Анализ трафика десяти крупных агрегаторов авиабилетов в выдаче «Яндекса»

И советы экспертов по выходу в топ.

Сайты-билетники — сложная и высококонкурентная ниша. Пробиться в топ — значит быть лучшими, применять нестандартные схемы продвижения. Чтобы определить лидеров и взять у них интервью, SEO-платформа Serpstat провела месячное исследование по распределению трафика по 5000 ключевым словам между десятью ведущими сайтами.

Алгоритм сбора данных

1. Сбор конкурентов

В первую очередь нас интересовали реальные лидеры рынка по фразе «авиабилеты» и релевантным нишевым запросам. На первом месте оказался Aviasales. Дальше мы узнали его десять конкурентов для дальнейших шагов исследования с помощью инструмента «Конкуренты», который формирует отчёт по количеству общих ключевых фраз ко всей семантике домена, релевантности тематики и видимости сайта в поиске.

Конкуренты Aviasales
Конкуренты Aviasales

В десятку попали сайты только по продажам авиабилетов, без железнодорожного транспорта и авто:

  • aviasales.ru;
  • skyscanner.ru;
  • avticket.ru;
  • aviapoisk.ru;
  • aviasovet.ru;
  • buruki.ru;
  • letaem.ru;
  • aviabilety.pro;
  • onetwotrip.com;
  • momondo.ru.

2. Работа с семантикой

У каждого сайта из десятки мы экспортировали 1000 ключевых фраз с сортировкой позиции домена по фразе. Затем свели семантику в один документ и очистили дубли фраз, нерелевантные и брендовые запросы.

Готовый пул запросов из 5000 фраз поставили на ежедневный мониторинг позиций по сайту Aviasales и остальным. 15 марта мы получили первый отчёт о распределении доли рынка между 50 сайтами в нише авиабилетников, а 31 марта — финальный второй отчёт.

Результаты

На 15 марта лидер рынка — Tutu.ru, он забирает 12,43% трафика в тематике авиабилетов. Второе место занимает SkyScanner — доля всего трафика в нише 9,93%. Наступает на пятки и получает третье место ещё один гигант авиабилетов Aviasales — доля всего трафика в нише 9,03%.

Распределение доли трафика в тематике «авиабилеты» между 20 сайтами на 15 марта 2018 года
Распределение доли трафика в тематике «авиабилеты» между 20 сайтами на 15 марта 2018 года

31 марта результаты изменились. На первом месте оказался сайт Aviasales — доля трафика 10,92%, на втором по прежнему SkyScanner — 9,77%, а Tutu.ru упал на третье место с долей трафика — 8,76%.

Изменение позиций и доли трафика в тематике «авиабилеты» между лидерами за 27–31 марта 2018 года
Изменение позиций и доли трафика в тематике «авиабилеты» между лидерами за 27–31 марта 2018 года

Суммарный трафик на домен в десятке конкурентов распределился так.

Суммарный трафик, который сайт получает из поисковой системы «Яндекс» по Москве
Суммарный трафик, который сайт получает из поисковой системы «Яндекс» по Москве
Анализ трафика десяти крупных агрегаторов авиабилетов в выдаче «Яндекса»

Как изменялась доля рынка между пятьюдесятью конкурентами с 1 по 31 марта 2018 года, вы можете посмотреть по ссылке.

Комментарии лидеров ниши

Tutu.ru, SkyScanner и Aviasales я задала два вопроса:

  1. Какие особенности продукта помогают удерживать лидирующие позиции в конкурентной нише и как они работают?
  2. На каких направлениях рекомендуете сфокусироваться молодому сайту в конкурентной нише для продвижения в топ?

Как могли заметить игроки рынка, на профильных SEO-конференциях мы никогда не выступали — и это не случайно. Рынок очень конкурентный — сегодня ты расскажешь свою фишку, а завтра тебя из-за этого подвинут вниз по выдаче.

Никто из серьёзных игроков ничего особо секретного никогда не рассказывает. Почти всё, что озвучивают авторы докладов, SEO-профи уже и так знают. Либо это какие-то крайние случаи, интересные весьма узкому кругу специалистов-исследователей, и которые сложно применить для сайта, уже находящегося в топе.

Если пытаться приоткрыть нашу кухню, то могу сказать следующее: SEO — это больше наука, чем магия. Не существует «серебряной пули», нет чего-то такого, что вот вы раньше не делали, а теперь сделаете и всех победите. Все за всеми подсматривают: и мы смотрим на конкурентов, и конкуренты следят за нами.

С завидной регулярностью видим свои решения на других сайтах, но не обижаемся, а стараемся работать ещё лучше, ещё продуктивнее — так устроен рынок. Главное, чтобы клиенту было хорошо — в «Туту.ру» счастливы, когда клиент счастлив.

Мы стараемся делать максимально удобный и полезный продукт для людей, который хочется рекомендовать друзьям и пользоваться самим в дальнейшем. Любим, когда клиенты приходят к нам снова — каждый второй клиент возвращается на «Туту.ру» в течение следующего года. Согласно нашей статистике, в каждом самолёте и вагоне поезда сейчас есть клиент «Туту.ру». В этом и есть секрет SEO.

Как говорил Александр Садовский: «Делайте сайты для людей». Вот мы и делаем.

Юрий Титов, заместитель генерального директора сервиса путешествий «Туту.ру»

Сейчас Aviasales — это известный бренд в нише поиска авиабилетов, и это, безусловно, один из факторов, который позволяет нам находиться в топе выдачи поисковиков по высокочастотным и высококонкурентным запросам.

Но несколько лет назад, когда всё только начиналось, основной органический трафик мы получали исключительно благодаря длинному хвосту низкочастотников, которые включали запросы на авиабилеты по конкретным направлениям («авиабилеты Москва-Пхукет», «купить авиабилеты Москва-Пхукет» и так далее). Всё дело в грамотной структуре сайта, созданной Константином Калиновым, и полезной информации о перелётах:

— какая авиакомпания выполняет рейсы по этому направлению;

— сколько стоит самый дешёвый билет;

— есть ли прямые рейсы;

— когда выгоднее всего покупать билеты;

— в какое время дешевле всего лететь и так далее.

Эта информация регулярно обновляется, так как цены на авиабилеты постоянно меняются.

Со временем хвост удлинялся, мы улучшали тексты и получали всё больше трафика. Эта работа всё еще продолжается, мы боремся за первое место в выдаче.

Молодым сайтам в нашей тематике стоит обратить внимание именно на такие запросы. Соберите семантическое ядро по направлениям, продумайте структуру сайта, метатеги, сделайте качественные тексты.

Также большую роль в ранжировании играет работа нашего PR-отдела. Мы регулярно проводим исследования, основываясь на наших данных, и делимся этой аналитикой со СМИ. Недавно, например, мы выяснили, что популярность Крыма выросла в пять раз с 2014 года, с новостью об открытии рейсов в Египет снизился спрос на российские пляжные направления, а уход авиакомпании Delta не приведёт к повышению цен на билеты в США.

Татьяна Зуйкова, SEO-специалист в Aviasales.ru

SkyScanner воздержались от комментариев.

Выводы

Конкурировать в сложных тематиках помогает:

  • Забота о клиенте (например, техподдержка, обучающие материалы).
  • Сайты для людей: качественное юзабилити, грамотная структура сайта.
  • Оптимизация под низкочастотные ключевые фразы с длинным хвостом.
  • Постоянное обновление информации и ответы на болезненные вопросы клиентов.
  • Хорошие оптимизированные тексты на сайте.
  • PR-материалы — исследования, пресс-релизы.

Если вы хотите узнать лидеров ниши по группе ключевых запросов в определённой тематике, будь то холодильники или микроволновки, повторите мой анализ и побеждайте конкурентов.

3535
57 комментариев

И чтобы отслеживать 50-сайтов с серпстат с выдачей 5000 результатов надо ломануться за тарифом 299,00 $ /месяц?

4
Ответить

Вы за 299 $/мес получаете не только мониторинг позиций, а кучу других инструментов для анализа конкурентов в органике и контексте, работы со ссылочным и seo-аудита.

Один лишь мониторинг позиций можно приобрести значительно дешевле, если работаете с API :)

2
Ответить

Задумка хорошая, но не дотянули - всего 2 коммента, один из которых «делайте сайты для людей». Ну спасибо.

2
Ответить

Эх, опередили....

TC:
На каких направлениях рекомендуете сфокусироваться молодому сайту в конкурентной нише для продвижения в топ?

tutu.ru:
Мы стараемся делать максимально удобный и полезный продукт для людей, который хочется рекомендовать друзьям и пользоваться самим в дальнейшем.

8
Ответить

По медицинской тематике опрошу топ-5 :)

Ответить

Как вы понимаете, что сайт получил трафик?

2
Ответить

Предполагаю, что снимали позиции и частотность запросов, а CTR считали постоянной, привязанной к позиции. Умножаем частотность запроса на предполагаемый CTR позиции, складываем эти данные по всем отслеживаемым запросам, профит.

Но если так, то данные не совсем корректные, так как и CTR по факту не постоянный (будет зависеть как от оптимизации сниппетов, так и от постоянных экспериментов яндекса со спецразмещениями, колдунщиками и прочим) и запросы отслеживаемые изначально взяты из тех, по которым собирают лидеры тематики, а трафик по хвостам никак не учитывался

3
Ответить