{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Токенизация образования: будущее или утопия?

Инвестор в Ed-Tech проекты Дмитрий Костомаров рассуждает о том, почему современная HR-индустрия неэффективна и как будет трансформироваться отрасль

Совладелец компании e.Queo и инвестор в Ed-tech стартапы Дмитрий Костомаров считает, что в будущем возможна токенизация знаний и профессиональных навыков

В силу специфики своего бизнеса, я часто общаюсь с руководителями HR-отделов крупных компаний и слышу от них одно и то же. Нет достойных кандидатов. Сложности с квалификацией у тех, кто есть. Широкая воронка поиска, а на выходе ноль. В одной корпорации привели шокирующие цифры: затраты на найм сотрудника оказались выше, чем размер его дохода за время работы в компании. На мой взгляд, причина кроется не только в квалификации кандидатов, но и архаичном подходе эйчаров. Он лежит в очень старых парадигмах, плохо применимых в современном мире. И осознание этих разрывов - путь к изменению ситуации.

Начнем с целеполагания. В мире прошлого считалось, что компания вечна. Ее продукты, ценности, цели менялись достаточно медленно, а среди топ-менеджеров преобладал подход, что если идти по некой дороге определенным образом, то будет необходимый результат. В современном мире действуют огромное количество деструктивных факторов, которые способны убить компанию или изменить ее до неузнаваемости непредсказуемым образом. Яркий пример - Nokia. Компания производила с инженерной точки зрения совершенные аппараты и привлекала лучших специалистов, была безукоризненной компанией с точки зрения поиска и удержания наиболее талантливых кадров в отрасли. Но появилась Apple и показала всему миру, что интуитивная понятность, дизайн и развитие пользовательского опыта является краеугольным фактором развития индустрии носимых коммуникационных устройств.

В новых компаниях адаптивность, способность работать в состоянии неопределенности и способность достигать результата стала определяющей компетенцией. И HR-индустрия столкнулась с колоссальным вызовом, поскольку измерить эти параметры, в отличие от опыта, квалификации и знаний имеющими средствами практически невозможно.

Привлечение сотрудников, мотивирующие ролики и баннеры, лэндинги, брендированные вакансии на кадровых порталах разбиваются о новых людей, которые пройдя весьма странные с их точки зрения процедуры, попадают в компанию и спокойно уходят из нее. «Не то», говорят они. В массовых профессиях потери в первые два месяца после начала работы достигают до 60%. Один крупный работодатель признался мне, что количество специалистов, прошедших через работу в их центре обслуживания клиентов таково, что остался всего год до момента, когда оно достигнет численности всего взрослого населения города, где расположен сам центр.

Отдельного разговора заслуживают попытки справится с поиском кандидатов по базам резюме. Об этом столько написано, что приведу лишь одну цифру. Опросив 2 000 рекрутеров в 2017 году, платформа SocialTalent пришла к выводу: чтобы закрыть одну вакансию, рядовой рекрутер рассматривает около 225 кандидатов. Однако, чтобы выйти на этот показатель, первичный размер воронки может быть в десять и более раз выше.

Выбор сотрудников, конечно базируется на определенных методиках, и мы должны верить, что все они, пытающиеся предсказать будущее, научны, если бы не одно но. Предикативные методики работают при использовании большого массива данных. Чтобы эйчар научился практически безошибочно угадывать, как другой человек себя проявит в той или иной ситуации, а тем более адаптируется в совершенно незнакомом коллективе, он должен заниматься этим всю свою жизнь, причем большую часть ее ошибаться безбожно.

Наняв сотрудника, компания даже не пытается понять, насколько он квалифицирован. У российских работодателей вообще нет иллюзий на этот счет, поэтому они тратят до месяца оплачиваемого рабочего времени на обучение сотрудника заново. Корпоративные учебные центры, университеты. Средние затраты на обучение существующих и потенциальных сотрудников составляют 0,73% ФОТ и колеблются в широких пределах от 0,11% до 3%. Однако это не учитывает стоимости самого рабочего времени, поэтому смело можем считать, что затраты редко ниже 10% от ФОТ, то есть в масштабах экономики, если принять, что общий размер фонда находится в границах 20 трлн руб., а люди меняют работу в среднем раз в три года, мы имеем затраты сопоставимые со всем бюджетом на образование в Российской федерации (около 660 млрд. рублей).

Удержание сотрудников тема - отдельной статьи, особо можно выделить только тот факт, что различные тренинги, командообразующие мероприятия, мотивационные программы и проекты внутренней коммуникации не самый слабый элемент системы. Хотя и в некоторых компаниях отнимающий еще неплохой кусок от рабочего времени сотрудников.

На увольнении сотрудников тоже можно долго не останавливаться. В России мало кто слышал об идее «довольного уходом» сотрудника. На самом деле, на данном этапе и создается репутация компании и то, как с людьми расстаются, свидетельствует о зрелости организации.

В общем, пора перейти к диагнозу и назначению цифрового лечения. Большинство проектов в сфере HR-Tech ничего не лечат, поскольку являются простой попыткой делать старые ошибки быстрее и дешевле. Поэтому даже не буду подробно разбирать отдельные проекты в этой области и просто опишу саму идею трансформации индустрии целиком.

Представим себе мир, где, начиная со школы, каждое полезное гипотетическому работодателю действие будет иметь цифровую оценку. Не оценку соответствия ожиданиям учителя, а ценность. Цифровой токен. Научился работать молотком – токен. Изучил курс прикладной механики – 10. Со временем токены сгорают, но не до нуля, поскольку человеческий мозг устроен так, что каждую ночь во сне он разбирает наш архив знаний и навыков на активный и пассивный, но даже убрав все в пассив, он будет хранить воспоминание о самой дисциплине. Токены не абстрактные, а имеют свой цвет, соответствующий типу квалификационных требований, которые будущие работодатели смогут использовать при формировании вакансий.

Наш будущий сотрудник таким образом, лет в 12, начав задумываться о том, какие траектории он в принципе рассматривает в будущем, сможет увидеть способы зарабатывания необходимого числа токенов.

Ближе к 18 годам, времени первого трудоустройства, к которому человек будет завершать первую часть образовательного процесса (базовую и профессиональную), ему не придется заниматься поиском подходящих вакансий, у него будет два пути. Первый: выбрать из того, что ему предложат будущие кадровые порталы, которые превратятся из досок объявлений в полноценные хранилища знаний о квалификации и динамики изменений стоимости токенов. Второй – замахнуться на работу мечты, получив варианты траекторий, по которым он сможет пройти самостоятельно, набрать нужный цветовой спектр и количество токенов в каждом, чтобы автоматически получить работу.

Если кому-то любопытно, почему я думаю, что к 18 годам люди смогут быть готовы выходить на полноценную квалифицированную работу, то это довольно просто. По планете шагает обучающий контент 2.0. Сочетание микроленинга, интерактива, проверки понимания в процессе и актуализации в дальнейшем. Он позволяет пока в корпоративном обучении добиваться за часы то, на что у классических образовательных учреждений уходит годы, а текущего формата корпоративного обучения недели. Из западного опыта можно назвать проект Grovo.com. В России это мой первый проект, в который я инвестировал, как бизнес-ангел – e.Queo.

Вернемся к идее непрерывного накопления и девальвации цифровых оценок. Все, что с человеком будет происходить внутри компании, также может быть оценено в универсальных токенах. Оценки работы, успехи в учебе. Что угодно, что корпоративный мир посчитает ценным друг для друга.

Где в этом мире HR-функция? Она умрет? Нет. Она трансформируется. Когда технология заменяет базовую функцию человека, роль человека меняется. Он становится ментором и учителем машины. Отпадет потребность поддерживать архаичные обряды, но это и хорошо. Главное, чтобы рано или поздно сотрудник и работодатель перешли на простую сделку. Если сотрудник имеет правильный токен-профайл и его оценки лучше других претендентов – он должен быть нанят автоматически. Если он хочет получить эту работу, но знаний недостаточно, компания дать ему возможность самостоятельно поднять свой грейд. А наняв, корпорации должны лишь предоставить сотруднику все инструменты для работы и поддержания квалификации, сделать их доступными без ущерба рабочему времени.

Далекое ли это будущее? Нет. Уже сейчас работодатели могут формировать цифровые профили и не принимать резюме без обязательного подтверждения кандидатами своего соответствия им.

Уже сейчас существуют легкие нативные системы, позволяющие оценивать сотрудников в процессе работы и обучения без субъективных факторов. Никто не мешает работодателям выдвинуть свои системы профессиональной подготовки on-line и обеспечить прошедшим их облегченный порядок найма, до автоматического. Все отдельные элементы системы существуют и развиваются. Просто надо перестать бесконечно улучшать плохое, а начать делать принципиально новое и лучшее.

0
1 комментарий
Сергей Щетинин

Текучка в кадрах и проблемы HR зачастую кроются не в проблемах с подбором и оценкой кандидатов, а с:
1. Некомпетентностью тех, кто дает ТЗ на подбор.
2. Непонимания самой компанией зачем и для чего нужен сотрудник.
3. Несоблюдение договоренностей по мотивации.
4. Отсутствие у компании ( или нежелание выделять) нужные ресурсы
5. Авторитаризм руководителя который всегда знает «как надо»

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда