Мыло из «фритюра», джин из картофельных очистков и пиво из хлеба и маракуйи: как стартап Loop Mission «спасает» еду

На свалки попадают тонны съедобных овощей и фруктов, потому что покупатели придирчивы, а магазины слишком много заказывают. Второй шанс им даёт Loop Mission: выкупает за 30% от стоимости и превращает в напитки, закуски и уходовые товары.

Основатели Loop Mission Жюли Пуатра-Сольнье и Дэвид Котэ. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Festmediamontreal.com%252Floop-quand-biere-gin-rencontrent-economie-circulaire%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw2CBS_e_mK0OhozpwhaLaiq%26amp%3Bust%3D1645169134551000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CAwQjhxqFwoTCMi3yeKahvYCFQAAAAAdAAAAABAP&postId=366783" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Est Media Montreal</a>
Основатели Loop Mission Жюли Пуатра-Сольнье и Дэвид Котэ. Источник: Est Media Montreal

В 2020 году доступа к полноценному питанию не было у 2,37 млрд человек — это каждый третий, а около 800 млн и вовсе голодали, пишет ООН. Но несмотря на это, магазины продолжают выбрасывать продукты.

Пищевые отходы ежегодно составляют около 17% от общего объёма мирового производства, превышая в сумме $400 млрд, и отвечают за 8-10% выбросов парниковых газов. Расход воды при выращивании продуктов тем временем колоссальный: в США, например, сельскохозяйственный и продовольственный секторы ответственны за 80% потребления.

Большая часть еды, которая оказывается на свалках, не порченная и не гнилая. Просто магазины заказывают слишком много, чтобы в случае чего не пустовали полки, а покупатели не жалуют продукты с дефектами — арбузы без полосок, кривые плоды моркови, пишет National Post. Иногда подводят и поставщики, задерживая очередной привоз.

Чтобы дарить съедобной пище вторую жизнь, супруги из Канады — Дэвид Котэ и Жюли Пуатра-Сольнье — запустили стартап Loop Mission. Они выкупают ненужные магазинам продукты за 30-40% от первоначальной стоимости и создают из них совершенно новые: напитки, закуски, уходовые товары. А цены устанавливают демократичные, чтобы быстрее всё распродать.

«В Канаде на выброс идёт 56% пригодной еды, или 2,2 млн тонн в год. Так что бизнес-модель мы строили вокруг одной задачи — помочь окружающей среде», — говорит Пуатра-Сольнье. Желание продвигать повторное использование материалов основатели отразили в названии проекта, где "loop" значит «петля».

Основатели Loop Mission. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fjournalmetro.com%252Fentrepreneuriat%252F2692410%252Fhistoire-succes-loop-mission-abord%252F%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw2CBS_e_mK0OhozpwhaLaiq%26amp%3Bust%3D1645169134551000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CAwQjhxqFwoTCMi3yeKahvYCFQAAAAAdAAAAABAi&postId=366783" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Metro</a>
Основатели Loop Mission. Источник: Metro

Познакомились Котэ и Пуатра-Сольнье в 2015 году. Котэ тогда управлял сетью ресторанов для веганов-сыроедов и компанией по производству комбучи RISE. Ему казалось, что в этих делах он своих целей достиг, поэтому хотел взяться за что-то новое, пишет Bloomberg. А Пуатра-Сольнье, изучавшая до этого экологическую устойчивость, его стремления разделяла.

Идея Loop Mission пришла после беседы с продуктовым дистрибьютором из Квебека. Тот рассказал Котэ, что ежедневно выбрасывал по 16-25 тонн спелых овощей и фруктов. Канадец в итоге продал бизнес, его будущая супруга — дом, и вместе они стали работать над рецептами продуктов, которые бы включали те самые «отходы».

Так, менее чем через год они уже продавали соки холодного отжима — из анонсов, жёлтого имбиря, дыни-канталупы, свеклы, капусты. Бутылка одного такого напитка стоила около $4 — в среднем в два раза дешевле, чем соки, которые ежедневно пили Котэ и Пуатра-Сольнье. Все волокна и мякоть, которые оставались после производства, супруги отдавали партнёрской фирме — та добавляла их в лакомства для собак.

Основатели производили сперва только соки просто потому, что знали: фрукты и овощи они смогут закупать регулярно. Но позже всё же решили разрабатывать и другие рецепты — в зависимости от того, что периодически получали от поставщиков.

«Последних мы сами не ищем и работаем как колл-центр, постоянно принимая звонки от производителей, фермеров и магазинов. Все они рассказывают нам, что пойдёт на выброс, а мы затем думаем, что можем сделать сами и кого в силах привлечь», — рассказывает Пуатра-Сольнье.

Соки Loop Mission. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.google.com%2Furl%3Fsa%3Di%26amp%3Burl%3Dhttps%253A%252F%252Fwww.lepanierbleu.ca%252Fcommerce%252Floop-mission-5ffcd3ae791d59000b65ebc6%26amp%3Bpsig%3DAOvVaw25MHf7Zj2187zZjp3Warwc%26amp%3Bust%3D1645170284380000%26amp%3Bsource%3Dimages%26amp%3Bcd%3Dvfe%26amp%3Bved%3D0CAwQjhxqFwoTCLiWqoWfhvYCFQAAAAAdAAAAABAD&postId=366783" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">La Panier Bleu</a>
Соки Loop Mission. Источник: La Panier Bleu

Обычно в работе у супругов сразу по 15 рецептов, но в производство попадают лишь два-три. В скором времени они хотят выпустить линейку детского питания и печенье с фруктовой мякотью. Ну а пока — на начало 2022 года — помимо десятка соков, производят также:

  • Газированные напитки из апельсина, клубники, лимона и имбиря с пробиотиками.
  • Смузи из фруктов, овощей, зелени, бобовых и пищевых волокон.
  • Джин из картофельных очистков с имбирём и лаймом.
  • Кислое пиво из старого хлеба с соками цитрусовых, клубники и маракуйи. По словам Котэ, в одной только Канаде на свалку попадает 750 тысяч буханок в день.
  • Острую квашеную смесь из редьки, капусты, моркови и перчиков халапеньо.
  • Мыло из использованного подсолнечного масла, которое поставляет веганская сеть быстрого питания, с добавлением соков и экстрактов имбиря, цитрусовых, огурца, ананаса и зелени.

Пока что у супругов одна фабрика — в Монреале, на территории её основного поставщика Courchesne Larose. Но их товары продают по всей Канаде, в том числе в крупных сетевых гипермаркетах вроде Walmart и Whole Foods.

Видео с производства. На стоп-кадре картофельные очистки для джина

В 2022 году основатели надеются открыть ещё одно производство, выйти в США, поскольку уже заключили договор с американскими магазинами Sprouts Farmers Market, и в будущем не исключают даже IPO. «Увы, чтобы спасти планету, недостаточно быть хиппи. Нужно войти в корпоративный мир и самому помочь гигантам индустрии переосмыслить практики», — рассуждает Котэ.

В 2021 году компании удалось выйти в ноль, так что новая фабрика и захват американских или даже европейских рынков наверняка помогут ей получить прибыль, полагает Bloomberg.

За пять лет работы стартапу, как утверждает он сам, удалось пустить в производство более 8000 тонн бросовых фруктов и овощей, избежать 6400 тонн парниковых выбросов, сохранить 482 млн литров воды и «спасти» 1,2 млн хлебных ломтиков.

Но показателями супруги не то чтобы довольны, ведь им всё равно приходится отказываться от ещё 200 тонн пищевых отходов в неделю. Да и не все те товары, которые они выкупают, можно быстро превратить во что-то другое. Поэтому из части ингредиентов сперва делают пюре и дегридратированные порошки, а затем перепродают партнёрам.

Производители могут добавить экологически чистые ингредиенты от Loop Mission в свои продукты. Но, чтобы те не занимались за счёт компании «зелёным самопиаром», Пуатра-Сольнье думает разработать регламент. Прописать, какой объём добавок должен содержать продукт, чтобы получить право ассоциироваться с Loop Mission.

«Нам хочется верить, что в будущем, благодаря нам и нашим коллегам, бизнес поймёт: устойчивое развитие не всегда увеличивает затраты. Оно также может принести компаниям дополнительную ценность», — говорят основатели.

7070
39 комментариев

Пару лет назад думал подобный стартап запустить, только вместо переработки для употребления в пищу (уйма ГОСТов и требований от РПН), думал дегидрировать и, грубо говоря, молоть просрочку в порошок как добавку для корма хрюшкам)

Если кто-то надумает, то может это вам поможет:
- Проблем с выкупом просроченной еды в целом нет, сети не прочь реализовать неликвид (в моем бизнес плане выкуп стоил 20% от первоначальной цены, но во время разговора с представителем крупной сети звучали и 10 и 15% - зависит от объема)
- Проблем с логистикой нет, подойдет обычный грузовик (с емкостями - это опционально), но загрузка нужно осуществлять своими силами - сеть не готова тратить на это свои ресурсы - они хотят чтобы ты САМ приехал, САМ загрузил и получить за это деньги
- Нужен хороший склад, желательно за городом с небольшим штатом
- Требования к оборудованию достаточно высокие - промышленные дегидраторы и молотилки стоят недешево + регулярное ТО этих машинок
- Нужна упаковочная линия, но на первых этапах можно делать это вручную
- Основная проблема в сбыте: запускаться нужно в регионе с хорошо развитым СХЗ сектором
- При всех вводных, включая амортизацию оборудования, средняя окупаемость одного региона - 3,5 года. Рентабельность - около 20% (может быть выше, но этого можно добиться только автоматизацией)

13
Ответить

А сертификация продукции понадобится ведь, скорее всего? Это же как корма д/ж пойдет? Или пищевые добавки.

Ответить

Ну и как они помогли той трети земли, кто голодает? Никак. Продукты отправляются в то же общество, которое выбрасывает те же 56% еды.

Уж точно «петля», а не выход.

7
Ответить

Я не увидел, что у них есть миссия накормить голодающих. Там в тексте про голодающих с отсылкой "пишет ООН". А ребята просто пытаются минимизировать количество пропадающих продуктов.

14
Ответить

Так они на международный рынок не вышли ещё, думаю, в этом всё дело. С другой стороны, к голодающим относятся не только дети Африки, в Канаде тоже есть бедные

Ответить

Звучная фамилия у Котэ

5
Ответить

Отличная альтернатива простому выбрасыванию.. тенденция на "ресайкл", как это сейчас называется, вовсю прослеживается уже в магазинах одежды (сдаешь ненужную старую, из которой впоследствии делают новые джинсы), в целом все больше людей начинает сортировать и сдавать мусор, и вот наконец появилась возможность дарить вторую жизнь продуктам. Всяко лучше, чем выкидывать или давить санкционку.

3
Ответить