Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

Давно прошли времена, когда компания могла обойтись только оффлайн-каналами продаж. Сегодня те, кто отказывается от диджитализации, рискуют остаться в безнадёжно отстающих и потерять большой сегмент рынка. В контексте популярности мобильных устройств «хорошим тоном» для e-commerce-компании или ритейлера становится наличие мобильного приложения. Выбирая приемлемый для себя вариант, компании идут по одному из двух путей: покупают «коробочное решение» или заказывают разработку «под себя», так называемую кастомную. Как показывает практика, оба варианта имеют право на жизнь, но у каждого есть свои особенности.

Делать своё мобильное приложение — это серьёзное вложение времени и средств для компании. Цена такого проекта — от 12 миллионов, а срок разработки — от 7 месяцев. Не всегда собственники бизнесов готовы к таким затратам. Многие на старте выбирают более экономичный вариант — «коробочные решения». Они заметно дешевле и быстрее в запуске. Реализовать такое приложение можно за 2–3 месяца в пределах бюджета до 1 миллиона рублей.

В этой статье разберём на примерах, кому и когда стоит выбрать «коробку», а кто теряет большой процент выручки, отказываясь от кастомной разработки собственного приложения.

Мы в Surf более 11 лет работаем с e-commerce и ритейлом, переиспользуем успешный опыт из разных отраслей и помогаем крупным игрокам войти в топ. Среди наших клиентов лидеры своей сферы — Рив Гош, Магнит, Ригла, Лабиринт, Бетховен.

💼 Рассказываем об этом в наших кейсах.

📱 Недавно мы запустили канал в Telegram, в котором делимся своим продуктовым видением. Подписывайтесь!

О чём в этой статье:

Коробочное решение vs кастомная разработка: особенности, плюсы и минусы

Коробочное решение в мобильной разработке — это готовый набор инструментов для создания приложения, как «рамочный договор» в отношении сторон. Многие ритейлеры начинают именно с «коробок», так как они дешевле. К тому же владельцев прельщает быстрый запуск. Проект можно запустить за 2–3 месяца. Это большой плюс — собственники бизнеса могут «пощупать рынок» и протестировать свои гипотезы с относительно малыми затратами и потерями. Из такого запуска станет ясно — нужно ли их клиентам мобильное приложение.

Кастомная разработка принципиально отличается подходом. В этом случае приложение создаётся с нуля, под потребности конкретной компании и её покупателей. Это всегда команда, заточенная под определённый проект. Мы в Surf более 11 лет занимаемся именно кастомной разработкой.

Коробочное решение

Плюсы

Быстрый запуск. На запуск нужно всего 2–3 месяца.

Быстрая проверка гипотезы. Готовое решение позволяет оперативно проверить гипотезу и выяснить: насколько приложение вообще нужно вашему бизнесу, а также что нужно вашим клиентам.

Минимум разработки собственными силами. Создать проект на конструкторе кажется проще, однако нужно учитывать, что ваш бэкенд должен быть готов к разработке и поддержке коробочного приложения.

Не нужны сложные процессы по внедрению и доработке. Набор функционала настолько минимален, что, как правило, не влечёт за собой больших инвестиций на доработки по бэкенду. А также это ограничение не позволяет уйти в длинное проектирование и дебаты внутри компании по поводу дизайна, структуры и фич в приложении.

Бюджетное решение. Стоимость коробочного решения с развёрнутым функционалом составляет от 500 тысяч до 1 млн рублей. На рынке есть решения и за 200–300 тысяч, но, как правило, их набора инструментов недостаточно для потребностей крупной коммерческой компании.

Минусы

Низкая конверсия. Самый очевидный и критичный минус для ритейла любой сферы — конверсия.

Конверсия в коробочном приложении — 0.05–4% (со слов наших клиентов), в кастомном — 3–22%

Конверсия 22% после перехода с коробочного на кастомное решение — это реальный кейс из нашей практики.

Зачастую компании тратят больше денег на маркетинг, чем на разработку качественного ПО. В результате проект работает как дуршлаг — пользователей «наливают», привлекая их через маркетинговые каналы, но из-за низкого качества приложения они уходят. Итог, как правило, неутешительный: бизнес разочарован в результате и проект больше не развивается.

Причина низкой конверсии коробок — минимальный набор рабочих кейсов и неудобное флоу заказа. Покупателю сложно сделать заказ, приложение не закрывает его базовых потребностей, соответственно, он может отказаться от покупки на полпути или вовсе удалить приложение.

Отзывы пользователей о коробочных приложениях
Отзывы пользователей о коробочных приложениях

Неудобное приложение влияет не только на конверсию, но и в целом на отношение пользователей к бренду.

Что такое минимальный набор кейсов?

Авторизация — у коробок обычно способы авторизации ограничены. Это может быть вход по логину и паролю, регистрация через телефон или вход через электронную почту со старого аккаунта на сайте. Дополнить учётную запись, решить проблему с задвоенным аккаунтом, объединить их и не вводить логин повторно — такие возможности в коробочных решениях, как правило, недоступны пользователям.

Пользовательские настройки — чаще всего в коробочных приложениях покупатель не может увидеть избранное, состояние корзины, какие товары он просматривал ранее и дополнительные рекомендации.

Но больше всего на конверсию влияют удаление приложения пользователем и плохо проработанное флоу оформления заказа.

Чем проще и удобнее процесс заказа, тем выше конверсия

Покупатель может отказаться от завершения заказа по разным причинам:

  • неудачная попытка ввести адрес;
  • отсутствие информации о сроках и стоимости доставки с учётом региона;
  • нет интеграции со службами ПВЗ;
  • корзина вылетает или выдаёт ошибку;
  • один из самых серьёзных раздражителей — пользователь оформляет заказ, звонит менеджер и сообщает, что в наличии товара нет.

Всё это — основные причины удаления приложения и потери клиентов. И частые проблемы, возникающие в коробочных решениях.

Потеря клиента у кассы — первый триггер для того, чтобы рассмотреть кастомное решение. Только в этом случае бизнес сможет реализовать флоу оформления заказа с учётом большинства негативных юзкейсов и ошибок. Удобный флоу заказа и гибкие настройки доставки окупаются для компании намного быстрее, чем акции, скидки, баллы и навороченный дизайн мобильного приложения.

Мы в Surf встречаемся и с другой практикой. Компании, переходя с коробочного на кастомное решение, делают акцент на дизайне и лояльности. Зачастую это реализовать проще и дешевле. Тогда как оформление заказа требует серьёзной проработки деталей на бэкенде заказчика, дополнительных инвестиций, превышающих затраты на маркетинг.

Анна Чеснова, Директор по продажам в Surf

Большинство решений на рынке работают только на базе Битрикс. Это не безусловный минус, однако чаще всего он требует от компании замены собственных наработок (например, CMS и каталога). Дополнительные интеграции и доработки для добавления функционала за пределами этой CMS ограничивают кастомизацию.

Быстрое устаревание и медленная адаптация к рынку. Новые фичи операционных систем iOS/Android появляются в коробочных приложениях медленнее. В то время как пользователи регулярно обновляют ОС своих гаджетов. Если возможности приложения будут не успевать за потребностями клиентов, это может привести к отказу от продукта.

Отсутствие гибкости. Коробки хороши своей простотой, но они слабо адаптируются под конкретные запросы бизнеса. Каждый сбой или ошибку придётся решать самостоятельно. Техподдержка доступна в расширенных версиях с увеличенным тарифным планом, но она не решает кастомные запросы компании.

Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

Кастомная разработка приложения

Плюсы

Высокая конверсия — сильная сторона кастомных приложений. Уберите лишние барьеры и стоп-факторы, постройте оптимальный путь от товара к заказу, а дальше наращивайте лояльность и повторные покупки.

Конкурентное преимущество и уникальность. В борьбе за клиентов важно соблюсти баланс между оправданием ожиданий своих клиентов и wow-эффектом. Индивидуально разработанное приложение может стать «диджитал-лицом» бренда, привлечь новых покупателей и выделиться на фоне конкурентов. Как не кастомизируются коробочные решения, они имеют одинаковую структуру каталога, страниц, и эта шаблонность заметна клиентам. Уникальный дизайн подразумевает не только цвет кнопок и баннеров, но и продуманный UX, созданный с учётом потребностей пользователей, вплоть до особенной целевой аудитории. Клиента ничто не должно отвлекать от покупки, а процесс должен быть простым и понятным.

Минимизация рисков — собственный код и независимость от сторонних разработчиков. При разработке кастомного решения код принадлежит заказчику, при внедрении коробочного решения — он лишь арендуется. Маркетинг привлекает клиентов на площадку, которой компания не может управлять и влиять на её развитие. Разработка на аутсорсе обеспечивает прозрачную передачу кода, документации и даже обучение персонала заказчика для развития и эксплуатации при передаче в инхаус. Только вы будете видеть действия ваших клиентов, коммерческую информацию и накапливать опыт внутри компании.

Скорость реализации кастомных запросов. Казалось бы, срок внедрения кастомного решения в несколько раз больше (до 7 месяцев — против 2-3 месяцев у коробок). Но тут клиент выигрывает в скорости реализации своих кастомных запросов, которые в коробочных решениях с высокой вероятностью никогда реализованы не будут. Дополнительные внешние интеграции, например, с технической поддержкой, в случае выбора коробки вообще будут невозможны или стоить как разработка кастомного приложения целиком. Средний срок разработки/вывода в релиз фичи для кастомного приложения — 2–3 недели. Небольшие срочные доработки (например, изменение дизайна к празднику) можно реализовать за несколько дней.

Минусы

Высокая стоимость. Кастомная разработка дороже коробочной. И прежде чем вложиться в неё, компании важно проанализировать необходимость и эффективность этого канала продаж. Ниже разберём на примерах, когда кастомная разработка окупает себя, а в каких случаях достаточно коробочного решения.

Больше времени на запуск. Так как кастомное приложение создаётся с нуля и под потребности конкретной компании, на запуск требуется от 7 месяцев, иногда до 1 года. Часто такой срок обусловлен не столько разработкой самого приложения, сколько доработками бэкенд-систем заказчика.

Участие в проектировании и разработке. Без участия команды заказчика в кастомной разработке не обойтись. Ведь никто не знает потребности и проблемы клиентов и особенности товаров лучше, чем вы сами. Наш опыт показывает, что именно в случае активного участия клиента в проектировании и разработке получается максимально качественный результат, оправдывающий или даже превосходящий ожидания.

Нужна подготовка со стороны бэкенда. Не всегда можно сразу подойти к реализации. Качественный пользовательский путь и необходимые настройки нужно изначально реализовать внутри технической инфраструктуры. Это можно сделать на аутсорсе, но довольно часто это требует очень масштабных изменений в ИТ-инфраструктуре компании. При этом сроки и стоимость этих изменений часто несоизмеримы с потенциальной доходностью приложения даже с самой высокой конверсией. Поэтому первое, что мы спрашиваем у компании с заявкой на мобильное приложение для ритейла — есть ли инфраструктура и её планирование.

Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

Как перейти с коробки на кастом и не потерять клиентов: развенчиваем страхи

Мы в Surf занимаемся кастомной разработкой. У нас в портфолио много проектов для ритейла и e-commerce. К нам часто приходят компании, которые хотят перейти с коробочного решения на кастомное приложение.

Самое частое опасение, с которым мы сталкиваемся при запросе компаний на переход с коробки на кастом, — страх потерять имеющихся клиентов. Ведь привлечь «с нуля» клиента в новое приложение — это дорого и сложно. Сколько именно — можно рассчитать по формуле.

С помощью показателя CAC (Customer Acquisition Cost) оценивают стоимость привлечения клиента. Это сумма, в которую обходится каждый новый клиент. Этот показатель включает затраты на маркетинг в широком смысле, то есть все каналы, которые используются для привлечения клиента.

Показатель САС считают так:

Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

Многие компании опасаются, что с запуском нового мобильного приложения весь этот затратный путь придётся проходить заново. Но это не так. Мы умеем бесшовно переносить клиентов с коробки на кастом. Поэтому ваш CAC останется прежним.

Более того, по нашему опыту, у кастомного мобильного приложения существенно выше такие ключевые метрики, как LTV и Retention.

Стоимость привлечения клиента связана с LTV (Lifetime Value). Это прибыль, которую приносит пользователь за всё время работы с ним. Вокруг этого показателя строится весь маркетинг: работа над привлечением и удержанием клиентов, особенно если речь идёт о e-commerce. Важно знать отношение того, сколько вы получаете от одного клиента к тому, сколько вы тратите на его привлечение. LTV считают так:

Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

CRR (Customer Retention Rate) — это показатель удержания клиентов и его тоже крайне важно отслеживать. Чем больше в приложении верных друзей бренда, тем лучше. Это постоянная аудитория, для которой можно делать акции и специальные предложения, увеличивая средний чек покупки.

Эту метрику можно рассчитать по формуле:

Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

Отследить изменения этого показателя помогает аналитика пользовательского поведения, встроенная в мобильное приложение. Также сигналом, что с приложением что-то не так, может быть большое количество негативных отзывов.

С этими показателями кастомное приложение показывает себя гораздо эффективней коробки:

  • оно обеспечивает конверсию выше, а значит, вы получаете больше прибыли;
  • в нём можно выстроить удобный флоу заказа,минимизируя процент отказов от приложения (а у коробок он высок);
  • в нём есть развитые инструменты пользовательской аналитики, с помощью которых можно быстро увидеть, что пользователей что-то не устраивает и внести коррективы в работу приложения.

Коробка vs кастомная разработка: почему последняя нужна не всем и не всегда

Анализируя кейсы разных компаний, мы убедились, что на самом деле далеко не всем нужно менять коробочное решение на кастомное. Давайте разберём конкретные ситуации и посмотрим, бывают ли случаи, когда разработка кастомного приложения нецелесообразна для компании и окупится очень нескоро.

Кейс №1: магазин спортивных товаров премиального качества. Допустим, что средний чек — 30 000 рублей. Частота покупок одного пользователя — низкая, так как крупные покупки клиент совершает 2 раза в год: один раз в зимний и один раз в летний сезон. Количество пользователей — 40 000. Выручка магазина с коробочным решением считается по конверсии 4%, соответственно, средняя годовая выручка составит 96 млн рублей. Неплохой показатель, однако если сравнить с кастомным решением для этого магазина по средней конверсии для ритейла — 10%, то средняя годовая выручка составит 240 млн рублей.

Итог: на коробочном решении магазин теряет порядка 144 млн рублей в год. При стоимости разработки кастомного приложения — от 12 млн рублей. В этом случае кастомное приложение окупит себя практически за месяц.

Кейс №2: магазин уникальных товаров. Представители малого бизнеса любой отрасли: изделия ручной работы (подарки, бижутерия) или фермерские продукты. Средний чек — 2 000 рублей. Частота покупок одного пользователя — 2 раза в год. Число пользователей — 15 тысяч. На коробочном приложении средняя годовая выручка с конверсией 4% — 2,4 млн рублей. На кастомном приложении при конверсии 10%, средняя годовая выручка — 6 млн рублей.

Итог: на коробочном приложении магазин теряет около 3 млн рублей в год. В этом случае разработка кастомного приложения окупится в лучшем случае за 3–4 года. Можно обойтись коробочным приложением, кастомное — нецелесообразно. Кроме этого, уникальность товара может быть основной причиной, нивелирующей все недостатки интерфейса типового решения.

Кейс №3: магазин товаров для животных. Средний чек — 2 000 рублей, он компенсируется высокой частотой покупок. Примерно каждый месяц владелец питомца что-то для него покупает. Соответственно, частота покупок одного пользователя — 12 раз в год. Количество пользователей — 50 тысяч. Средняя годовая выручка с коробочным решением при конверсии 4%, составит 48 млн рублей. Однако при конверсии 10%, средняя годовая выручка магазина составила бы 120 млн рублей.

Итог: с коробочным приложением магазин теряет 72 млн рублей в год. В этом случае разработка кастомного приложения более чем оправдана и окупится за 2–3 месяца.

Кастом vs «коробка» для e-commerce-приложения: сравниваем, считаем упущенную выгоду

Итак, кастомное приложение окупится в случае, если у компании или высокий средний чек, или высокая частота повторяющихся покупок. Как, например, у магазина «Бетховен». О том, как мы сделали приложение, с которым продажи выросли в 3 раза, можно прочитать в этой статье. Кроме того, наш опыт показывает, что конверсия 10% для e-commerce приложения — это не предел, она может быть ещё больше.

Если же у компании относительно низкий средний чек и на одного пользователя приходится мало покупок, то, скорее всего, такой проект никогда не окупит затраты на кастомную разработку. В таком случае будет достаточно коробочного решения.

Что лучше выбрать для проекта

Подведём итоги.

Кастомное мобильное приложение нужно:

  • крупным компаниям с высоким средним чеком или высокой частотой покупок;
  • магазинам, которые протестировали гипотезу и убедились, что мобильное приложение нужно их покупателям, несмотря на обширную конкуренцию и отсутствие уникального продукта;
  • проектам в электронной коммерции, которым уже не хватает инструментов в коробочном решении.

Коробочного приложения достаточно:

  • компаниям с небольшим средним чеком и редкими покупками;
  • проектам, которые только начинают свой путь и ещё не уверены, что их покупателям нужно мобильное приложение;
  • производителям уникальных товаров.

Для того чтобы определить стартовую функциональность мобильного приложения, мы проводим предпроектное исследование. Оно позволяет выявить реальные потребности пользователей и найти проблемы, с которыми клиенты сталкиваются в процессе покупки. Также мы проводим «нулевой спринт» — комплексную предпроектную подготовку. Она нужна для того, чтобы оценить объём работ, сроки и бюджет для конкретного проекта, увидеть концепт готового продукта и получить материалы для оптимизации бюджета.

1919
11
3 комментария

🔥статья, полезно, спасибо!

4
Ответить

Проще так:

Коробка - продажи от 0р до 5 млн р в мес. + фрилансеры
Продажи от 5млн - кастом + 1 программист в штат + фринсеры

И никаких битриксов... ну на край мега...

Ответить