Глобальная токенизация цифрового искусства — хорошо это или плохо?

Эта встреча планировалась с начала января, но всякий раз обстоятельства оказывались сильнее. Точнее, сильнее оказывался рабочий график наших героев: заслуженного художника Украины, члена национального союза художников Украины, одного из самых востребованных европейских скульпторов, мастера бронзовой скульптуры и арт-инсталляций Олега Пинчука и банковского эксперта, члена совета директоров Wellcome keys worldwide Рейниса Тумовса. Но в середине февраля встреча все-таки состоялась. В столице Латвии, в Риге, эксперты смогли обстоятельно обсудить тему глобальной токенизации цифрового искусства и развитие рынка NFT.

Глобальная токенизация цифрового искусства — хорошо это или плохо?

Редакция нашего журнала сердечно благодарна им, что они все-таки смогли встретиться, найти время в своих графиках и поговорить об одном из главных трендов на рынке современного искусства – его токенизации. Вдвойне приятно то, что общение героев сегодняшнего интервью происходило в очном формате, потому что в таком варианте у них получилось максимально полно раскрыть тему, как с точки зрения мира искусства, так и криптовалютного сообщества. За первое направление у нас сегодня отвечает Олег Пинчук, за второе – признанный эксперт криптовалютного рынка Рейнис Тумовс. Итак, начнем?

- Искусство уже не одно десятилетие претерпевает серьезные изменения. Сначала оно подверглось глобальной цифровизации, а в последние несколько лет переживает новый этап эволюционного развития – токенизацию. Как вы думаете, хорошо это или плохо для искусства в традиционном его понимании?

О.П.: - Здесь, как мне кажется, нужно скорее говорить не о понимании искусства, а о нем самом. От способа восприятия и распространения искусство не меняется. Картина продолжает оставаться картиной, а скульптура – скульптурой. Просто общество получает еще один канал взаимодействия с миром искусства, на этот раз через NFT-токены. А стремительный рост популярности этой технологии говорит всего лишь о том, что интерес к предметам искусства в обществе, по-прежнему очень высок, но в последние годы дистанция между людьми и миром искусства стала слишком большой, в том числе и из-за постоянного стремления скульпторов и художников подчеркнуть свою исключительность и элитарность. Диджитализация искусства и развитие цифровой экономики позволили быстро сократить это расстояние, сделав предметы искусства одинаково доступными как для ценителей и коллекционеров со стажем, так и для молодых криптоэнтузиастов и начинающих поклонников финтеха, которые только-только делают первые шаги в коллекционировании.

Р.Т.: - Для того, чтобы стал понятен масштаб этого тренда, достаточно сказать, что всего за два первых месяца 2021 года на 12 крупнейших NFT-маркетплейсах были реализованы права на цифровые активы на общую сумму более 500 миллионов долларов. Этот результат ровно в два раза превысил объем всего этого рынка, зафиксированный по итогам 2020 года.

- В чем заключаются преимущества токенизации? Что она дает как пользователям, так и творцам?

О.П.: - Для пользователей NFT – это простой и удобный способ стать ближе к миру искусства, в том числе и за счет владения какой-то его частью, а для творцов рынок NFT – это возможность расширить свою целевую аудиторию, в том числе и платежеспособную. Мне кажется, от активной токенизации выигрывают все участвующие в процессе стороны: и NFT-маркетплейсы, и люди, и творцы, и искусство в целом.

- Одним из основных преимуществ токенизации цифровых произведений искусства считается решение проблемы перехода прав собственности на авторские права, поскольку все это теперь раз и навсегда фиксируется в блокчейне. Так ли это на самом деле? И насколько все это удобно и надежно, ведь факт владения человеком токена на ту или иную картину никак не влияет на возможность всех остальных пользователей свободно скачивать и рассматривать ее фотографии?

Р.Т.: - Цифровизация кратно увеличила число объектов искусства, на которые может распространяться действие Закона о защите авторских прав, и да, токенизация действительно помогла решить проблему закрепления перехода прав собственности на эти объекты. Невзаимозаменяемые токены NFT и технология блокчейн обеспечивают абсолютную верификацию и отслеживание хронологии перехода прав собственности на эти произведения, к тому же NFT создала легкий и эффективный инструмент купли-продажи. Ведь, де-факто, между пользователями перемещаются не сами объекты интеллектуальной собственности, а выпущенные под них токены NFT, которые являются цифровым ключом, позволяющим новому владельцу распоряжаться приобретением по своему усмотрению.

О.П.: - Что касается второй части вопроса, то нужно понимать, какой именно цифровой объект приобретается за NFT. Есть произведения, существующие в единственном экземпляре, авторы других выставляют на маркетплейсы неограниченное количество их копий. Что до фотографий в интернете, то с этим, увы, сделать ничего невозможно. Не можем же мы запретить распространение в интернете фотографий «Джоконды», на основании того, что у этого полотна есть собственник?

- Есть ли в токенизации цифрового искусства какая-то практическая значимость кроме очевидного привлечения в эту сферу дополнительных финансов и увеличения числа активных коллекционеров?

О.П.: - На мой взгляд, здесь нужно, прежде всего, говорить о том, что искусство и простые люди стали ближе друг к другу, и о том, что за счет активного развития NFT-маркетплейсов заметно выросла аудитория людей, которые так или иначе интересуются искусством как таковым.

- Очевидно, что рынок NFT - это уже нечто большее, чем просто маркетплейсы с картинками, которые продаются за криптовалюту. Во что развилась эта индустрия?

Р.Т.: - NFT – рынок – это действительно уже не только NFT-маркетплейсы, хотя за последние два-три года они прошли огромный путь эволюционного развития. NFT-токены сегодня активно применяются в игровой индустрии, позволяя торговать теми или иными объектами, в том числе покупать дефицитные ресурсы и редкие артефакты. Кроме того, технология NFT два года назад была успешно применена компанией Nike в сервисе проверки подлинности приобретаемых кроссовок. Так что применение NFT уже сейчас не ограничивается только миром цифрового искусства, а со временем будет только расширяться.

- Как вы считаете, как глобальная токенизация влияет и будет влиять на искусство, в том числе цифровое?

О.П.: - Мне кажется, что сейчас на волне успеха NFT-маркетплейсов стало создаваться больше объектов цифрового искусства, заточенных именно на продажу через эти площадки, но это врядли как-то скажется на мире «чистого» искусства. Нам каждый год обещают, что оно вот-вот прекратит свое существование под давлением тех или иных обстоятельств. И каждый год ничего не происходит. Поэтому, скорее всего, арт-объекты, создаваемые непосредственно для NFT-маркетплейсов, займут определенную (возможно, даже довольно большую) долю на рынке искусства, но это не приведет к его тотальной трансформации.

Р.Т.: - Взаимодействие современного искусства и цифрового финансового мира упростилось до предела. На то, чтобы создать на NFT-маркетплейсе новый лот, сегодня уходит не больше 10 минут. Кроме того, здесь нет никаких проблем в том, чтобы продавать и покупать арт-объекты за криптовалюту. Для тех, кто вращается в этой сфере, это не сложнее, чем среднестатистическому обывателю оплатить коммунальные услуги через банковское приложение, так что сегодня это ни в коем случае не хайп, а вполне привычный, эффективный, если не сказать рутинный инструмент торговли большим количеством предметов цифрового искусства. И есть все основания полагать, что в ближайшие несколько лет этот рынок будет только увеличиваться.

1010
4 комментария

лабс вакарс!
учитывая личность Олега Пинчука, было интересно услышать его мнение.

Действительно, NFT стал " рутинный инструмент торговли большим количеством предметов цифрового искусства".
Что же касается самой торговли - это все же именно что хайп
(ради заработка на ажиотаже).
Сегодня любая_хрень преобразуется в NFT и торгуется на хайпе.
Что же касается действительно произведений искусства - они так и висят без движения на маркетплейсах.

2

Не может иметь ценность то что не имеет ценности, хоть сто раз его "искусством" назови

1

Спорно. Искусство крайне субъективно - красота в глазах смотрящего

1