- Проект существует в корпоративной среде
С одной стороны, здорово, что есть корпорации-гиганты, в которых все знают свою зону ответственности и порядок действий в любой: рутинной или экстренной — ситуации. Игнорировать ее влияние на сотрудников, особенно в период изменений, тяжело и бессмысленно.
С другой стороны, во время локдауна многим компаниям, особенно в FMCG, срочно потребовался новый digital-канал продаж, чтобы клиенты имели доступ к продукции. Я понимаю, что если бы у все процедуры были строгими, то такое было бы невозможно.
- Люди инертны
Если я энергичный руководитель проекта и радею за своё дело, совершенно не значит, что вся моя команда будет такой же. Скорее, наоборот. У людей есть право работать с 9 утра до 6 вечера, и не понимать этого — большая ошибка.
- Нужно работать с командой, а не за неё
Для этой ошибки у меня есть замечательный кейс-иллюстрация.
Все команды, которые со мной сопровождали интеграцию бизнеса после M&A-сделки, англоязычные и удалённые. Разработчик может быть в Индии, логист — в Бельгии, отвечающий за связь — в Великобритании. При этом Россия — страна плохо говорящих по-английски, и самая большая проблема при переносе бизнеса в нашей стране — это языковой барьер.
Я поставила IT-специалисту задачу заказать и привезти в Россию к 1 сентября 400 ноутбуков. Я предупреждала, что у нас много бюрократии, поэтому нужно заключить договор не позднее 1 июля. Специалист возразил, что процесс пойдёт быстрее: он из Европы разместит заказ, в Германии его соберут, настроят ПО и разошлют почтой, как это принято у европейцев. Из-за внутреннего пиетета к иностранцам, который тогда во мне был, я согласилась с его вариантом. Однако продолжала регулярно интересоваться, что происходит с заказом. В итоге сотрудник всё-таки сорвал сроки и в августе с ужасом мне сообщил, что IT-вендор раньше, чем через два месяца, компьютеры не поставит. Я засучила рукава, лично позвонила поставщику, поговорила с ним не на английском, а на русском, и он после этого действительно зашевелился. Однако тем самым я показала команде, что могу решить эту проблему самостоятельно. Моментально после этого ко мне «прилетел» менеджер, отвечавший за мобильную связь, со словами: «Надя, российская служба поддержки меня не понимает! Нужно срочно с ними поговорить!»
В момент срочного звонка я вмешалась, потому что положение было безвыходным. Но если бы я еще в начале лета объяснила, как работают российские поставщики, этих бы звонков не было.
Каждому проекту нужны свои ресурсы и опытные руководители
Если вы когда-то внедряли ERP (систему планирования ресурсов предприятия), то знаете, что одним из его «узких мест» является время Key Users — те людей, которые должны протестировать всё, что вы внедрите. К сожалению, в России почему-то все ERP-системы принято запускать 1 января, хотя декабрь для большинства компаний — это высокий сезон.
Когда я работала над запуском SAP® S/4HANA, он тоже должен был произойти 1 января. Поэтому у наших Key Users была в тот месяц двойная нагрузка. Их состояние на конец декабря описывает анекдот: «Когда Key User попросили без нецензурных слов рассказать, что он думает, он тактично отказался что-либо говорить».
Теперь, когда передо мной ставят задачу разворачивать ERP, я прошу обязательно заложить деньги на наем дополнительных Key Users. Годовой бюджет составляет порядка $50 тысяч на одного специалиста, но это те люди, который будут и тестировать систему, и говорить с бухгалтерией или службой поддержки на одном языке. И в целом всегда бьюсь за выделение нужных ресурсов до последнего.
Необходимо полностью информировать команду о цели проекта
Да, при трансформации бизнеса есть секретные проекты, связанные с сокращением персонала. Этими чувствительными вещами мы стараемся не делиться. Но, кроме этого, мы очень часто не говорим людям, к чему мы вообще стремимся, какая конечная цель у бизнеса. Скрывать это от команды означает потерю мотивации у сотрудников из-за непонимания, зачем они вообще работают.
- Любые изменения могут быть болезненно восприняты командой
У меня был проект по переходу небольшого производства в другое, более крупное. Вместе с отделом продаж этой компании мы заменили всё: и машины, и процессы. Осталась одно маленькое дело — переделать корпоративные карточки, чтобы на них было название новой корпорации. Именно эти карточки стали последней каплей. Значительная часть коммерсантов «встали на крыло» и стали всячески затягивать элементарный процесс.
Любой проект делается не в вакууме. Он так или иначе затрагивает людей, которые будут вовлечены в результаты проекта. По этой причине на любом проекте необходимо учесть, как будет происходить управление изменениями, всегда стараться ответить на вопросы:
- есть ли сопротивление изменениям, которые несет новый проект, почему оно возникает?
- достаточно ли у команды информации, как их затронут эти изменения?
- обладают ли сотрудники компетенциями, которые необходимы для работы над проектом и, что более важно, для работы после того, как проект будет завершен?
Надежда, спасибо за короткий саммари. Относительно последнего пункта. Вывод из своего проекта трансформации: 1) оценка людей, которые будут делать вместе трансформацию и их компетенции нужно делать в самом начале. Важно оценивать не только профессиональные компетении, но и персональные. Например, людям аналитического склада характера, как правило, нужно значительно больше времени на анализ и формирование предложений, даже есть желание. 2) напоминать цели проекта и внедрять промежуточные метрики.Про ошибку делать самостоятельно, отличный пункт. Я бы добавила - быстрые, энергичные руководители готовы дать ответ или готовое решение на проблему, без того чтобы дать время подумать, а дальше подчиненным уже легче прийти к руководителю и описать проблему, нежели подумать самому, какие варианты решения.
Про ошибку «делания» всего самостоятельно вместо того, чтобы объяснить и передать задачу — о да. Понимаю. Хотя иногда действительно кажется, что проще разобраться самой, чем потратить время на объяснения.
Я линейный сотрудник сейчас. Мой руководитель мне обьяснила, что "мы все ставим друг другу задачи и каждый может быть как постановщиком, так и исполнителем". У меня стаж на госслужбе 25+ лет. Коммерция выбешивает своим нигилизмом к академическому знанию и здоровым процессам. Мне очень помогла Ваша статья понять, что в одиночку глупо было начинать "революцию". Спасибо!)