Бизнес на продаже бизнеса. Мутные схемы продавцов и ошибки покупателей готового бизнеса

Статья основана на реальном и горьком опыте предпринимателей, и на опыте успешного «впаривания» заведомо провальных проектов таких же предпринимателей, но только более предприимчивых.

Мода на предпринимательство не перестает вносить свою лепту в формировании определенного уровня мышления, порой не всегда грамотного, в головах многих людей, стремящихся как можно быстрее улучшить свою серую и скучную жизнь. Работа на заводе превратилась для них в постыдное занятие, быть офисным планктоном стало невыносимой ношей, а вот стать предпринимателем – это уже верный шаг на встречу счастливой жизни. Но для многих этот шаг оказывается шагом в пропасть, особенно когда они покупают уже готовый «прибыльный» бизнес…

Мутная схема продажи №1. Накрутка покупателей.

По сути эту схему можно сравнить с накруткой подписчиков в соц. сетях. Бизнес изначально создается для его дальнейшей продажи, и задача продавца – «слить» такой бизнес на пике его роста: от 1 до 3 месяцев. Для этого дела в проект сразу закладывается двойной бюджет: один на открытие бизнеса, второй на покупку товара/услуги у самого себя. Да-да, чтобы показать потом будущему покупателю красивые цифры в отчетности и на основе их рассчитать прибыльность бизнеса, а также сроки возврата инвестиций, нечистый на руку продавец ежедневно покупает товар у самого себя. Сам «купленный» товар потом реализуется на других точках продавца, либо по себестоимости перепродается знакомым, может также реализовываться на этой же точке, но мимо кассы.

В этой схеме для продавца самое главное не затянуть с накруткой, чтобы потом не уйти в минус или получить минимальную прибыль от продажи такого «раскрученного» бизнеса. Такие бизнесы обычно разлетаются как пирожки, ведь финмодель там действительно привлекательная и упустить такой шанс начинающие предприниматели не могут себе позволить. Но за красивыми цифрами скрывается убыточный бизнес, а доказать факт обмана будет практически невозможно.

Ошибки при покупке подобного бизнеса:

1. Физически не проанализировать поток покупателей, и не посчитать трафик хотя бы в течение недели, в разных промежутках времени, если речь идет о продаже товаров/услуг офлайн.

2. Не узнать у продавца деталей раскрутки бизнеса в такие короткие сроки: как он привлекал трафик, какие методы использовал, как проходили рекламные кампании, какие акции больше всего привлекали клиентов и т.д. Если была накрутка покупателей, то продавец не сможет вам дать на эти вопросы внятного ответа.

3. Подходить к покупке бизнеса как покупатель готового предложения, а не как организатор этого бизнеса. Взгляните на этот бизнес с другой стороны, как если бы вы решили открыть его с нуля. Задайте себе вопросы и найдите на них обоснованные ответы: насколько действительно выбрано удачное место для бизнеса и почему этот формат востребован у клиентов? Изучите конкурентов, сделайте сравнение их бизнеса с тем, который вы хотите приобрести: какие у него есть преимущества, а какие недостатки? Постарайтесь сделать все, чтобы перед покупкой «развернуть эту блестящую упаковку».

Мутная схема продажи №2. Бизнес в бизнесе.

Эту схему используют на рынке коммерческой недвижимости, когда продают готовый арендный бизнес – помещение с арендатором. Схема реализуется следующим образом. Собственник помещения на подставное лицо оформляет сторонний бизнес, например, пекарню. Потом данная пекарня арендует помещение у этого самого собственника, по слегка завышенной арендной ставке и лояльным к себе условиям договора (особенно при досрочном расторжении). Далее собственник, исходя из поступающих к нему на счет арендных платежей, составляет инвестиционное предложение для покупателей, которое является очень заманчивым, но так, чтобы не вызывало лишних подозрений.

Ну а дальше, после продажи основного бизнеса, второй бизнес бывшего собственника помещения еще поработает пару месяц и успешно закроется. Ну, конечно, бывают и исключения, когда второй бизнес начинает показывать хорошие темпы роста и его потом тоже успешно продают.

Ошибки при покупке подобного бизнеса:

1. Перед покупкой помещения не проверить действующего арендатора. Проверять тщательно необходимо не только объект покупки и его владельца, но и того, кто арендует помещение. Личная встреча с владельцем бизнеса и проверка через налоговую в большинстве случаев помогут выявить фейк, который платит аренду выше рынка.

2. Покупать объект со «свежим» арендатором. Финмодель таких арендных бизнесов является самой рискованной, а если арендатор еще и новичок в бизнесе, то она вообще не имеет никаких гарантий стабильности. Такие помещения следует оценивать как «пустышки» – без арендатора, по средней окупаемости и доходности.

Мутная схема продажи №3. Бизнес с обязательствами.

Схемы продажи бизнеса с неисполненными обязательствами перед клиентами, поставщиками или подрядчиками встречаются как в онлайн-бизнесе, так и в офлайн. Если вам продают бизнес с базой постоянных клиентов и/или поставщиков, то в первую очередь необходимо рандомно выбрать из каждого списка с десяток контактов и прозвонить их, проведя небольшое интервью на выяснения подробностей сотрудничества: не должен ли нынешний владелец денег кому-нибудь из этих контактов. Еще может быть такая схема: вам предоставят базу поставщиков с привлекательными оптовыми ценами, а через месяц они как по расписанию начнут высылать вам уведомления о том, что подходит к концу срок предоставляемой вашей компании скидки – в рамках какой-то там акции, и со следующего месяца отпускная цена для вас будет такой же, как у всех, либо берите большие объемы. Постоянных клиентов необходимо тоже проверять на периодичность их закупок и объемов.

Ошибки при покупке подобного бизнеса:

1. Не проверять все проведенные ранее сделки на наличие закрывающих документов. Если что-то отсутствует, необходимо делать повторный запрос у подрядчика, поставщика или покупателя, а не верить на слово продавцу, что они ему их тупо не предоставили.

2. Не проверять тщательно условия заключенных договоров с поставщиками и подрядчиками.

Мутная схема продажи №4.

Материал будет дополнен позже…

33
реклама
разместить
6 комментариев

мда...потрясающая статья

2

Благодарю)

Полезно.

С учетом опыта Автора, можно ожидать/рекомендовать статью: как не упустить/купить недооцененный бизнес, который:
- ведется по белому, давно;
- не имеет долгов и мутных схем с поставщиками/покупателями;
- имеет медленный рост/малые объемы продаж из-за неточностей в операционном управлении и/или отсутствии инвестиций в развитие.

1

Благодарю! Пока только публикую статьи с ошибками и рекомендациями как их избежать. Большинство из них не мои личные, но основанные на реальном опыте других людей, с которыми мне довелось работать. Но в ближайшем будущем есть планы на то, чтобы отдельно публиковать реально рабочие рекомендации, по которым сейчас собираю материал.

Нормальная статья же, кратко и по делу)
Я, например, занимался продвижением сайта по продаже и аренде готового бизнеса, но там было все в "белую", с проверкой юристом и бухгалтером тех бизнесов, что предлагают на продажу, поэтому такие "мутки" даже не предполагал. Особенно этот тест полезен молодым людям лет 20-30,которые благополучно продали квартиру бабушки в Москве или крупном городе и ищут для покупки готовый бизнес. Потому что такие покупали не смотрят на элементарные вещи, а тут хоть немного им полезного материала💪

1

Можно очень кратко описать ситуацию в целом: "Не разбираешься - нахлобучат". Как, в общем-то, и в прочих вещах.

1