В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

Главный вопрос: зачем столько?

В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

Компания по продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада «Леруа Мерлен» ещё в начале 2010-х поняла: чтобы в цифровую эру конкурировать с торговыми гигантами, недостаточно развивать только розничную сеть. Покупателю нужна диджитал-экосистема с широким ассортиментом не только товаров, но и услуг, а компании — специалисты, чтобы такую платформу разработать.

О том, как она собирала и масштабировала команды и как строит работу теперь, рассказал ИТ-директор, заместитель генерального директора компании Николай Абу-Ржейли.

Николай Абу-Ржейли
ИТ-директор, заместитель генерального директора

В какой момент компания поняла, что ей нужно столько айтишников?

Сначала разработчиков и проджект-менеджеров компания искала на аутсорсе. Однако с середины 2010-х, с активным развитием онлайн-продаж и меняющимся поведением покупателя, географическая экспансия уступила место омниканальности. Борьба за потребителя развернулась не с ближайшими DIY-конкурентами, а с цифровыми маркетплейсами — к примеру, Ozon и Wildberries. Такие платформы тратили на развитие ИТ-отделов не 2% своего оборота, а более 10%.

Переход к омниканальности — симбиозу офлайна и онлайна — оказался непростым. Каждый физический магазин сам выбирал товары для продажи, устанавливал цены, мониторил запасы. Да и централизованной системы для сбора и анализа данных не было, поэтому информация по наличию товаров на складах и в гипермаркетах синхронизировалась только ночью. Из-за этого покупатели нередко видели на сайте товары, которых в наличии могло уже и не быть.

Всё это требовало новой ИТ-инфраструктуры, для создания которой «Леруа Мерлен» стала нанимать ИТ-специалистов — разработчиков, аналитиков, архитекторов, специалистов по безопасности. В 2017-м их стало больше пятидесяти, но занимались они в основном задачами бэк-офиса: как традиционные «компьютерщики», помогали сотрудникам и работали над API-системами — интерфейсами корпоративных продуктов, которые позволяют использовать их функции на различных платформах — как внутренних, так и партнёрских. И каждый новый релиз сопровождался ошибками, которые не получалось исправить быстро, а новые продукты требовали постоянной поддержки, на которую не хватало сил и времени.

Парадигма клиентского опыта тем временем менялась: если раньше покупатели чаще ходили в физические магазины, то теперь сперва присматривались к товарам и услугам на сайте и только потом обращались за ними в традиционную розницу (тренд даже получил название ROPO — research online, purchase offline — «найди в онлайне, а купи в офлайне»). Так, с 2018 года компания сместила фокус с омниканальности на создание собственной экосистемы — единой платформы, которая объединит все товары и услуги, а значит саму компанию и её партнёров-поставщиков, и все решения построит вокруг клиента — его бесшовного пути.

Чтобы клиент в одной точке мог получить комплексное сопровождение от идеи до реализации проекта, «Леруа Мерлен» нужно было наращивать массивы собственных данных, тестировать сотни гипотез, быстро разворачивать и сворачивать проекты. Однако ИТ-департамент тогда работал обособлено от других отделов и потому не до конца понимал бизнес-нужды компании — стоит ли сперва взяться за продукты для кухонь под ключ или же для установки окон.

В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

На 2018 год самый сложный клиентский путь был у покупателей товаров для кухни, декора, электроники и окон, поэтому сначала компания развивала продукты для этих рынков — это интеграция партнёров, закупки и поставки, каталогизация. Именно эти направления стали своеобразным полигоном для «Леруа Мерлен».

Увидев, что изменения приносят больше продаж и упраздняют разработческие «боли», компания в итоге провела полную реструктуризацию. Реформировала ИТ-отдел и разделила айтишников на продуктовые команды, а департаменты заменила на домены — структурные единицы, отвечающие за набор связанных между собой бизнес-операций. Каждый состоит не только из нескольких продуктовых, но также и операционных команд, у которых единые цели и KPI. Всё потому, что вместе бизнес и ИТ могут значительно ускорить необходимые изменения.

Формировать домены «Леруа Мерлен» продолжала вплоть до конца 2020 года, параллельно запуская новые продукты и микросервисы и нанимая для этого всё больше ИТ-специалистов. Так что в результате цифрового преображения компании к 2022 году доменов было уже 20, продуктовых команд — почти 100, айтишников — около 600, а микросервисов — тысячи. И для «диджитальной» компании со штатом свыше 45 тысяч человек это не много, считают руководители.

В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

Кто эти ИТ-сотрудники?

Специалистов компания нанимает в зависимости от стратегических и коммерческих приоритетов.

  • Например, чтобы развивать онлайн-каналы продаж среди индивидуальных и корпоративных клиентов (бригадиров, прорабов, целых организаций), нужно наращивать запасы и ускорять доставку, создавать новый пользовательский путь с учётом доступных услуг, форм оплаты, ведения документации и прочего.
  • Внедрение платформы услуг требует конфигураторов, планировщиков, интеграции с ассортиментом.
  • Для того чтобы товары были доступны вне зависимости от запасов магазинов, необходимо строить больше логистических объектов, а значит привлекать профессионалов, контролирующих цепочки поставок: дата-аналитиков, дата-инженеров, дата-сайентистов, которые анализируют не только численные данные, но также звуки и изображения.

Компания также продолжает развивать своё мобильное приложение, и в частности — удобство пользовательского интерфейса и алгоритмы товарных рекомендаций. Для этого нанимает больше UX-дизайнеров и UX-аналитиков и специалистов по машинному обучению.

В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

В будущем «Леруа Мерлен» планирует постепенно отказаться от хостинга данных и программ на физических серверах, поэтому востребованными остаются инженеры облачных сервисов и девопсы, которые умеют разворачивать виртуальные хранилища, а также знают, как обеспечить надёжность систем (site reliability engineering).

Наш сайт уже посещает 25 млн человек в месяц, так что наши серверы должны быть готовы к любой нагрузке.

Николай Абу-Ржейли, ИТ-директор

Как сотрудники поделены на команды и над какими проектами работают?

За всеми 20 доменами закреплены операционные и продуктовые команды. Последних в сумме более 100. Компания следует принципам single-pizza team и double-pizza team и набирает в коллективы не больше 15 человек разных профилей — на стольких хватит двух пицц. В основном в каждой команде есть один или несколько разработчиков, дата-инженеров, дизайнеров и тестировщиков, а также владелец продукта. Он подчиняется напрямую только ИТ-директору и руководителю домена — чтобы решения принимались быстро.

Формируются команды в зависимости от того, за какие бизнес-операции отвечает домен. Если речь о выполнении клиентских заказов, то одна группа будет отвечать за автоматизацию складских процессов, другая — за составление курьерских маршрутов, третья — за системы их отслеживания. Чтобы развивать омниканальные продажи, одни займутся функциями поиска и навигации по сайту и каталогу, другие — клиентским мобильным приложением и интерфейсом онлайн-магазина, а также этапом оформление заказа.

В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

В рамках этих продуктов команды работают уже над тысячами микросервисов — над ПО для проверки наличия товаров на складе, чат-ботами для техподдержки, шлюзами для оплат, а также конфигураторами — системами 3D-моделирования, которые позволяют обустроить кухню в онлайне. Или, например, над корзиной, которой нужны отдельные функции, чтобы проверить наличие товара, рассчитать его стоимость и цену на доставку и сборку. За каждой такой функциональностью закреплена своя продуктовая команда.

Иногда инициативы запускают внепланово. Во время пандемии, например, физические магазины пришлось закрыть, но процесс самовывоза отлажен не был — на склад клиенту нельзя, а искать его машину на огромной парковке трудно. Компания за два дня развернула «электронную очередь», которая позволила покупателям бронировать часы вывоза, выставила на парковочных площадках специальные ограждения, по которым можно было ориентироваться, а затем передавала заказ через специальный автоматический барьер.

Общаются ли команды между собой и как в таких масштабах выглядят корпоративы и тимбилдинги?

Общие мероприятия для всех 600 специалистов сразу в компании пока что не проводят, зато есть крупные встречи и корпоративы для целых доменов, где продуктовые команды могут пообщаться с другими отделами.

Представителей одного профиля — например, тестировщиков или девопсов — «Леруа Мерлен» также объединяет в профессиональные сообщества, чтобы те могли познакомиться. А ещё регулярно организует для них митапы, чтобы наращивать внутреннюю экспертность, развивать культуру наставничества среди младших и старших сотрудников и учиться на ошибках друг друга (для этого есть особые встречи — fuckup-митапы).

В «Леруа Мерлен» 1200 ИТ-специалистов и почти 100 продуктовых команд — и это только начало

В пандемию компания перешла на частичную и полную удалёнку. Повлияло ли это на практику найма?

Раньше «Леруа Мерлен» нанимала большую часть сотрудников лично и в основной московский офис. Теперь более 25% ИТ-штата — это специалисты из других городов, в частности из Новосибирска, Алматы и Санкт-Петербурга.

Правда, нанимают удалённо не всех: в основном только разработчиков уровней «мидл плюс» и выше, тестировщиков, а также девопс- и дата-инженеров, у которых уже есть несколько лет весомого опыта за плечами. «А вот с аналитиками дело обстоит по-другому. Они должны тесно работать с бизнес-отделами, поэтому с ними важно познакомиться лично», — поясняет Николай. А ещё не возьмут людей из городов, в которых нет ни одного магазина сети: без этого специалист не сможет до конца понять специфику компании и потребности клиента.

Наши продуктовые планы расписаны на два-три года вперёд, но мир инноваций не стоит на месте, а среди сотрудников находятся не только исполнители, но и визионеры, поэтому всё ещё может измениться. Но главное, что мы уяснили: информационные технологии давно перестали выполнять в ритейле функцию поддержки и стали мотором роста. И чем больше вливаешь бензина, тем быстрее и дальше едешь.

Николай Абу-Ржейли, ИТ-директор
2424
98 комментариев

Ё-моё.. я то думал у вас там экономия адская и людей нет. Вопрос, почему тогда так хреново работает самая банальная часть - актуальность остатков на сайте и в других внутренних системах? Я тут ремонт делал... Столько дыр у вас нашел, аж пипец. Сотрудники в магазине могут оформить для самовывоза из магазина товар со склада, с которого не производится отгрузка в магазины, а только на доставку. Узнаешь ты об этом.. недели эдак через полторы, когда не понимаешь почему заветное смс не приходит, оператор не может ответить на вопрос и приезжаешь в магазин... Остатки на сайте не актуальны почти никогда. Причем, ладно бы, проблема была в учете, но почему остатки на сайте критически отличаются от данных что могут временами посмотреть сотрудники у себя? Причем не так что вот кто-то взял только что с полки, но на кассе еще не пробил, а просто уже давно такого товара нет вообще, а на остатках его прилично. Обкатывал Леруа Мытищи, Ногинск, Пушкино и еще какой-то.

PS Какой гений сделал упор на сайте на товары для заказа на сайте - вопрос отдельный и нафига они там вообще - не понятно. Леруа - где-то из числа последних мест, где я закажу что-то онлайн, как в маркетплейсе, чтобы забрать самовывозом. Обычно всё-таки едешь к вам чтобы именно посмотреть на товар/забрать сейчас/уточнить нужные параметры.

19

Спасибо за обратную связь. Ситуация с неактуальными остатками действительно имеет место быть. Данные по стоку обновляются в режиме реального времени, но сложность заключается в продаже товаров для разных типов клиентов из торгового зала, где клиенты собирают товары для себя и наши сотрудники собирают товары для заказов клиентов b2c и b2b, что усложняет процедуру резервирования товаров и корректного отображения остатков. Для решения проблемы мы меняем процессы внутри магазина - переходим на ночную сборку заказов из торгового зала, заранее собирая только товары по которым есть риск нехватки к времени сборки. С технической точки зрения транслируем в онлайн каналы защищённый сток, который рассчитывается с использованием искусственного интеллекта. Уже внедрена первая версия продукта и работаем над новой, более точной версией.

6

Комментарий недоступен

Обнаружил, что от конкретного магазина Леруа сильно зависит качество логистической услуги: ко мне ближайший ЗИЛ, там заветная СМС приходит максимум через пару часов, всегда все стоки актуальны, все выдают быстро, сотрудники быстры и точны, ошибок нет.

Как-то заказывал Каширку (У МКАД). Пришла СМС, приезжаю через час, а мне говорят - один товар еще не спустили из зала а второго у нас ваще нет, возвращаем. Будете ждать пока спустят? Отказался.
На выдаче полный хаос, куча товаров навалены, люди ходят среди товара в зоне выдачи, сотрудники не знают за что хвататься.

Другой раз приехал на шоссе Энтузиастов купить и распилить конкретную столешницу. Сначала ждал очереди консультантов в отделе кухонь чтобы мне ее "выписали". Потом пришел на склад, там сидит человек 8, ждут (внимание!) очереди чтобы заплатить деньги за уже оформдленный заказ и дальше ждать дальше выдачи. И это в будний день, при совершенно пустом торговом зале. Не стал ждать, уехал.

А может хотя бы 1 специалист потратить немного времени и запомнить мой город на сайте в Local storage?
Уже много раз писал, что даж после авторизации город сбрасывает на Москву.

Хотя в личном кабинете указан и город и ближайший магазин.
И каждое посещение сайта начинается с установки локации чтоб посомтреть наличие в магазине товара.

6

В вашей статье основной упор делается на рост числа сотрудников и количества отделов. Для совкового бюрократа - это несомненно наиважнейшие показатели, но вы же вроде не РосСовСпецРемПродТрест, а коммерческая организация и ваши KPI должны быть совсем другими.

Как выросли ваши онлайн продажи, насколько ускорилась доставка, сколько денег вы смогли сэкономить и так далее.

А то ведь и правда получается как в комедии "Шофер поневоле"

"- А скажите мне товарищ Свистунов в чем на сегодняшний день заключается ваша работа?
- Во-первых у нас большая переписка с вышестоящими инстанциями, ну а во-вторых мы заняли второе место по самодеятельности в районе."

А тем временем, судя по отзывам, даже остатки на сайте обновить не можете и доставку организовать. А то ведь и правду получается

"-Ну а если вам предложат всех сократить?
- Всех нельзя, кем же тогда руководить."

https://www.youtube.com/watch?v=dyil0RV0p8U&t=4720s

4

Комментарий недоступен

6