Каким ты был, таким ты не остался: что произошло с линкбилдингом в РФ и СНГ за 10 лет

Как линкбилдинг изменился за последние годы, какие тренды в 2021-м и как это влияет на Sape? Рассказывает Александр Шестаков, руководитель продукта Links.Sape — платформы для реализации любых стратегий линкбилдинга.

Каким ты был, таким ты не остался: что произошло с линкбилдингом в РФ и СНГ за 10 лет

Трансформация линкбилдинга с 2010-х

Всем привет! Для начала кратко расскажу о вехах развития линкбилдинга в России. Так что, садитесь поудобнее, и давайте вместе поностальгируем.

Начало 2010-х — бум линкбилдинга. Тогда алгоритмы поисковых систем были гораздо проще, и основным инструментом продвижения сайтов в топ были именно ссылки. Причем чем больше, тем лучше. Поэтому то время можно считать расцветом всевозможных ссылочных бирж и вебмастеров, которые их продавали.

2012-2015 — появление первых алгоритмов. Из-за того, что никто не задумывался о качестве и количестве размещаемых бэклинков, выдачу заполонили низкосортные сайты. Тогда поисковики поняли, что с этим нужно бороться. В 2012 году Google анонсировал первый алгоритм — «Пингвин», призванный пессимизировать сайты в выдаче за использование большого количества SEO-ссылок. После этого в 2015 году Яндекс представил алгоритм «Минусинск», который аналогично понижал позиции ресурсов в выдаче за некачественные бэклинки.

2015-2018 — снижение интереса к линкбилдингу. В этот период многие оптимизаторы, которые до этого тоннами закупали ссылки, вообще перестали их использовать. Влияние ссылок существенно снизилось. Нужно было искать новые способы и инструменты продвижения.

2019-2021 — возобновление большого спроса. Период затишья продлился недолго: в 2020 году интерес к ссылочному продвижению снова стал расти, причем как в русскоязычном сегменте интернета, так и во всем мире. Сейчас линкбилдинг — индустрия с миллиардным оборотом. По большому исследованию, которые мы проводили в Sape, ссылки — один из значимых факторов ранжирования. В России специалисты в среднем закладывают до 15% бюджета на продвижение с помощью бэклинков. На зарубежном рынке этот показатель равен 25%.

Причем изменился и сам подход к продвижению. Если раньше большинство специалистов закупали то, что под руку попадется, то сейчас линкбилдинг — это системная работа, включающая аналитику, размещение различных форматов бэклинков, метрики качества доноров и другие показатели, чтобы создать грамотный ссылочный профиль.

Как это повлияло

Наравне с трансформацией рынка, изменялись и сервисы, предоставляющие услуги линкбилдинга. Для понимания расскажу на примере Sape.

Если в 2007 году Sape был инструментом лишь для обмена ссылками, то сегодня это профессиональная платформа для digital-продвижения, которая связана не только с линкбилдингом: здесь есть и RTB.Sape, и Repometr и др. Эти инструменты появились благодаря развитию рынка, спроса на комплексное решение для заказчика.

Если говорить конкретно о ссылках, то из самых простых бэклинков выросла целая отрасль: появились публикации вечных ссылок в обзорах и статьях, рекламных бэклинков в ВКонтакте, Facebook, Twitter, а также размещения многоуровневых арендных ссылок, крауд-ссылок, отзывов и других решений, которые помогают быть максимально ценным в глазах поисковиков.

Катализатором изменений сервисов стала не только трансформация всего рынка, но и изменение потребностей аудитории. Сегодня люди работают со множеством параметров и форматов, проводят глубокую аналитику, комплексно выстраивают и оптимизируют стратегию ссылочного продвижения.

Далее более подробно расскажу, как адаптировать сервис к изменениям и с какими сложностями можно столкнуться на пути.

Как вовремя отреагировать на изменения и организовать развитие продукта

На самом деле быстро трансформировать компанию довольно сложно: где-то не хватает скорости, где-то мешают технические проблемы. Например, за годы работы Sape накопился legacy-код, и это не позволяло оперативно адаптироваться к изменениям. Помимо этого, мешала разрозненность ссылочных продуктов. Исторически продукты разделились на четыре: PR.Sape, Linkum, Links.Sape и Articles.Sape, хотя ЦА и ценность, которую они давали, были примерно одинаковыми. В какой-то момент это стало создавать сервисные и технические проблемы.

Тогда мы поняли, что нужно срочно менять подход. Важно было вместо разрозненных сервисов построить современную единую систему, которая закрывает все ключевые задачи пользователя, решает их проблемы и быстрее дает эффект. Поэтому мы запланировали и уже реализуем множество изменений как в компании в целом, так и в отдельных сервисах. Например:

  • объединяем интерфейсы;
  • предоставляем глубокую аналитику, которая поможет планировать, анализировать результаты и корректировать стратегию;
  • развиваем форматы, предоставляем больше инструментов для оценки доноров и пр.
Страница проекта в новом интерфейсе Links.Sape. Работа со всеми типами ссылок и аналитика по проекту в разрезе трафика и ссылок в одном окне.
Страница проекта в новом интерфейсе Links.Sape. Работа со всеми типами ссылок и аналитика по проекту в разрезе трафика и ссылок в одном окне.

Помимо этого, в сервисе появится возможность в одном окне работать со всеми типами бэклинков. Также добавится функционал аналитики, показывающий число доменов и ссылок, URL-адреса страниц и трафик на домен.

Но вот что здесь важно: внедряя любые изменения в работе сервисов, важно дать аудитории дополнительную ценность, сохранив при этом все лучшее, что она любит и ценит.

Например, при планировании изменений в Sape мы заранее опрашиваем клиентов, выясняем, с какими проблемами они чаще сталкиваются, что им нравится или не нравится, почему. При этом все обновления выкатываем порционно, анализируя реакцию, поведение аудитории и внедряя корректировки в процессе работы.

Кроме того, мы думаем, что важно давать людям возможность принимать участие в проекте. Поэтому обычно приглашаем пользователей системы в команду экспертов, которые будут первыми тестировать все изменения в сервисе. Это позволяет не только собирать обратную связь, но и повышать лояльность аудитории.

Итак, про изменения в сервисах, которые отвечают потребностям аудитории, поговорили. Но здесь важно обратить внимание и на другую сторону медали. Большинство пользователей интересовал и продолжает интересовать вопрос: «Можно ли попасть под фильтры поисковиков за ссылочное продвижение?». Поэтому в следующем пункте расскажу о том, стоит ли по-прежнему опасаться санкций и как минимизировать любые риски.

Как минимизировать риск попадания под санкции поисковых систем

По глобальному исследованию Sape, за последние три года ни один ресурс не был пессимизирован из-за «Минусинска». Ситуация в Google также положительная. Так, 90% опрошенных экспертов уверены, что вероятность попасть под фильтры поисковиков очень низкая. Кроме того, среди специалистов никто не выбрал вариант ответа «Проблема санкций актуальна». Четверть опрошенных публикуют бэклинки в нужных объемах, не боясь попасть под санкции.

Каким ты был, таким ты не остался: что произошло с линкбилдингом в РФ и СНГ за 10 лет

Если какие-то сайты и попадают под фильтры, то в основном из-за использования неестественных анкоров, размещения некачественных ссылок на нерелевантных площадках и других стандартных ошибок. Поэтому если не хотите, чтобы поисковые системы наложили санкции на ваш ресурс, нужно наращивать ссылочную массу грамотно:

  • добывать ссылки с ресурсов, созданных для людей, а не для монетизации;
  • не реализовывать кардинальных обновлений на сайте (допустим, не проводить текстовую оптимизацию большого количества страниц одновременно);
  • создавать ссылочную стратегию под естественный ссылочный профиль;
  • размещать бэклинки только на релевантной странице и в тематическом тексте;
  • не размещать одновременно большое количество ссылок;
  • не злоупотреблять анкорными ссылками;
  • регулярно наполнять сайт полезным и уникальным контентом.

Тренды линкбилдинга в 2021 году

Говоря в целом о ссылочном продвижении, нельзя не затронуть вопрос трендов. На самом деле все серьезные потрясения, связанные с линкбилдингом, уже позади. На данный момент отрасль полностью сформировалась. Что касается следующих обновлений поисковиков, то, судя по их последним намерениями, они будут направлены на три основных момента:

  • ценность контента;
  • уровень доверия к площадке;
  • скорость ответа на запросы аудитории.

Например, сейчас Google обновляет Core Web Vitals — набор показателей для измерения загрузки, интерактивности и стабильности ресурса. В Яндексе, скорее всего, снизится важность поведенческих факторов. Так или иначе, эти изменения не повлияют глобально на рынок линкбилдинга. А это значит, что понимание, каким должен быть качественный ссылочный профиль и как его создавать, уже есть.

Таким образом, рынок линкбилдинга существенно эволюционировал за последние 10 лет. Трансформировались потребности аудитории, инструменты, сервисы, подход к работе и способы достижения результата. В этих условиях Sape стремится соответствовать потребностям аудитории: новый интерфейс для линкбилдинга поможет быстрее решать задачи бизнеса и достигать поставленных целей. Так что следите за обновлениями!

Приглашаю всех специалистов, которые работают с линкбилдингом, принять участие в развитии сервиса и изменнии рынка, пишите мне в телеграм @one7bill, буду рад!

99
34 комментария

Дарю, офигенное решение, точнее офигенный алго работы:
1. платное продление ссылок ежегодно-ежемесячно, позволит снизить цену на размещение статьи, позволит веб мастерам не засирать свои проекты ссылками и получать от уже размещенных ссылок доход, удаляя ссылки которые не оплачены
2. требование к площадкам, размещать например 3-5 тематических матриалов в месяц, т.е. развивать сайт, что приведет к появлению в системе нормальных живых сайтов, а не линк-помоек

1
Ответить

Спасибо за ваш комментарий и предложения.
1. Получается это немного другой тип оплаты ссылок. Т.е. не посуточная, а погодовая аренда. Ходим вокруг этой идее и периодически обсуждаем, но пока не доходит до реализации. Не так просто, как хотелось бы.
2. В этом плане сам рынок решает какой сайт лучше/хуже и стараемся мотивировать вебмастеров работать с качеством сайта. Опытные вебмастеры и так знают, что надо помимо продажи ссылок надо ещё и сайтом заниматься. Знают, что рекламодатели смотрят на соотношение входящих и исходящих доноров. И такие сайты у нас есть, просто их меньше в основной массе. Они, кстати, получают несоизмеримо больший доход, чем линк-помойки. Проблема ещё в головах вебов-старичков - не хотят они жить в парадигме "лучше сделать немного сайтов, но достойных, чем много, но MFS". Тенденция меняется пока медленно.

1
Ответить

Добрый день
Buylink.pro успешно продает статейные, Снг и бурж, есть более 1500 площадок, сейчас сильно развиваем площадки, точнее начинаем. Реализовали новый подход, может войдем в вашу сеть ? Есть ли отдел экспертизы и бюджеты на маркетинг что бы бороться с миралинкс и коллаборатор ?

1
Ответить

Интересно, написал вам в личку.

Ответить

Вы бы лучше ускорили сервис свой. Пользоваться невозможно. 

1
Ответить

Уже делаем и планируем осенью большое обновление.
Поизучал ваш профиль, хотелось бы пообщаться по работе в сервисе. Если для вас тоже интересно напишите, пожалуйста, в телеграм (контакт есть в последнем абзаце статьи).

Ответить

Этой проблемы бы не возникло, если бы сео сообщество было заинтересовано в понятной схеме манипулирования релевантностью ссылочным. Но оно в этом не заинтересовано, поэтому и существует такое расхождение.
Успешная бизнес модель заработка сеошников базируется к сожалению не на качестве знаний о ранжировании. Сегодня тупость сеошников буквально зашкаливает, и это не играет никакой роли в их заработке.
Вот когда это изменится, тогда можно ожидать и от сапе каких то вменяемых изменений.
Сеошники сами виноваты, что их услуги стоят ниже плинтуса и траты в контексте выше на 2 порядка. И всех это устраивает.

Ответить