Методологии управления проектами: водопад, эджайл

В предыдущей части мы разбирались, что такое проект и зачем нужен менеджер проектов. Сегодня углубимся в тему и поговорим о инструментах, которые менеджер использует в работе.

Методология

Методологией в управлении проектами называется стандартизация проведения проектов. Под стандартизацией здесь подразумевается описание шагов работы, чеклисты к проверке – эдакая канва, в которую можно закинуть проект, и он под присмотром менеджера приплывет к завершению и готовому продукту. Так как каждый проект в той или иной степени уникален, методология не панацея, думать все-таки придется.

Методологий управления проектами великое множество – они бывают используемыми только в одной компании, бывают глобальными. Методологии бывают в виде инструментов (типа Agile), бывают в виде большой книги с набором этих инструментов (PMBoK, тоже методология).

В жизни я использовал и использую две, самые популярные методологии – Waterfall (“водопад”/“каскадная”) и Agile (и его ответвление – Scrum), о них и пойдет речь. Ради расширения кругозора читателя расскажу и о других известных мне вещах. Если читатель работает с диджитал, то “водопада” и “эджайла” хватит за глаза – можно будет использовать их в работе, жизни, рассказывать знакомым и незнакомым людям, на митапах, с умным видом попивая смузи.

Откуда взялись методологии?

Само собой, ничто ниоткуда не берется, и Петр Первый ничего не слышал про эджайл. Методологии придумываются всякими разными организациями и ассоциациями, где умные дядьки собирают свои проблемы в кучи, затем понимают, как их можно было избежать, и делятся после решениями с такими обывателями как я, например. Иногда продумывание методологий происходит на государственном уровне – там тоже решают проблемы и собирают best practices (в приличном обществе так не выражайся) в книги и руководства.

Agile и Waterfall

Речь сегодня пойдет в основном об этих двух зверятах. После прочтения этого раздела можешь смело идти и требовать себе самое классное место менеджера проектов в самой крупной подходящей организации города.

Waterfall

Водопад, каскадная методология – традиционная, самая популярная и логичная методология управления проектами. В чистом виде может сработать совсем в простых проектах. Допустим, тебе потребовалось посадить дерево. “По водопаду” выполнение проекта выглядит так:

  • Купить саженец
  • Выкопать яму
  • Поставить в нее саженец
  • Присыпать землей
  • Полить дерево

Каждый этап в таком проекте идет следом за предыдущим и не может быть выполнен раньше предыдущего – это и есть “водопад”. Еще это пересекается с “методом критического пути”, но о нем расскажу в отдельной статье – напомни мне.

Я работаю с проектами в сфере разработки сайтов и мобильных приложений. Этапы разработки таких проектов по водопаду примерно одинаковы:

  • Написать техническое задание
  • Нарисовать дизайн
  • Сверстать дизайн
  • Закодить
  • Протестировать
  • Запустить проект

Чтобы двигаться по водопаду, нужно иметь четкое техническое задание и понимание шагов, следующих друг за другом. Из практики скажу, что работать по чистому водопаду нереально – обязательно где-то выясняется, что что-то упустили, где-то нужно откатиться на предыдущий этап и делать это параллельно с текущим этапом. Тем не менее, чем четче техническое задание, тем меньше шансов на то, что проект уйдет в сторону. Для проектов, где “уход в сторону” приемлем, есть Agile.

Agile

“Эджайл” (или “агиль”, или “а жаль” – много у него прикольных названий) относится к типу гибкой методологии. Главное его отличие от водопада – рабочий продукт на каждом этапе работы и неясный финал проекта. В примере с тем же деревом, где каждый этап последователен, этот эджайл не покатит: ну купил ты саженец, а толку? У эджайла достаточно широкая область применения, однако более всего он прижился в IT. А его виды и подтипы толстой пленкой накрыли прилегающие сферы – бизнес-планирование, продуктовый менеджмент и так далее, и тому подобное.

Для примера работы “по агилю” представим проект посложнее. Пусть это будет проект из строительства. Задача: построить дом, где можно жить.

Этапы производства (представим, что каждый этап занимает ровно спринт):

  • Построить коробку со стенами и потолком
  • Построить крышу и закатать стены штукатуркой
  • Поставить двери и окна в дом
  • Провести электричество, воду, канализацию
  • Постелить ламинат, поклеить обои
  • Завезти мебель и телевизор
  • Впустить кота

Пусть в состоянии MVP (минимальный жизнеспособный продукт), но этим домом можно будет пользоваться примерно после первого этапа – не очень комфортно, но можно. Также “по эджайлу” этапы могут не следовать друг за другом, а идти параллельно или в разном порядке. Ключевой момент: на каждом этапе реализации продукта продуктом можно пользоваться.

Чтобы фиксировать этапы, умные дядьки придумали спринты, каждый из которого содержит набор операций и сроки (чаще равные) их реализации и планируются непосредственно перед спринтом. Задачи, прилетающие в процессе спринта складываются в бэклог – корзинку с тем, что при следующем планировании спринта кто-то будет разгребать. Ну и еще одна особенность эджайла: у проекта может не быть технического задания – вот думали вы строить одноэтажный таунхаус, а в процессе решили, что для вас окей построить шестиэтажный особняк и вы вот его строите, гибко меняя планы в процессе производства.

Agile используют в IT (“диджитале”) – лучше всего он живет в стартапах, когда финальный проект не ясен, нужно проверять гипотезы и делать это быстро и гибко. Эджайл удобно использовать в проектах стороннего клиента (не из компании), когда финал проекта не ясен и у клиента тысяча тысяч идей по ходу разработки. В таком случае определяешь, сколько времени команды в неделю можешь выделить, считаешь стоимость этого времени и выставляешь счета в финале каждого спринта.

Если ты работаешь со внешними клиентами, эджайл гораздо удобнее водопада в любых проектах – ты же знаешь, сколько комментариев клиент может выдать на каждом этапе проекта и как сложно объяснить клиенту, что его комментарии превышают заложенное время на разработку, а значит и бюджет проекта. Доплачивать-то он вряд ли будет – есть же смета, и ты вроде как профессионал, должен был сразу понять, что ему вообще нужно. Эджайл работает с понимающими клиентами, остальным будет крайне сложно объяснить, почему это окей.

Еще одна особенность методологии: в ней нет как такового менеджера проекта. Есть владелец продукта, скрам-мастер (в Scrum), члены команды. То есть, менеджер здесь выступает в роли владельца продукта и делает примерно то же самое, что делает при любой другой методологии. Внутри любой проектной команды продакт-оунером выступает менеджер проекта – он заказывает продукт у команды, а не тот человек, который брифует менеджера.

В одно семейство с эджайлом (“гибкие методологии”) входят Scrum, XP и Lean – хипстерские вещи из мира стартапов – читайте интернеты.

Waterfall или Agile?

Никакая методология не панацея. Ближайшую аналогию могу провести с чеклистами – это такая классная штука (читай статью на моем медиуме @salakhmir), которая люто помогает в работе, но, почему-то, работает не у всех. Любой инструмент – всего лишь инструмент, и сам по себе работать не будет. Представь, что лопату положили на землю и ждут, когда что-то произойдет – так и тут, чтобы что-то сделалось, нужно что-то сделать.

Преимущественно использую гибридную методологию (и водопад, и эджайл), где есть техническое задание, понятны этапы, но случаются отклонения по ходу проекта. Со стороны может казаться, что творится хаос, главное делать лицо с понтом всё идёт по плану. Часто отклонения уходят в отдельные проекта, но чаще остаются внутри текущего и тянут за собой увеличение времени (бюджета) проекта. Кажется, это плохо, но момент политики в работе с людьми (мы же работаем с людьми, а не с сайтами, помнишь?) исключать нельзя.

Организации, управляющие методологиями

Эти организации, по большей мере, именно управляют развитием методологий – развивают их такие же менеджеры, каким однажды станешь ты. В мире их не так много, но все они дико важные – за деньги и время можно получить их дипломов и ходить на собеседования, поражая интервьюеров.

PMI

Project Management Institute – наш друг. Питаю к этой организации особую привязанность – у них мощная комьюнити и хорошая база. Организация базируется в США, существует с 1969 года, а их стандарты управления проектами признаются ANSI.

Основной продукт PMI – свод знаний по управлению проектами PMBoK, осенью 2017 года вышла шестая часть. Свод знаний содержит канвы выполнения проектами в мелочах – от сбора требований стейкхолдеров до закрытия проекта. Рекомендую хотя бы ознакомиться с книгой – в ней же можно почитать и про ватерфолл с эджайлом, и про метод критического пути и метод быстрого прохода – темы одной из будущих моих статей.

Дополнительно к PMBoK у PMI есть такие основные вещи: стандарты управления портфелями (проектов) и программой, стандарты управления рисками и Scrum Guide. PMBoK – не IT-книга, методики из свода применимы фактически ко всем проектам (для некоторых типов есть отдельные расширения) – маст хэв, в общем.

У PMI куча куч видов сертификаций, со ступенями и наворотами. Сертификаты PMI известны и популярны. Например, PMP – профессионал управления проектами – типа подтверждает, что ты можешь руководить проектами. Получить сертификаты организации не имея опыта нельзя, потому они больше как подтверждение, нежели как этот твой университетский диплом, который ты получил, пока учился учиться.

IPMA

Международная Ассоциация Управления Проектами – такая же организация, как PMI, только европейская (Швейцария), и о ней меньше слышно. Работает с 1965 года, и изначально называлась Internet (когда интернета в помине не было).

Что они там делают – понятно мало. Ну, сертифицируют менеджеров. Выпускают свои журналы – сами и под представительствами. Зарабатывают деньги. И слава Б-гу.

PRINCE2

“Принц” (PRojects IN Controlled Environments). Появилась методология в 1989 году, в Великобритании (и тут отделились). Ключевой особенностью методологии является польза, которую принесут процессы внутри проекта проекту. Минимизация рисков, соблюдение качества проекта. Еще у проектов PRINCE2 сложная организационная структура с комитетом проекта. В остальном, такие проекты, как проекты по другим методологиям, имеют старт, этапы и завершения – все знакомо и привычно.

P2M

«A Guidebook of Project and Program Management for Enterprise Innovation». Японская методология управления проектами – на этот раз свежее, она 1999 года. Тентаклями тут является акцент на инновации и управление ожиданиями заинтересованных лиц. Близко не сталкивался, не изучал, оценки дать не могу.

Microsoft Solutions Framework

“Частная” методология управления проектами, MSF, была придумана и введена в работу в 1994 году майкрософтом. Она особенна тем, что разрабатывалась непосредственно под разработку программного обеспечения, а не адаптировалась, что можно сказать о том же PMBoK. Внешне похожа на список внутренних рекомендаций (типа как у вас в интре) для менеджеров проектов. В чистом виде не используется даже Microsoft – добавляют тот же эджайл, например. В википедии есть познавательная статья об этом фреймворке, прошу пройти туда – там больше, чем могу рассказать я.

Резюме

Ничто не панацея, но понимать принципы и брать из них лучшее можно и нужно. Пока писал статью, краем глаза наткнулся на статью о Стаханове – был такой чувак при Советах, его еще в советской пропаганде продуктивности использовали. Он тоже работал по методологии (уголь добывал), но однажды понял, что если чуток переставить людей и пустить некоторые процессы параллельно, можно работать лучше. Вот и заработал себе страницу в википедии. Так и здесь – тестируй, применяй и дорабатывай (потом делись). Все, с чем ты сталкиваешься, все советы – гипотеза, которую нужно проверить. Enjoy it!

В следующей части постараюсь рассказать про планирование задач и времени, включая собственный микроменеджмент. Статья должна помочь не только начинающим менеджерам, но и тем, кто с ними работает. Если хватит запала, то статья будет прям на этой неделе. Пишите письма.

1515
реклама
разместить
15 комментариев

Ждем следующих статей

2

Написано живо, наверное, актуально кто не в теме. Лично хотелось бы особенностей и тонкостей использования - я люблю жанр «охотничьих рассказов»

1

Это серия. Сначала азы, потом внутрь - разберемся с теорией, полезем в дебри :-)

3

Подскажи, какими инструментами пользуешься.

Будет в одной из частей, отдельная тема.

1

Если есть релевантный опыт, хотелось бы услышать про PERT и инструменты под него.