «склейка» разработок может оказаться одновременно как средством выживания и успеха, так и средством стимулирования здоровой рыночной конкуренции и будущих достижений.

E-commerce

Александр Стрелов

основатель и CEO Pokupo

Одна из отраслей, которая показала наибольший рост в период пандемии — это e-commerce. Продемонстрируем этот тезис личным кейсом: за 2020 год выручка Pokupo увеличилась в 4 раза. Масштабный локдаун стал катализатором развития отрасли. Появились вызовы, которые компании не могли игнорировать — резко возросший спрос на товары первой необходимости, адаптация своих бизнес-стратегий под новые реалии и многие другие. Если в начале года малые и средние предприниматели строили преимущественно оффлайн-коммуникацию с потребителем, то с наступлением коронавирусных ограничений ситуация кардинально поменялась: многие потенциальные клиенты стали нашими реальными клиентами. У продавцов возникли трудности в полноценной интеграции в онлайн-среду, и они обратились в Pokupo за помощью — экспертизой и инструментарием для ведения бизнеса в интернете.

У людей сформировались новые потребительские привычки: покупки через сайты стали повседневной практикой. Данный формат гораздо удобнее для покупателя — сокращаются затраты времени и ресурсов на приобретение продукта. Поэтому мы уверенно говорим об укреплении тенденции: в перспективе случится еще больший приток пользователей, предпочитающих онлайн-шоппинг.

Еще один устойчивый тренд — становление маркетплейсов. Это связано с тем, что у них уже давно существует своя выстроенная логистическая система. А как показала практика, 2020 год привел к коллапсу: отдельные компании не могли выстроить логистику в условиях закрытых границ. Именно поэтому продавцы стали работать с маркетплейсами, что обеспечило им возможность стабильного ведения бизнеса, не опасаясь сбоев в транспортировке и доставке товаров. В противовес этой тенденции немало предпринимателей запустили собственные локальные интернет-магазины, так как это позволяет полностью контролировать качество обслуживания покупателей и сохранять независимость от крупных торговых площадок.

Понимание того, что ограничения в «живом» секторе еще будут сохраняться неопределенное время, привело к органическому развитию рынка в сторону дистанционных продаж и к становлению на нем новых игроков. Однако это коснется не всех продуктовых ниш — так, например, особая востребованность интернет-аптек и сервисов по доставке еды будет снижаться вместе с выходом мира из коронавирусной турбулентности.

FinTech

Сергей Леонидов
генеральный директор финансового маркетплейса Сравни.ру

Один из важных итогов пандемии для бизнеса — это изменение поведения потребителей, а именно их резкий переход в онлайн. Новая аудитория перешла на цифровые сервисы с началом локдауна, а после большинство там и осталось, т.к. понравились удобство и скорость такого формата. Изменения особенно хорошо заметны в финансовом секторе. Это очень традиционная индустрия и, несмотря на то, что банки уже пару лет активно трансформируются, потребители все еще привыкли оформлять многие финансовые продукты оффлайн.

Пандемия же не оставила никому выбора и даже старшее поколение стало пользоваться услугами удаленно. Мы об этом можем судить хотя бы по показателям sravni.ru — по итогам прошлого года количество наших пользователей выросло на рекордных 34%.

Спустя полгода 2021го мы видим, что эта тенденция никуда не уходит, и я уверен, что она сохранится и после пандемии. Трудно представить, что клиенты станут снова активно приходить в банковские отделения и занимать очередь в «окошко», если они уже привыкли к денежным переводам и оформлению финансовых продуктов в несколько кликов у себя дома в любое удобное время.

Банки и страховые компании это тоже прекрасно осознают. Поэтому в прошлом году они еще активнее начали переводить свои продукты и услуги в онлайн. А также размещать их на маркетплейсах, которые стали еще популярнее. Современному потребителю недостаточно просто оформить услугу, он постоянно анализирует варианты и ищет площадку, где можно выбирать из самых разных предложений в одном месте. Логичным следующим шагом в этой истории в прошлом году стал новый закон о финансовых маркетплейсах — теперь они могут не только предоставлять возможность сравнивать предложения от разных компаний, но и продавать их прямо на своей площадке бесшовно. Так, в ближайшее время мы запустим первый в России лицензированный кредитный маркетплейс и клиентам не придется дополнительно переходить на сайт банка — все можно выбрать и приобрести на одной площадке. Самим банкам это позволит привлечь новую аудиторию. Особенно это важно средним и небольшим игрокам. Им будет проще обратить на себя внимание потенциальных клиентов без необходимости крупных вложений в рекламу и офлайн точки продаж.

E-commerce на авторынке

Виталий Малыхин
CЕО и основатель CARL

Пандемия показала, что любую процедуру покупки можно полностью или частично вывести в онлайн. А с помощью оцифровки воронки продаж путь к приобретению продукции становится удобным для пользователя. Даже сложная и дорогая покупка автомобиля не исключение: в современном мире, по моему мнению, она должна начинаться с мобильного тест-драйва в удобное время и в удобном месте, а не отнимать дни и недели жизни на поездки в дилерский центр. Сейчас, когда вирус показал нам всем, насколько дорого личное время и нежелательны лишние контакты, бизнес должен переориентироваться: максимально персонифицировать предложения, сделать удобство клиентов абсолютным приоритетом, внедрять новые форматы выбора товаров и услуг. Стандарты рынка стремительно меняются: без цифровизации на нем скоро будет не удержаться. На мировом рынке давно работаю технологические проекты в направлении E-commerce — автопрому давно пора переключить на подобные технологии. Однако, согласно исследованию KMDA о цифровой трансформации в России, автобизнес в нашей стране только начинает этот процесс. Но движение в нужном направлении есть: например, наша онлайн-платформа CARL уже действует и для тех, кто покупает автомобили, и для тех, кто их продает: то есть в направлениях B2C и B2B сразу.

Меняются каналы коммуникаций, а с ними и запросы потребителей, сегодня всем стало понятно, что у клиента появляется новый покупательский паттерн — «общение» с удобными приложениями — такими, как у Яндекса, Тинькофф и т.п. Это так называемые «супераппы» про все сразу — про путешествия, обучение, бронирования, аренду, покупки, доставку и т.п. И специализированным онлайн-платформам важно в них интегрироваться, чтобы быть удобными точками входа к тем услугам, которые они предоставляют. Например, в ситуации выбора автомобиля можно забронировать тест-драйв, выбрать автомобиль из доступных, получить оффер и сразу же полностью оплатить его добавив услуги кредита и страховки. Когда этот же функционал доступен в «супераппах» крупнейших компаний потребитель сможет чувствовать себя комфортно: не надо раскапывать залежи в поисковых платформах. Это время — про удобство. Всё как на ладони.

Такие решения, по нашему опыту, снижают стоимость продажи автомобиля для автопроизводителя: затраты на маркетинг, привлечение клиента в дилерский центр и т.п. По нашим данным, стоимость продажи автомобиля для автопроизводителя из медийной рекламы — от 150 до 600 тысяч рублей в зависимости от класса. SааS-продукты могут снизить ее в разы, существенно увеличив количество продаж с тем же маркетинговым бюджетом.

И как ни парадоксально, в сфере В2В та же SaaS-платформа нацелена и на помощь дилерам. Да, клиент «схвачен» чуть раньше, но в итоге приведен к дилеру же, а часть его работы уже сделана. Причем быстрее, удобнее, технологичнее — без присутствия человеческого фактора, который нередко отбивает желание покупать. Дилеры и производители все чаще выбирают решения SааS, им необходимо также меняться, как и всем: наличие партнерского программного обеспечения позволяет автопроизводителям стать более современными и быстрыми, чего им сильно не хватает, а также снизить стоимость привлечения клиента и создать дополнительный канал продаж.

Цифровизация автомобильного бизнеса затрагивает и самих производителей автомобилей и их стандарты. Новый стандарт продаж — неагрессивных, клиентоориентированных, быстрых — уже действует, и постпандемийный мир и новые реалии сыграли в его развитии огромную роль. Онлайн есть у любого ритейла, мобильные системы бронирования и e-commerce охватывают все сферы жизни, и не участвовать в этом уже невозможно.

1414
3 комментария

на самом деле хоть один плюс этой короны, люди начали двигаться

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Худа без добра не бывает.

Ответить