Как относиться к новому логотипу ВТБ: минимализм или деградация

Мнение основателя студии «Логомашина» Романа Горбачёва.

Старый логотип ВТБ и новый логотип
Старый логотип ВТБ и новый логотип

Астрологи объявили неделю логотипов, поэтому я решил написать статью, которую давно планировал. Хорошим примером будет новый логотип ВТБ. Он так прост, что непонятно, как к нему относиться — это шаг в сторону минимализма или просто деградация.

Каждый раз, когда известная компания обновляет логотип, происходит одно и то же: все начинают смотреть на него, как баран на новые ворота, и обсуждать. Это напоминает толпу у «Чёрного квадрата» Малевича. Кто-то кричит: «Гениально!», а кто-то ворчит, что сам бы нарисовал не хуже.

Я знаю два вида редизайна: эволюционный и революционный. В первом случае вносятся минимальные изменения (иногда это называют рестайлингом), а стандартная реакция зрителей: «Сколько миллионов потратили на этот дизайн?»

ВТБ пошёл по другому пути — сохранил преемственность, но поменял знак, освежил цвет и шрифт.

Сферический логотип в вакууме

Нет занятия более неблагодарного, чем обсуждать то, что я называю «логотипами в вакууме».

Полезное действие логотипа — узнаваемость и впечатление. И оно стократно усиливается грамотным фирменным стилем: вывеской банка, интерьером, дизайном и интерфейсом банкоматов.

И ещё тысячей «точек контакта», в которых вы будете встречать логотип, фирменные цвета, формы и шрифты. «Логотип в вакууме» вы никогда больше не встретите и никогда не будете разглядывать.

По «логотипу в вакууме» можно только оценить задумку и графику. Но когда задумка и графика так просты, сложно понять, качественно это сделано или нет. Спойлер: и не надо это понимать.

Логотипы не важны

Ещё одна важная ремарка: никто не смотрит на логотип. Как минимум, никто не выбирает банк, глядя на логотип. Если только логотип не портит впечатление на 100%.

Вывеска на двери кабинета, которую я сделал для иллюстрации
Вывеска на двери кабинета, которую я сделал для иллюстрации

Логотипам досталась нелёгкая судьба: мы видим их на бегу, в мелком формате, на фоне, вдалеке и всего пару секунд. Мы практически никогда не сталкиваемся с логотипом лицом к лицу.

Посмотрите, как важны логотипы.

Ряд банкоматов в Магнитогорске
Ряд банкоматов в Магнитогорске

Логотипы видны? Едва ли. Но узнаваемость некоторых банкоматов сохранилась. Это заслуга фирменного стиля: цветов и правил оформления. Поэтому считаю, что стиль важнее логотипа.

Из-за этого мы даже отказались от прибыльной статьи доходов. С апреля 2017 года мы перестали делать «логотипы в вакууме» и разрабатываем только фирменные стили, хотя они стоят дороже, и не все понимают, зачем они нужны.

И это причина, по которой я думал, что «Тинькофф банк» скатился и выпустил ужасные билборды.

Билборд «Райффайзен Банка» с сайта outdor.ru
Билборд «Райффайзен Банка» с сайта outdor.ru

Из окна машины их видно примерно так: жёлтое пятно рядом со словом «кредит».

Примерно так я вижу билборды из окна машины
Примерно так я вижу билборды из окна машины

Оказалось, это не «Тинькофф банк». Могу поспорить, что многие, дочитав до этого места, так и не заметили, что это реклама «Райффайзен Банка» — настолько похожи формы и цвета.

Что в итоге

Итог простой: нет большого смысла обсуждать «логотипы в вакууме», если только графика или задумка в них не являются чем-то сверхъестественным. Мы ждём от айдентики впечатления и узнаваемости — на это в большей степени влияет фирменный стиль. Нужно смотреть на него.

А так как ВТБ его пока не продемонстрировал, комментарии под новостью могли бы быть примерно такие:

Если бога нет, то кто написал эти комментарии?
Если бога нет, то кто написал эти комментарии?

Думаю, все поняли мою мысль и никто из комментаторов не обидится.

9696 показов
16K16K открытий
35 комментариев

ВТБ три топора

Ответить

А как поднять бабла?)

Ответить

Шутка про 3 полоски

Ответить

- у вас ВТБ

Ответить

ВТБ "три полоски" — не гос банки пососите соски))

Ответить

есть такие лого, минималистичные, на которые смотришь и думаешь - "вот жеж... вроде, чего проще, а какая красота"

с втб так не получается

можно было осовременить "крылышко" или этот самый "ноутбук вверх ногами", оно вот мне нравится, как смотртися отдельно от букв, на одном из небоскребов москвы-сити

Ответить