Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться

Привет! Меня зовут Вероника Жалкая, я дизайн-директор IT-компании Artsofte. В прошлой статье я рассказала, как начинающему дизайнеру выстроить систему развития, чтобы быть востребованным на рынке.
Сейчас я хочу подробнее разобрать навыки, которые нужны продуктовому дизайнеру.

Продуктовая разработка и дизайн: почему мир больше не может терпеть страшные интерфейсы

Давным-давно, на заре IT-рынка, первичны были технологии. И люди под них подстраивались. Это работало, потому что продуктов было мало и конкуренции не было — всем было важно, чтобы продукт работал, а желания пользователей никого не волновали.

Если посмотреть на старые системы, то глазам становится больно. Пользователи страдали. Они месяцами (или даже годами) осваивали новый софт и его функционал.

Поэтому у огромных продуктов до сих пор проблемы и с юзабилити и с UI — не так просто взять и изменить логику и интерфейс всей системы, когда она разрослась в нечто огромное с миллионами пользователей.

Со временем ситуация стала меняться. Быстрый рост технологий, распространение интернета, увеличение числа пользователей и снижение порога входа в мир IT привели к росту конкуренции. Если раньше были большие продукты, которые закрывали потребности пользователя во всем, но были максимально неудобными, то теперь есть много маленьких продуктов, из который пользователь может выбирать сам.

А пользователь выбирает удобное. И ему проще выбрать несколько удобных продуктов на разные задачи, чем одного непонятного, страшного и перегруженного, но функционального монстра. Это и изменило подход к разработке — потребности человека и его удобство стали первичны.

Сегодня пользователи очень привередливы, поэтому на первый план выходят исследование аудитории, тестирование, выявление потребностей, и, конечно, UX и UI. Любую технологию нужно упаковать так, чтобы людям было легко и просто с ней разобраться. Иначе конкуренты скопируют идею, но сделают более удобный продукт, а вы умрете с голоду.

Кто такой продуктовый дизайнер и за что он отвечает

Сейчас продуктовый дизайн важен как никогда. От работы дизайнера и его решений зависит большая часть успеха продукта. Дизайнер в продукте отвечает за:

  • анализ пользовательского опыта,
  • выявление проблемных мест,
  • проектирование решений этих проблем или новых задач,
  • тестирование визуальной части продукта (насколько визуал нравится пользователям, понимают ли они его, или нужно менять стилистику),
  • целостность клиентских сценариев и улучшение сервиса в целом.

Работа дизайнера очень тесно связана с работой менеджера продукта, в идеальном мире они дополняют друг друга настолько, что иногда их можно спутать. Но дизайнер больше отвечает за визуал и мыслит со стороны пользователя, а менеджер — со стороны бизнеса и рентабельности продукта.

Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться

Особенность продуктового дизайна

Профессия достаточно молодая и четких требований к ней еще нет. Разные компании ждут от дизайнеров разного функционала, но все сходятся на том, что недостаточно просто рисовать, прототипировать или заниматься аналитикой.

Продуктовый дизайнер – это специалист с широчайшим спектром знаний и навыков. Здесь и аналитик, и проектировщик, и UX/UI дизайнер, и даже моушн и копирайтер. А еще это человек, который, чтобы достичь нужного результата должен уметь найти подход к каждому члену команды, а значит иметь прокачанные софт-скилы, лидерские качества, постоянно совершенствовать навык ведения переговоров.

Навыки продуктового дизайнера

Hard skills

Профессия продуктового дизайнера состоит из нескольких блоков, и в каждом — свои скиллы:

Классические дизайнерские навыки. Навыки по композиции, цветоведению, типографике.

Бизнес-навыки. В первую очередь это понимание предметной области и рынка, понимание продуктовых и интерфейсных метрик. Далее – построение и проверка продуктовых гипотез. И, конечно, анализ всего этого, а очень часто это огромные объемы данных.

Исследовательские навыки. Здесь понимание и описание портретов пользователей, а также проверка дизайн-решений.

Навыки проектирования. Продуктовому дизайнеру нужно будет проектировать структуру и навигацию по продукту, проектировать сами интерфейсы, следить за тем, чтобы все пользовательские сценарии при этом были закрыты, потому что если пользователь может все посмотреть, выбрать, но не может, например, оформить заказ из-за непродуманной логики, то толку от такого продукта не будет.

Здесь важно думать не только о взаимодействии онлайн, но и как пользователь будет действовать вне вашего продукта. Например, у вас есть приложение, но вы не можете в него внедрить оплату, и оплачивать можно только по счету. Нужно убедится, что пользователь поймет, что ему нужно сделать: оплатить через десктопную версию продукта, зайти на сайт или дождаться письма со счетом на почту. Нужно продумать все пути, чтобы определить все места, где он может споткнуться, и вовремя предложить поддержку, описать следующие шаги. Будьте максимально внимательны на этом этапе, продумайте все возможные проблемы заранее.

Навыки копирайтинга. Не обойтись без базовых навыков копирайтера, потому что дизайнеру нужно будет писать интерфейсные тексты, продумывать формулировки, названия кнопок. Важно следить, чтобы ваш продукт был целостным, не появлялись отдельные элементы с отличным tone of voice.

Здесь же важно помнить о том, что свою идею иногда нужно продать, пусть даже своей же команде. А это требует развитых навыков презентации.

Навык работы с анимацией. Передавая плоды ваших усилий в разработку, нужно максимально подробно описать, как должен работать тот или иной компонент, показать, как работает анимация. Для этого нужны навыки моушн-дизайнера.

Навык работы с иллюстрациями. Продуктовому дизайнеру не обязательно быть художником, но он должен уметь создавать отдельные иллюстрации, разрабатывать пакеты иконок для своего продукта.

А вот верстка — навык сомнительный. Многие считают, что продуктовый дизайнер должен уметь сверстать все то, что он создал, но в нашей компании это необязательный навык. Я считаю, что дизайнер, безусловно, должен понимать принципы верстки, но саму верстку лучше доверять профессионалам. Продуктовый дизайнер и без того «и жнец, и жрец и на дуде игрец», к тому же верстка постоянно развивается, появляются новые способы, новые подходы. Чтобы знать и уметь еще и это, дизайнеру нужна вторая голова и 46 часов в сутках. Но некоторые компании могут требовать этот навык, вы должны быть готовы к этому.

На этом харды заканчиваются. Давайте перейдем к софт-скиллам.

Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться

Soft skills

Поскольку продуктовый дизайнер – это командный игрок, то многие навыки вытекают из способности человека работать в команде.

Аргументация. Дизайнер должен уметь аргументировать и защищать свои решения, работать с возражениями. Каждая встреча команды – это мини-переговоры. Важно уметь их вести: управлять диалогом и в нужный момент поправить его ход. Это навык фасилитации.

Насмотренность. Для создания качественного и современного продукта дизайнеру важна насмотренность. Это не только анализ конкурентной среды, но и отслеживание последних кейсов, трендов, событий в мире, умение применять удачные решения из разных областей, видеть не только узкую картинку своего продукта.

Ответственность. Это важный скилл, здесь и ответственность перед командой, и перед пользователями, и перед самим собой за результат. Ваш продукт должен быть качественным и соответствовать стандартам.

Проактивность. Чтобы продукт стал успешным – нужно думать наперед, предугадывать, что может потребоваться еще, какими функциями можно дополнить продукт, как упростить, улучшить. Навык проактивности важен для продуктового дизайнера также, как для владельца продукта.

Умение анализировать. Поскольку от интерфейсных решений дизайнера зависит большая часть успеха, то здесь также надо отметить навык комплексного анализа и обоснованности выводов.

Долгосрочное видение. Важно понимать, как продукт будет развиваться в ближайшие полгода-год и соотносить это с текущей точкой развития. Знать цели и план их реализации.

Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться

Этого списка навыков достаточно дизайнеру для работы над продуктом. Однако если вы не один, а дополнительно еще управляете командой дизайнеров в своем продукте, то есть еще целый пакет того, что вы должны уметь.

Навыки продуктового дизайнера, которые помогут вырасти в арт-директора

Умение планировать. Этот навык важен в первую очередь. Планирование своего времени, времени дизайнеров. Необходимо уметь расставлять приоритеты по задачам, по функциональным блокам, выстраивать очередность и контролировать соблюдение плана.

Умение формировать команду и подбирать людей. Если у вас больше одного продукта одновременно, то для каждого необходимо будет сформировать подходящую команду. Подобрать людей, которые смогут эффективно работать друг с другом. Если необходимых людей не хватает, то дизайнер также должен уметь описать требования и ожидания от недостающего человека в команде. Работу HR дизайнер выполнять не должен, но должен участвовать в собеседованиях. Именно участвовать, а не присутствовать. При появлении нового члена команды помогать в адаптации, обучении и скорейшем погружении в продукт.

Умение оценивать чужие компетенции. Руководитель должен уметь проанализировать компетентность своих дизайнеров, при запросе предоставить обратную связь. В идеальном мире для каждого дизайнера должен быть составлен персональный план развития, подобраны менторы (если это не сам лид, то члены команды с необходимым навыком или сторонний эксперт).

Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться

Это базовые навыки, которые нужны продуктовому дизайнеру в нашей команде. В разных компаниях эти требования могут различаться, где-то они будут меньше, где-то больше, поэтому можно взять за основу эту матрицу и ей пользоваться для определения навыков, которых вам пока еще не хватает.

Уровни владения навыками

Помимо наличия навыков, необходимо также понимать, каков ваш текущий уровень владения этими навыками. Если очень грубо обобщить, то уровня всего 3.

  • Базовое владение: понимание навыка, из чего он состоит. Умение применить навык в базовых задачах. Способность произвести доработки.
  • Экспертиза:способность выполнять все задачи в продукте самостоятельно с редким обращением к лиду.
  • Лидерство: это способность передавать экспертизу, учить младших коллег и помогать в развитии. Видеть проблемные ситуации в продукте и помогать в их решении.

Не всегда дизайнер в состоянии правильно определить свой уровень. У кого-то завышены оценки себя, кто-то наоборот скромничает. Поэтому, если вы затрудняетесь с определением, можете провести опрос среди коллег, это даст вам возможность трезво себя оценить.

Когда достигается уровень senior у дизайнера стоит выбор:

В нашей компании уровни базовый, экспертиза и лидерство соответствуют квалификациям junior, middle и senior соответственно. Есть еще ведущий дизайнер, который кроме выполнения задач по проекту/продукту дополнительно получает проект под свое ведение — он полностью контролирует дизайн-систему и соответствие стандартам качества компании. И, конечно, арт-директор – ведающий всеми проектами, всем, что происходит в компании и берущий на себя все самые сложные задачи и ситуации.

С ростом от junior к senior дизайнеры прокачивают в основном свои харды, углубляются в предметную область, становятся экспертами в продукте.

Когда достигается уровень senior у дизайнера стоит выбор:

  • Развиваться горизонтально — в сторону смежных областей. Например, погрузиться в аналитику.
  • Развиваться вертикально — в сторону менеджмента и управления.
Продуктовый дизайнер: кто это такой, какие скиллы ему нужны и как ему развиваться

Это очень сложный выбор для дизайнера. С одной стороны, хочется создавать, участвовать непосредственно в решениях задач, видеть продукт изнутри и все в нем понимать. С другой хочется больше управления, иметь более широкое видение продукта.

И если вертикальным ростом все более менее понятно: ведущий дизайнер, арт-директор, дизайн-директор, которые с ростом все больше и больше уходят в менеджерство и управление, то с горизонтальным ростом сложнее.

Есть стереотип, что дизайнер должен дорасти до арт-директора и управлять людьми. На самом деле это миф, не все хотят быть арт-директорами и не все обладают и способностями к управлению.

В нашей компании всегда поощряется инициатива и мы даем попробовать себя в разных направлениях, и далеко не всегда человек после этого выбирает путь вертикального развития. Часто бывает, что приходит желание углубляться в смежные области, наращивать экспертизу там, где казалось бы уже прокачан скилл, брать новые проекты, применять новые подходы к решению, совершенствовать себя именно как дизайнер.

Бывает, что дизайнеры начинают изучать верстку или уходят в аналитику с головой. Кто-то может захотеть сфокусироваться на исследованиях. Профессия продуктового дизайнера в данный момент настолько собирательная и многосоставная, что путей развития внутри нее огромное количество. И только вам решать, по какому пути вы захотите расти.

Мы в Artsofte постоянно ищем талантливых дизайнеров. И если вам нравится наш подход — приходите к нам за интересными проектами. Мы поможем вам найти свой путь развития.

2323
11 комментариев

Чуть раскрою тему верстки. Базовые навыки конечно же нужны, т.к. дизайнеру приходится работать и в связке с верстальщиком (как правило, это полноценный фронтендер). Понимание принципов верстки позволит говорить с фронтом на одном языке и парировать его заявления "это невозможно сделать".

Во время дизайнерского надзора верстки очень удобно самому открыть код инспектор в браузере и подвигать блоки или изменить размер текста на пару пикселей, после чего передать фронту параметры в CSS. 

В ином случае, дизайнеры задалбливают фронта сообщениями:
– Давай заголовок на 2 пикселя больше
– Сделал
– Ничего не поменялось
– Обнови страницу
– Обновил
– Значит кэш
– Сбросил кэш
– Значит кэш на сервере
– Обновилось, давай еще на 1 пиксель больше
– Обновил
– Ничего не поменялось... 

Так же не лишним будет понимание работы БД, сервера и как с этим всем работает бэк. Т.к. дизайнер это и про то, как работает продукт, какие могут быть ограничения и как их можно обойти. Все это обсуждается в жарких дискуссиях с бэкенд разработчиками, где важно в целом понимать о чем говорят эти ребята, чтобы получился хороший продукт. 

4
Ответить

Конечно же это пример, но какой-то жёсткий :D и сомневаюсь, что человек которого наняли продуктовым дизом будет такое вытворять. 

Ответить

Спасибо за интереснейшую статью! Эта тема мне очень близка. Много полезного для себя взяла. 

2
Ответить

Спасибо, очень интересно) А то, что жнец и жрец и дудеигрец это, я думаю, навык всех дизайнеров, не только продуктовых)

2
Ответить

Большое спасибо за подробное объяснение! Отличная статья с помощью которой начинающий дизайнер может составить для себя чек-лист для дальнейшего развития нужных навыков.

Единственное — не стоит так обобщать. Есть крупные продукты, которыми приятно пользоваться, а «ужасные» интерфейсы встречаются все реже и зачастую это какая-то локальная история.

1
Ответить

Чеклисты. В целом согласен, но зачастую у каждой компании продакт-дизы по разному юзаются. Пример, знакомая работает только над конкретным продуктом и больше ушла в маркетинг и то, как бы впихнуть свой продукт целевухе, без изучения коей и анализа, почему им изначально оно не требуется (тут конечно есть проблема самого бизнеса и инсайта).

В нашей компании я работаю над созданием самих продуктов, то есть чтобы они успешно работал и выполняли свои задачи. К сожалению дальнейшей работы над продуктом нет, после прода мы два месяца поддерживаем, дальше сам бизнес развивает, что есть грустно.

Вывод. Чеклисты — это условность для некой опоры и утверждения своих скиллов. 

На счёт "ужасных" интерфейсов, тут тоже единичные случаи, бывают моменты они как никогда лучше подходят для неких призрачных целей. Наши пользователи - есть наш цель. (хотя может надо раскрыть тему ужасных интерфейсов, чтобы было понятно идёт речь о красоте или юзабилити)

Ответить

мне кажется одного описания навыков не достаточно. Можно было бы добавить в статью список литературы или ссылками на другие статьи, а то так все выглядит как сугубо описание личного опыта. 

Ответить