Три истории сотрудников «Ростелекома»: как вырасти до руководителя в большой компании. И стоит ли?

Построить карьеру с нуля и реализовать себя в крупной компании или уйти на фриланс, чтобы в перспективе работать на самого себя? Порой выпускники вузов сомневаются, удастся ли им найти хорошую работу и со временем занять высокую должность. Как построить карьеру и какой в этом смысл, ответят три молодых руководителя «Ростелекома».

Три истории сотрудников «Ростелекома»: как вырасти до руководителя в большой компании. И стоит ли?

Часть первая. Про целеполагание и фокус

Дарий Халитов

директор по развитию информационных систем

Дисклеймер: я не люблю использовать слово «карьера». Оно само по себе сильно искаженное и отдает нотками эгоизма и тщеславия. Ведь с одной стороны – это продвижение в какой-либо области, а с другой – достижение известности и славы. Поэтому предпочитаю говорить не про карьеру, а про профессиональное развитие и путь.

Путь развития

Свой путь в ИТ и телекоме я начал ещё в 2011 году. В Ростелеком я пришел в 2016 году назад на позицию руководителя проектного офиса ИТ, а в январе 2021-го возглавил развитие информационных систем компании. Не считаю это мегауспехом, всё познается в сравнении. Хотя на мой взгляд, лучше вообще не сравнивать. Самое важное – комфорт от того, чем вы занимаетесь.

В своей работе мне приходится собеседовать большое количество людей. Например, создавая департамент проектного управления, я общался с более чем 150 кандидатами. Очень часто попадаются специалисты, готовые пренебречь человеческими ценностями ради пресловутого карьерного роста. Такой игрок рано или поздно станет токсичным и некомандным.

Карьера всегда строится среди других людей, поэтому фокус должен быть на них и на том, что хорошего мы им даем в нашей работе. Это ключевая ценность, пусть она не всегда сразу приводит к какому-то результату.

В построении карьеры всегда важно целеполагание. С самого начала пути нужно понимать, чего ты хочешь, куда хочешь прийти. Отталкиваясь от этого, стоит постоянно декомпозировать эти пожелания в конкретные цели и затем планомерно идти к ним.

Например, на третьем курсе университета я увлекся менеджментом, управлением проектами, особенно в области разработки программного обеспечения. Все свои последующие действия, решения и мысли я связывал только с этой областью.

Следующий момент: как начнешь, так и «покатишься».

Я всегда считал так: если принял решение – иди до конца. В свое время я устроился на полный рабочий день, при этом учась в магистратуре. Отдавал все силы и возможности на работе, делал больше, чем от меня ждали. Ночами сидел за учебниками, компенсируя отставание в университете.

Сегодня в Ростелеком мы приглашаем на работу стажеров. Очень многие из них остаются, продвигаются и растут. Но есть и те, кто приходят осмотреться, понять, их это специальность или нет. На мой взгляд, это не самое верное начало. Нужно сразу понимать, куда двигаться и прикладывать для этого все усилия.

Меня всегда мотивировала жажда понимания картины целиком. Открывать новые причинно-следственные связи и понимать, как всё работает – серьезные мотиваторы.

Решая любую задачу, важно смотреть на общую «картину мира». Взгляд сверху позволит не уходить в детали там, где это не нужно, вам будут понятны причинно-следственные связи и принципы принятия решения и все это позволит держать правильный фокус в процессе достижения результата.

Хотите расти и стать руководителем? Уже сейчас примеряйте на себе его задачи. Думайте, как бы вы решили каждую из них.

Резюмируя, три личных совета и принципа, которыми я руководствуюсь в работе.

1. Как бы банально это ни звучало, стремитесь не откладывать на завтра то, что вы в состоянии сделать сегодня. Откладывая дела на потом, мы уменьшаем шансы сделать максимум завтра.

2. При решении любой задачи смотрите на картину мира в целом, руководствуясь алгоритмом «от общего к частному». Такой взгляд позволяет держать фокус и не уходить в детали там, где это не нужно.

3. Будьте самокритичными по отношению к себе. Каждый знает свои слабые качества, которые мешают жить так, как этого бы хотелось. Составьте индивидуальную карту ваших слабых сторон, которые вы хотели бы поменять и предпринимайте усилия по работе над ними. Даже если не все получится, в любом случае вы станете лучше и самое главное, вы начнете принимать и любить себя.

Часть вторая. Про неизбежные провалы и команду

Евгений Щербинин

заместитель директора филиала в Новгородской и Псковской областях – директор по работе с массовым сегментом

Ростелеком – одна большая компания, но в каждом филиале свои особенности, менталитет и национальности. При этом мы объединены общими подходами, задачами и решениями. Это открывает перед любым сотрудником большие перспективы для карьерного роста и смены локации.

Начало карьеры

Свой карьерный путь я начал после армии. Столкнулся с обычным вопросом для всех молодых людей: «Как зарабатывать на жизнь?». Пошел в продажи, так как уже был подобный опыт, и в поисках работы перебрался из Сызрани в Самару. На известном сайте нашел вакансию супервайзера в Ростелекоме, прошел собеседование и вскоре присоединился к компании.

От чего зависит карьерный рост? Много факторов. Например, я с самого начала окружил себя людьми, за которыми мне хотелось идти и развиваться вместе с ними. Например, у меня были руководители, готовые поддержать во всех начинаниях.

На своем примере могу сказать, что успех случается тогда, когда работа переходит из категории «от звонка до звонка» в категорию хобби: ты видишь результаты своей работы, свои дальнейшие карьерные шаги и возможности развития. Превратите свою работу в хобби и увлечение. Пусть вас «прет» от того, что вы делаете.

Про отношение к неудачам

Когда получаешь высокие результаты и новые назначения складывается ощущение, что так будет всегда. Это фатальная ошибка. Будут падения, факапы, вылеты. В такие моменты нет ничего ценнее личного настроя и поддержки семьи и коллег.

Заранее настройте себя, что без неудач – никуда. Они всегда случаются – к ним нужно быть готовыми. Не бойтесь ошибок. У каждого должна быть возможность «свернуть не туда» и попробовать то, что в итоге «не зайдет». В такие моменты важна поддержка близких, друзей, команды.

У каждого должна быть возможность «свернуть не туда» и попробовать то, что в итоге «не зайдет». В такие моменты важна поддержка близких, друзей, команды.

А если нужно переехать в другой город ради повышения?

Без команды, в одиночку пройти путь сложно. Подтверждением тому послужит мой пример переезда из Самары в Тольятти. Вместе с командой, которую сам набирал, с которой мы вместе начинали свой успешный путь, мы переехали в другой город, сняли один большой коттедж и жили там со своими вторыми половинками. Вместе работали, вместе отдыхали – вместе жили.

Находясь вместе и за пределами офиса, мы постоянно генерили новые идеи, что-то придумывали, строили планы. Такая своеобразная «кремниевая долина». Этот период сильно сплотили нас – такое бытовое «командообразование» и дух единения позволили нам еще больше сплотиться и показать колоссальный всплеск результатов продаж.

Поэтому не бойтесь перемен и экспериментов: попробовать новое, рвануть в другой город, переехать в другой конец страны, запустить новый сложный проект, – иными словами, не бояться ошибиться. Ошибки вы так или иначе допустите. Вопрос только в том, попробовали вы то, что хотели, или нет. Помните, у каждого есть возможность свернуть не туда.

Часть третья. Про личную гибкость и плюсы конкуренции

Дмитрий Татаринцев

заместитель директора Челябинского филиала – директор по прикладным проектам

Начало пути

После школы я пошел учиться на режиссера кино и телевидения, но уже на третьем курсе понял, что это не мое направление. Нужно было определиться – либо творчество, либо деньги. Увы, это абсолютно разные вещи. В итоге выбрал второе.

В 2011 году практически случайно попал в ИТ-сферу. Поскольку я немного разбирался в компьютерах, пошел продавать программное обеспечение. Это был переломный момент в карьере. Чтобы зарабатывать деньги на крупных сделках и контрактах, первые полгода мне пришлось учить схемы лицензирования Microsoft.

Как только начало получаться – компания резко поменяла их на новые. Я был готов уволиться в тот же день, но переборол себя. Выучил новые данные и просто принял для себя тот факт, что так будет происходить часто. Предстояло постоянно развиваться и не бояться перемен.

Про конкуренцию

Следующим местом моей работы стала международная компания Softline, где я руководил продажами в холдингах. Среди клиентов были Роснефть, Транснефть, Росатом и многие другие. Любимым же партнером был Ростелеком, которому я безумно мешал продавать крупные интеграционные проекты на территории Урала.

Тогда будущие коллеги решили, что проще меня забрать к себе, чем конкурировать. Пригласили на позицию директора по прикладным проектам филиала, и вот уже четыре года успешно возглавляю это направление.

Какие выводы я сделал? Для развития и роста важна рефлексия. Периодически необходимо смотреть в зеркало и понимать, кого вы из себя представляете.

Как правило, руководитель всегда в чем-то не доволен собой, и это помогает развиваться дальше, совершенствоваться, достигать целей. Постоянно учитесь, ищите точки роста и рефлексируйте.

Помните: неудачи со всеми случаются, нужно уметь проигрывать красиво и не терять лицо, стараться не принимать поражении слишком близко к сердцу и двигаться дальше. Раньше, когда я терял сделки или не удавалось реализовать какой-либо проект, безумно переживал и принимал все близко к сердцу. Это негативно сказывалось на здоровье.

Нужно просто принять, что подобное будет случаться довольно часто. Ничего не бывает гладко, особенно в проектном управлении. Из любой ситуации надо выходить с честью. Например, похвалить конкурентов перед заказчиками. Это сохранит взаимоотношения в будущем и откроет возможности для нового сотрудничества.

Есть мнение, что руководителем быть легко. Руководитель – это всегда ответственность: финансовая, юридическая, ответственность за результат, за людей в команде. Задайте себе вопрос: готов ли я взять на себя эту ответственность?

77
10 комментариев

Как вырасти до руководителя?
Да все просто - чтобы стать руководителем, нужно сразу устроиться на место руководителя. Как вам такой финт? Не ожидали?
Ладно, если вам не подходит этот способ, то можно устроиться супервайзером, главное окружить себя руководителями, готовыми поддержать во всех начинаниях - лучше, чтобы это были папа или мама. Поддержка семьи и коллег в этом случае будет просто неоценима. Иными словами, не бойтесь ошибиться.
А еще можно бросить универ, и сразу продавать программное обеспечение. Вы ведь немного разбираетесь в компьютерах, так? Значит и торговать ПО сумеете, а чотакова?

Короче, лол. Но хотя бы увидеть лица тех, кого ты постоянно заочно хейтишь.
Вот они.

8
Ответить

Да, кстати тоже заметил. "Начало пути = устроился руководителем") Лучше бы практику IBM взяли, т.н. flat management, где любой руководитель проходит путь от самого нисшего звена, на каждой позиции минимум несколько лет работает не скачет.

1
Ответить

За борт

4
Ответить

В это время рядовой состав Ростелекома получает 19000 зп, и премию при удаче еще 8000.
Работают на отвали, при первой возможности бегут за пару лишних рублей. 
И имидж по стране говнокомпании как и делают рядовые работяги, а не доморощенные шефы. 

1
Ответить

Расти точно стоит всегда. да будет не легко. Но оно того стоит

Ответить

Только ТРИ истории? Остальные, видимо, даже простого повышения так и дождались. 

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить