[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Vadim Makeenko", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 20, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "27811" }
Vadim Makeenko
1 703
Блоги

Как работодателю обеспечить исключительные права на служебные произведения сотрудников

И что делать, если права на результат творческого труда работника оформлены неверно, — рекомендации юриста компании Legal Jazz.

Поделиться

В избранное

В избранном

Служебное произведение — это произведение, созданное работником в рамках своих трудовых обязанностей. Это может быть программный код, рекламные слоганы, графические решения интернет-сайта. Естественно, работодатель уверен, что раз работник создал такой объект, то права на его использование принадлежат компании.

Об этом говорит и статья 1295 ГК РФ. В чем же проблема? Почему вообще стоит об этом думать? Потому что на практике случаются проблемы, и работодатель поздно узнает, что ему не принадлежит то, что создал его работник.

Приведем пример. Редактор одного интернет-издания попросил штатного фотографа осветить известное городское мероприятие. Необходимо было сделать фоторепортаж и написать статью с отзывами о мероприятии. Задание редактор оформил в письменном виде. Фотограф разместил статью от собственного имени. Редактор не смог ничего сделать. В чем была его ошибка?

В трудовом договоре и должностной инструкции фотографа не было указано, что в трудовые обязанности этого сотрудника входит написание статьей (создание литературных произведений, если говорить языком юридических формулировок). Раз создание литературных произведений не является обязанностью фотографа согласно его трудовому договору, исключительное право на неё сохраняется за работником, а работодатель не имеет на неё прав.

То, что фотограф писал статью в рабочее время, на своем рабочем месте и по письменному указанию работодателя, никакого значения не имеет, так как написание статей не входит в его обязанности согласно трудовому договору (Постановление пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 № 15 п. 26).

Как же сделать так, чтобы исключительные права на произведение перешли работодателю? Нужно, чтобы произведение считалось служебным. Для этого требуется одновременное выполнение следующих условий:

  1. С работником-автором заключен трудовой договор,
  2. В обязанности работника входит создание объектов интеллектуальной собственности (например, фотографии, программы). Это может быть указано в трудовом договоре и конкретизировано в должностной инструкции.
  3. Произведение создано в период действия трудового договора.

Закон применяется одинаково как для незначительного результата труда (строчка кода или анонс мероприятия в пять предложений), так и для значительного. Актуальной же проблема становится, только если объект стоит того, чтобы спорить о нем в суде.

Что делать, чтобы исключительные права на служебное произведение точно перешли работодателю

1. Не использовать типовую форму трудового договора

Важно указывать фактические обязанности работника. Если задание работодателя не входит в трудовые обязанности работника, то созданное произведение не рассматривается как служебное. Значит, исключительное право на него принадлежит работнику, и работодатель может его использовать только на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты вознаграждения.

Договор может давать работнику право использовать произведение. В таком случае работодатель использует объект в целях, которые были указаны при оформлении служебном задании. Автор произведения же имеет право использовать его во всех остальных случаях.

Что делать, если работник создал произведение, хотя такой обязанности не было отражено в договоре? Лучше заключить договор об отчуждении исключительных прав на этот объект. Исправлять трудовой договор (добавлять новые обязанности) задним числом точно не стоит.

2. Включить в трудовой договор вознаграждение за использование произведений

Важно понять: вознаграждение выплачивается помимо зарплаты.Автор получает зарплату за само создание произведения, а использование работодателем созданного произведения должно оплачиваться отдельно.

Обязанность по выплате вознаграждения работнику остается у работодателя и после прекращения трудовых отношений. Она сохраняется у работодателя, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Выплачивать вознаграждение сотруднику необходимо, если:

  • Работодатель получил служебное произведение.
  • С этого момента прошло меньше трех лет.
  • Работодатель начал использовать произведение, передал ему кому-то или принял решение сохранить его в тайне.

.

Разумный способ избежать претензий со стороны автора — предусмотреть в трудовом договоре в качестве вознаграждения разовый или периодические платежи. Размер вознаграждения законом не установлен, поэтому работодатель может указать любую сумму прямо в трудовом договоре или ином дополнительном соглашении, заключенном между работником и работодателем

3. Разработать и утвердить положение о служебном произведении

Актуально, если в трудовом договоре не указана процедура создания и оформления служебного произведения (то есть почти всегда). Такую процедуру можно отразить в положении о служебном произведении. В нем указать следущее:

  • Как служебное задание будет направляться работнику (электронная почта, письменная форма).
  • Особенности оформления работником готового произведения (например, стоит указать дату создания произведения; это подтвердит, что договор действовал; назначение подтвердит, что создание входило в трудовые обязанности).
  • Как готовое произведение будет передаваться работодателю.
  • Порядок принятия служебного произведения работодателем (подписания актов приема-передачи, публикация).
  • Как будет происходить выплата работнику вознаграждения.

Небольшое отступление: если вы передаете созданный работником объект для доработки (например, передаете подрядчику для ретуши фотографий), то с таким подрядчиком также следует заключить договор и подписать акт о передаче всех прав вам.

Почему это важно

Нарушение одной из формальностей может привести к нескольким последствиям. Например, работник может обратиться за компенсацией своих нарушенных прав (от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей за каждый объект либо в двукратном размере стоимости экземпляра, при создании которого использован объект).

Возможно и более важное последствие: работодатель может проиграть спор с кем-то, кто использует объект, созданный работником. Работодатель может проиграть именно из-за того, что не сможет подтвердить основание возникновения своих прав на объект (не все документы были подписаны с работником), а в итоге не сможет доказать и факт нарушения своих прав.

Следование рекомендациям выглядит как огромное количество бумажной работы. Однако если у вас интернет-магазин, где контент (например, фотографии) имеет значение, или программный продукт, который создают для вас работники и вы его потом продаете, то не следует пренебрегать подписанием необходимых документов. Иначе, в случае спора отстоять свои интересы будет сложно.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления